Слайд 1О системе государственно-частного партнёрства в Великобритании
Слайд 2Введение
Британское правительство активно применяет на практике концепцию сотрудничества и партнерства между
государственным и частным секторами - так называемое Государственно-частное партнёрство (Public Private Partnership ) - для привлечения частных инвестиций в обеспечение развития инфраструктуры и предоставление услуг, а также снижения финансовой нагрузки на бюджет страны.
Слайд 3Государственно-частное партнерство
ГЧП используется тогда, когда «…частные лица могут выполнять государственные задачи…также
хорошо или даже лучше, чем государство»
Повышение эффективности достигается путем:
- соблюдения принципа жизненного цикла;
- правильного распределения задач и рисков;
- улучшения механизмов стимулирования.
ГЧП – это соглашение о:
Планировании;
Строительстве;
Финансировании;
Реализации.
Слайд 4В Великобритании концепция «Государственно-частного партнёрства» реализуется на практике преимущественно в форме
Частной финансовой инициативы (ЧФИ) (The Private Finance Initiative O PFI). Она возникла в результате многолетнего поиска британским правительством путей улучшения качества предоставления государственных услуг при снижении бюджетных расходов страны на эти цели.
Слайд 5Наиболее специфическими чертами программы ЧФИ являются следующие:
прежде всего проекты рассматриваются с
позиций того, как их реализация будет способствовать повышению качества жизни населения, а не с позиции приобретения государством новых активов; частная сторона берёт на себя долгосрочные обязательства по обслуживанию какого-либо актива или оказанию услуги; правительство, в свою очередь, берёт на себя долгосрочные обязательства по обеспечению спроса на соответствующие продукты или услуги; существенную часть рисков по проекту берёт на себя частная сторона; в качестве основного критерия, используемого при принятии решения об инициации проекта ГЧП, выступает оценка соотношения цены и качества (value for money (VFM)).
Слайд 6ЧФИ способствовала увеличению объемов и ускорению темпов капитального строительства в Великобритании
при определенном уровне государственных расходов. Государственное частное партнерство в Великобритании развито наиболее широко чем где бы то ни было в мире. В последние 8 лет в Соединенном Королевстве ежегодно заключается до 80 новых соглашений.Такие проекты обеспечивают 17% экономии для бюджета страны.
Слайд 7Стоимостные ограничения
На данный момент в Соединённом Королевстве не существует каких-либо специальных
ограничений на стоимость отдельного проекта, осуществляемого по схеме ЧФИ. При заключении подобных контрактов министерства и местные власти исходят из реальных объёмов своих бюджетов.
Слайд 8В настоящее время проекты ГЧП в Великобритании имеют различную отраслевую направленность,
в том числе проекты реализуются в социально значимых сферах, транспортной инфраструктуре, информационных технологиях, производстве продукции военного назначения. Наиболее крупные проекты реализуются в транспортной отрасли.
Слайд 9Фактические данные
Ежегодно заключается несколько десятков контрактов. В последние годы от
10 до 15% социальных расходов приходится на контракты, заключенные через систему «Государственно-частное партнёрство.
Наиболее крупными заказчиками реализации программы ЧФИ в Великобритании традиционно являются министерства: транспорта, здравоохранения, обороны, образования .
Проекты в области обороны главным образом обеспечивают привлечение инвестиций в развитие военно-учебной инфраструктуры, средств связи и жилья для военнослужащих.
По линии МВД проекты преимущественно призваны привлечь инвестиции на содержание тюрем и инфраструктуры органов полиции, Министерства окружающей среды на уборку территорий от мусора.
Слайд 11Количество соглашений ГЧП в Европе по странам, 2013 год.
Слайд 12Распределение рисков
Частная сторона берёт на себя риск, связанный с возведением объекта
недвижимости, а также риск не поставки продукции и/или не предоставления услуг, оговоренных в контракте. В случае когда право использования активов остаётся у частной стороны, она принимает на себя и риск изменения спроса.
Государство, в свою очередь, берёт на себя риск изменения спроса в объёмах, в которых планирует приобретать продукцию и/или услуги частной стороны, а также инфляционный риск.
Слайд 13Эффективность
Эффективность реализации проектов ГЧП в Великобритании подтверждается и тем, что все
проекты были реализованы в установленные сроки и по ним отсутствовал перерасход средств сверх установленного бюджета.
Кроме того, проекты ГЧП в Великобритании стабильно обеспечивают более значительную экономию финансовых ресурсов в сравнении с любыми альтернативными формами государственного финансирования
Слайд 14Выводы:
Сравнительный анализ ЧФИ в Великобритании и континентальной Европе свидетельствует о том,
что Великобритания остается лидером в Европе не только по масштабам использования схем ЧФИ для привлечения инвестиций, но и по степени диверсификации направлений использования таких инвестиций в экономике.
На сегодняшний момент британский бизнес приобрел многосторонний практический опыт участия в контрактах в рамках ЧФИ, включая правовые и финансовые вопросы, а также аспекты управления проектами.
Слайд 15Бондаренко Анатолий
Спасибо за внимание!!!