Подробные пояснения о том, что такое предшкольное образование и как оно будет развиваться в России, дал заместитель директора департамента государственной политики и образования МОН РФ Игорь Реморенко.
Предшкольное образование – термин, который распространен во всем мире. Но для россиян он не совсем понятен. Нашим традициям ближе понятие – образование детей старшего дошкольного возраста.
В основном предшкольное образование осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть, в детских садах. Вместе с тем в последнее время получили широкое развитие так называемые группы подготовки к школе – группы кратковременного пребывания, работающие при школах или учреждениях дополнительного образования.
По словам Игоря Реморенко, есть даже практика организации предшкольного образования даже при вузах, например, при Нижегородской архитектурно-строительной академии.
большие проблемы с письмом, но и в формировании устной речи – физиологами давно доказано, что развитие мелкой моторики связано с речевым центром.
Другие, не менее важные способности, которые необходимо выработать у дошкольника - умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных,
организовать свою деятельность.
Планируется уже к 2008 году охватить дошкольным образованием 70% детей в целом по стране. На данный момент этот показатель значительно ниже – 57,6%. Причем специалистов настораживает факт, что в течение последних 10 лет он продолжает неуклонно снижаться. Так, в 1995 году дошкольным образованием было охвачено 64% детей.
В некоторых регионах разрыв в показателях и вовсе выглядит критическим. Например, 10 лет назад в Дагестане дошкольным образованием было охвачено 98% детей, а на данный момент – только 23%, в Алтае – 88% и 48% соответственно. Есть регионы, например, Владимирская область (83%) и республика Коми (81,6%), где показатели сохранились на достаточно высоком уровне. А на Чукотке и вовсе отмечается увеличение охвата детей дошкольным образованием: с 76% в 1995 году до 92% на данный момент
"Существует такое понятие как сензитивный период, – говорит Реморенко. – Возраст, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере".
Рекомендации и задачи МОН
Одними рекомендациями по методикам обучения проблему с предшкольным образованием не решить. Проблема в том, что дошкольное образование дети, в основном, могут получать в детских дошкольных учреждениях. Далеко не все дети имеют материальную возможность для посещения этих учреждений.
Еще один момент, который будет содержаться в рекомендациях МОН, – расширение практики групп кратковременного пребывания, так как не все родители могут или хотят отдавать своего ребенка в детский сад на полный день. Кроме того, такие группы удобнее родителям и с экономической точки зрения – ведь не нужно будет оплачивать организацию питания, прогулок и дневного сна ребенка.
Также в задачу МОН входит усовершенствование системы повышения квалификации сотрудников дошкольных учреждений. "В некоторых регионах развита практика, когда сотрудники детских садов повышают квалификацию в более успешных дошкольных учреждениях. Такой опыт кажется нам весьма ценным, – отмечает Реморенко. – Мы также планируем подготовить рекомендации по развитию системы повышения квалификации"
В целях обеспечения равенства стартовых возможностей детей из разных
социальных групп при приеме в школу предполагается введение
обязательных образовательных программ «предшкольного образования»
(классы «раннего развития», подготовительные классы, специальные
образовательные услуги в ДОУ).
Предшкольное образование не носит обязательного характера.
Существуют определенные риски
В целях снижения рисков недополучения услуг ДОУ для детей из малоимущих семей предлагается внедрить следующий подход к их финансированию:
∙ финансирование дошкольных образовательных программ должно осуществляться субъектом РФ по утвержденным им нормативам, путем предоставления целевой субсидии муниципальным образованиям;
∙ содержание ребенка в ДОУ — социальные услуги должны финансироваться на долевой основе муниципальным образованием и родителями. Причем родительская плата должна осуществляться в зависимости от доходов семьи; будет ли она дифференцированной от доходов семьи или будет установлена, как всегда, нижняя планка — прожиточный минимум, пока не установлено.
Общий характер заявленных целей МОН можно обозначить следующим образом:
система образования должна обеспечить равные возможности для детей из разных социальных слоев общества, а также некую итоговую успешность выпускников системы на рынке труда с точки зрения реальных закономерностей развития детей, связанными с «успешностью», как основной целью образования .
∙ общение со взрослыми и сверстниками;
∙ обсуждение важных для детей событий;
∙ планирование учебных действий;
∙ активную работу, как индивидуальную, так и в коллективе (команде);
∙ рефлексию и оценку результатов.
Возможно ли это?
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть