Слайд 1Устройство дорожного покрытия с применением добавки "срубайн"
Слайд 2Применения "срубайна" в дорожном строительстве
Из целого ряда публикаций известно,
что в течение
длительного периода
времени предпринимались многочисленные
попытки утилизировать резину путем
введения ее в битумы и асфальты в
надежде улучшить их свойства.
Слайд 3
Были разработаны многочисленные методы и технологические схемы, так называемого, «сухого» введения
частиц резины в асфальтобетонные смеси при их изготовлении, прямого использования резиновой крошки как наполнителя в дорожно-строительных материалах, в асфальтобетонных покрытиях. Считается, что это наиболее простая и низкозатратная схема использования утильной резины.
В различных странах и регионах были построены экспериментальные участки дорог и аэродромов. Вначале они показывали достаточно высокие характеристики, но затем, при постепенном набухании резиновой крошки, покрытия разуплотнялись и разрушались. Ничем не связанная резиновая крошка выкрашивалась из покрытий и в практически неизменном виде разносилась ветром, загрязняя окрестности.
Некоторое применение «сухой» метод нашел в производстве асфальтобетонов для нижних слоев и слоев оснований, где проблема разуплотнения и выкрашивания резины решалась за счет перекрытия верхними плотными слоями. В литых асфальтобетонных смесях «сухое» введение резиновых частиц также оказалось возможно без явных отрицательных последствий. Однако в данном случае говорить об осуществлении действительно «сухого» введения резины не представляется возможным.
В так называемых «мокрых» методах модификации, основанных на разложении и девулканизации резины в битумах при высоких температурах, происходил выброс токсичных веществ, содержащихся в резине, а образовавшиеся жидкие низкомолекулярные каучуковые фрагменты фактически пластифицировали битум и снижали адгезию вяжущего, понижая сдвиговые показатели асфальтобетона и его водостойкость. Кроме того, мелкодисперсная сажа из резины, в большом количестве попадая в битум, становилась дополнительным источником центров кристаллизации, резко понижая стабильность вяжущих, их устойчивость к старению и деградации свойств.
Слайд 4
В нашей стране исследования по введению резиновой крошки в дорожный битум
и битумоминеральные смеси проводились Н.В.Горелышевым, А.И.Лысихиной, Г.К.Сюньи, И.М.Руденской, Б.М.Слепой и многими другими.
При участии СоюздорНИИ более двадцати лет тому назад были вновь начаты научно-исследовательские и опытно-внедренческие работы по применению резиновой крошки в качестве компонента минеральной составляющей асфальтобетонных смесей.
Возможность использования дробленой резины в асфальтобетоне была отражена в выпущенном в 1991 году «Пособии по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов» (Минтрансстрой). В «Пособии» отмечается, что использование дробленой резины в горячих асфальтобетонных смесях повышает долговечность покрытий, улучшает их фрикционные свойства, что позволяет уменьшить расход высокопрочного трудношлифуемого щебня. При использовании асфальтобетонов с дробленой резиной, уменьшается вероятность появления вторичных трещин на поверхности дорожного покрытия. В «Пособии» отмечается, что крупность зерен резины должна быть не более 1 мм, считается, что наибольшая плотность составов асфальтобетонной смеси обеспечивается при крупности частиц резины не более 0,63 мм. Предусмотрено, что резиновая крошка может вводиться как в битум («мокрый» метод), так и непосредственно в асфальтобетонную смесь («сухой» метод). Рекомендовано содержание резиновой крошки в дорожном битуме 5-7% по массе как оптимальное. «Пособие» регламентирует основные технологические параметры введения резиновой крошки в битум или в асфальтобетонную смесь и технологию применения таких смесей при строительстве и ремонте дорожных асфальтобетонных покрытий.
Слайд 5В Российской Федерации появятся дороги, сделанные из автомобильных покрышек.
Предложенный «Роснано» способ
строительства подразумевает, что автомобильные покрышки вначале измельчаются до резиновой крошки, после чего, полученный материал, при помощи специальных химических процессов «переваривают» в активный резиновый порошок.
Полученное из старых покрышек дорожное покрытие имеет микро- и наномозаичную структуру.
Как считают специалисты «Роснано», подобный асфальт будет намного устойчивее традиционного, что немаловажно, такие дороги нужно будет ремонтировать в полтора раза реже.
Идею уже успела поддержать Московская городская дума. По мнению, депутатов для строительства дорог вполне могут быть использованы отработанные покрышки, которые в большом количестве находятся на столичных свалках. На сегодняшний день городу приходится платить до 1,5 тысяч рублей за утилизацию одной отдельной шины, ничего не получая взамен.
С внедрением передовой технологии за утилизацию каждой шины будут доплачивать уже водителю.
Говоря о пригодности автомобильных покрышек для дорожного строительства, стоит отметить, что в каждой шине, как правило, содержится до 60% резины. Таким образом, из покрышки имеющей сухой вес в районе 6 килограмм, после измельчение может быть получено около 2 килограммов резинового порошка.
Слайд 6В Москве появятся резиновые дороги
Новая технология, которая позволит сделать асфальт более
устойчивым и увеличит его долговечность в полтора раза, может быть опробована на Пятницкой улице. При этом в комплексе городского хозяйства не исключили, что асфальт с резиновой крошкой будут укладывать и на других трассах.
Старые покрышки будут забирать у автомобилистов, выплачивая им при этом денежное вознаграждение. Между тем, член комиссии по экологической политике Мосордумы Иван Новицкий отметил, что "все нужно вначале просчитать". В настоящее время за утилизацию колес водители платят сами – по 150 рублей за покрышку.
По мнению доцента кафедры дорожных материалов МАДИ Юрия Васильева, технология изготовления добавок в асфальт из автопокрышек перспективна. При этом он отметил, что в настоящее время в дорожном покрытии используется битум низкого качества, который плохо переносит высокие температуры летом и низкие - зимой.
Стоит отметить, что впервые дорожное покрытие с резиновыми добавками было испытано в 1960-х годах в Аризоне. С тех пор изготовление асфальта с использованием переработанных шин получило распространение во многих странах мира.
Слайд 7В Израиле «научились» делать дороги из шин
Слайд 8Резиновая дорога в Израиле
На основе эксперимента утилизации автомобильных шин и улучшения
дорог, в Израиле национальная дорожная компания решила изменить один из участков дороги к востоку от Кармиэля. Смесью из асфальта и резины будет покрыта часть трассы длинной в 1100 метров. Можно сказать, что это еще один пример использования резинотехнических изделий.
Резина перерабатывается до мелкой крошки и смешивается с асфальтом, а затем покрывается участок дороги. Подобная инициатива появилась у национальной дорожной компании при участии министерств транспорта и дорожной безопасности, охраны окружающей среды и хайфского «Техниона».
«Наша деятельность основывалась на знаниях и опыте, которые были получены нами, например, от штатов Луизиана и Калифорния в США, и адаптированы под местные потребности и стандарты, а также под израильский климат» – поведал Адриан Кутрош, глава отдела исследований и разработок в национальной дорожной компании. — «Мы проводили предварительные проверки, но в Израиле впервые будет проведен эксперимент, как «поведет» себя такая трасса со временем, как она будет взаимодействовать с двигающимися транспортными средствами и как повлияет на уровень безопасности, удобство поездки и уровень шума на трассе».
Как говорят кураторы проекта, использование подобной смеси позволит не усугубить состояние окружающей среды, за счет сокращения старых использованных покрышек. Есть и еще один положительный момент, считается, что добавление резины в асфальт позволит удлинить жизнь дороге и уменьшить шум на ней.
Слайд 9
Предполагается, что технология «резинового» строительства будет до конца отработана уже к
2017 году, при этом предполагается, что она будет действовать в рамках всероссийского проекта «Инновационная дорога».
По задумке авторов проекта, он должен получить достаточно объемным. Так как в рамках него также планируется опробовать «Светодиодную разметку», «Специальные виброполосы», а еще «Светоотражающие ограждения».
Остается лишь надеяться, что корпорация «Роснано», поглотившая чудовищные суммы из государственного бюджета, наконец-то покажет хоть какие-то плоды своей деятельности.
Слайд 10Почему раньше в России не делали резиновых дорог?
Всё просто- не было
сырья резиновой крошки. Ключевой компонент резиноасфальта - резиновая крошка, полученная из переработанных шин, требует как минимум:
а) наличие заводов переработки покрышек
б) системы сбора и утилизации старых шин.
Обратите внимание, что заводы переработки шин во всех странах дотируются государством и/или производителями шин, и автовладельцы платят за утилизацию своих старых шин
Слайд 11Резиновая крошка
Резиновая крошка — совокупность частиц измельчённой резины различной дисперсности и разнообразной формы, которые
характеризуются, прежде всего тем, что сохраняют в своей основе молекулярную структуру и эластомерные свойства исходной резины, а поверхность частиц может быть активирована для придания особых свойств резиновой крошке, либо путём частичной девулканизации приповерхностного слоя частиц, либо модификацией поверхности частиц химической или физико-химической обработкой.
Резиновая крошка является одним из продуктов переработки вторичного резинового сырья (отходы резины, включая старые шины). Основным сырьём для получения резиновой крошки, следует считать изношенные покрышки, так как более половины вырабатываемой резины в мире используется в производстве шин. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (приказ МПР 02.12.2002 № 786, зарегистр. в Минюст России № 4107 от 09.01.2003) изношенные покрышки относятся по степени вредного воздействия на окружающую природную среду к 4-му классу опасности со следующим разделением по составным элементам и конструкциям шин, подлежащим обязательной утилизации
Слайд 12В Польше начали строить резиновые дороги
Дорожное покрытие с добавлением резины делает
иго более тихим и прочным
Польские производители асфальта придумали способ, который поможет сделать дороги более тихими и спокойными.
Этого удалось добиться благодаря разработке новой технологии — производства битума с добавлением резины, материалом которой служат измельченные автомобильные шины.
По словам Анджеца Вышинского, являющегося председателем Польской ассоциации асфальтовых подрядчиков, асфальт с добавлением резины, полученной из отработанных шин, позволяет не только с пользой избавляться резиновых отходов, но и повысить безопасность и долговечность дорожного покрытия.
Преимуществом нового асфальтового покрытия является повышенная устойчивость к растрескиванию, старению и низким температурам. Вот это уменьшает расходы на ремонт и содержание дорог, обеспечивая более длительный срок службы дорожной поверхности.
По сравнению с традиционными путями, такой метод способствует уменьшению шума от идущих автомобилей на 3-6 дБ.
Чтобы покрыть 1 км "тихой" дороги требуется от 400 до 1200 использованных автомобильных шин. Сообщается, что уже более 100 км дорог в Польше покрыто резиной.
Слайд 13Преимущество асфальта с резиной над обычным асфальтом
Обычный асфальт при высокой
температуре окисляется, происходит высвобождение мелкозернистых материалов и асфальтированная дорога начинает расслаиваться. Асфальт с резиновой добавкой не содержит такого количества мелкозернистого материала поэтому такая дорога более устойчива. На обычной асфальтированной дороге трещины появляются довольно рано. А асфальтировка с использованием резиновой крошки позволит увеличить время появления трещин на асфальтированном участке в несколько раз. Резина является модификатором асфальта. Во-первых резина становится частью связывающего материала. Например обычный асфальт содержит 5–6% связующего материала. Асфальт с резиновой добавкой содержит 7–9% связующего материала. Во-вторых, в отличие от обычного асфальта резина выступает как компонент наполнителя, что позволяет асфальту из резиновой крошки не терять мелкозернистые материалы под воздействием солнца.
Слайд 14
Такой вид асфальта можно производить на обычном заводе способом горячего смешения,
но существуют и специализированные асфальтовые установки. Специалисты советуют производить такой асфальт именно на специализированных заводах. Технология производства резинового асфальта включает в себя 2 этапа: на первом этапе проводится смешивание резины и асфальта, на втором этапе получаем готовый продукт. Технология производства асфальта с резиновой крошкой отличается от производства обычного асфальта. Смешиваются асфальт с резиной и в течение определенного времени происходит реакция. По технологии асфальт, до добавления в него резину, должен нагреться до температуры 190-220°С.
Многие наверное понимают, что срок службы дороги из резинового асфальта намного больше, чем у дороги из обычного асфальта. Но организация производства резинового асфальта довольно затратное дело. Соответствующее оборудование стоит недешево, зато в долгосрочном периоде, за счет увеличения срока службы дороги можно сэкономить немалые средства. Большим преимуществом резинового асфальта является применение переработанных материалов в его производстве. Главный материал для производство резинового асфальта -изношенные автомобильные шины. Асфальтировка начинается со снятие верхнего слоя асфальтового покрытия, затем поверхность обрабатывается битумной эмульсией. Толщина асфальтового слоя должна составить 3-4 см. Существуют температурные ограничения. В момент укладки температура асфальта должна сотавить150°С. После утрамбовки асфальта поверхность покрытия обрабатывается известковой водой. После испарения воды известь устраняет липкость асфальта, что позволяет эксплуатировать дорожное покрытие уже через 15 мин после завершения работ.
Асфальт с добавлением резиновой крошки во многих странах доказал свою эффективность. Пора уже и нашей стране следовать этому примеру.