Слайд 1О некоторых методах обучения социологическим дисциплинам: сочетание традиций и инноваций
проф. Майорова-Щеглова
С.Н.
20 апреля 2010 г.
Слайд 2При традиционной модели
результат обучения расценивается как передача суммы знаний за счет
рациональной организации содержания учебного процесса, когда происходит односторонний диалог, где активной, инициирующей поток информации стороной выступает преподаватель. Воспроизведение полученной информации при этом механическое: активность студента, его заинтересованность в процессе обучения проследить достаточно затруднительно.
Слайд 3При традиционной модели
Основные критерии директивной модели обучения:
точность, бесспорность, достоверность излагаемого
(это предполагает большое количество лекций);
итоговый контроль - устный.
Слайд 4При инновационных методах
преподаватель способствует самостоятельной выработке у студента критериев и способов
ориентации, поиске рационального в информативном потоке. Сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодействия преподавателя и студента.
используются новые информационные технологии.
Слайд 5Методы и формы обучения
Методы представления нового материала
Методы закрепления материала
Формы организации самостоятельной
работы студента
Система контроля знаний
Вспомогательные методы: контроль посещаемости, полнота записи лекций, обучение групповой работе и пр.
Слайд 6Мифы, стереотипы о сложностях и возможностях инноваций в обучении
Основная сложность –
преподаватели, привыкшие к традиционным методам, не имеющие возможности осваивать новые технологии
Меньшее число лекций, но большее количество семинаров автоматически приводят к инновации
Чем необычнее способ изложения, условия, антураж, тем более эффективно обучение
Слайд 7Мифы, стереотипы о сложностях и возможностях инноваций в обучении
Студенты с оптимизмом
реагируют на инновации
Любая неформальная дискуссия, свободное изложение материала благо и инновация
Студенты владеют компьютером и Интернетом и поэтому автоматически готовы к инновациям
Слайд 9Методы представления нового материала
Лекция в традиционной форме
Особые приемы проведения лекций
а) картинный
сюжетный рассказ
б) персонификация социальных процессов
в) драматизация событий - факты излагаются как введение в изложение занимательных исторических подробностей
+
Дистанционные методы представления текстов лекций
Виртуальный иллюстративный материал для курса лекций
Слайд 12Методы закрепления материала
Семинарские занятия в традиционной форме
+
Групповые, интерактивные методы
Слайд 13Примеры групповой дискуссии
Нормы, отклонения, социальный контроль
Подготовительный этап. Дайте личную
оценку каждому персонажу, обозначив место от 1 (лучшее) до 5 (худшее). Подумайте и запишите напротив каждого персонажа, какие ценности, потребности, интересы управляли поведением каждого персонажа. Дайте характеристику норм (по степени формализации, наличие и жесткость санкций и т.п.), которые нарушил каждый из действующих героев.
Проведите групповую дискуссию. Обсудите каждого персонажа. Для этого определяются полярные позиции, студенты, поставившие полярные оценки, высказывают вслух аргументы «за» и «против».
Итоги обсуждения:
Как общество регулирует поведение личности?
Какое поведение считается «нормальным», а какое отклонением от нормы?
В чем различие девиантного и делинквентного поведения?
У кого из героев мы наблюдали девиантное, а у кого -делинквентное поведение?
Почему в группе имелись различные оценки поведению героев? Что влияло на Ваши оценки?
Слайд 14Примеры групповой дискуссии
Группа делится на 4 равные подгруппы. Каждая подгруппа получает
один и тот же список социально-профессиональных групп, а также по жребию название одного из компонентов стратификации: богатство, власть, образование, престиж.
Каждая из подгрупп в течение 15-20 мин. Обсуждает следующие вопросы:
Как можно социологически измерить каждый из компонентов? Студенты могут найти самостоятельно разные подходы. Например, богатство может быть измерено суммой заработанных денег в месяц, суммой вкладов в банк, суммой в кармане и т.д.
Перечисленные профессиональные группы должны быть расставлены по «местам» в социальной стратификации современного российского общества от 1 (самого высокого) до 15 (самого низкого).
После окончания обсуждения в подгруппе один студент каждой из подгрупп представляет итоги перед всей группой. На доске заполняется сравнительная таблица, озвучиваются результаты обсуждения о возможностях количественного измерения компонента
После представления результатов обсуждения в подгруппах производится сравнение распределения по местам в различных колонках, обсуждается вопрос о принадлежности различных групп к высшему, среднему, низшему классам в современном российском обществе.
Слайд 15Пример интерактивного задания
Отчет о выполнении заданий(заполнить и сдать в конце занятия)
ФИО
__________________________Группа
1. Интернет как источник социологической информации (тексты и банки данных)
Ознакомьтесь со структурой и содержанием сайта
www.wciom.ru Когда и какое последнее исследование было проведено ВЦИОМ по проблемам современной российской армии?
Какие методы использует ВЦИОМ для проведения исследовательской экспертизы товарного знака?
Ознакомьтесь со структурой и содержанием сайта
www.isras.ru Какие социологические журналы представлены на сайте Института социологии. Какие из них размещают тексты статей в Интернете?
Зайдите на сайт журнала «Социологические исследования». Ознакомьтесь с содержанием журналов за 2008-2009 г.г. Есть ли среди публикаций работы преподавателей РГГУ? Каким проблемам они посвящены? (найти и посмотреть 2-3)
Белова Н.И.
Левичева В.Ф.
Майорова-Щеглова С.Н.
Романовский Н.В.
Тощенко Ж.Т.
Ознакомьтесь со структурой и содержанием сайта
http://www.ecsocman.edu.ru Сколько докторских диссертаций по социологии размещено на сайте?
Найдите тему последней Интернет-конференции на сайте
2. Интернет как инструмент социолога
Ознакомьтесь со структурой и содержанием сайта http://www.anketer.ru/about/
Ответьте на вопросы:
Какие типы вопросов можно включить в электронную анкету?
3. Интернет как способ профессионального научного общения социологов
Ознакомьтесь со структурой и содержанием сайта
www.fom.ru Зарегистрируйтесь в ФОМ-клубе.
Какие дискуссии идут в настоящее время в ФОМ-клубе?
4. Интернет как пространство и объект социологических исследований
В поисковой системе найдите сайты, где идет обсуждение книг. Просмотрите 3 сайта и зафиксируйте по 3 книги, наиболее читаемые и обсуждаемые в последний период
http://www.x-libris.net
Слайд 16Формы организации самостоятельной работы студента
Традиционные (рефераты, конспекты, эссе)
+
Учебные индивидуальные и групповые
проекты
Слайд 17Рекомендации по подготовке социологического эссе
Социологическое эссе при сохранении общей специфики жанра
(рассуждение) имеет свои особенности.
Прежде всего – это объект анализа: социальные взаимодействия, факты, явления, группы, процессы и т.п. Не отказываясь от объективности, работа в жанре эссе не претендует на всеобщность.
Социологическое эссе имеет иную логику представления материала, чем отличается от отчета, статьи, рецензии. Довольно часто эссе начинается с предварительного соображения, зарисовки о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному, единичному. Авторы могут подбирать эпиграфы, причем не только из научной литературы, а стихотворные, цитаты из разговоров, анекдоты. Выводы и итоги рассуждения также могут иметь непривычную для иных социологических работ форму, например, риторический вопрос, провокационное опровержение и т.п.
Язык эссе отличается от строго научной статьи, часто изложение более непринужденно, иногда парадоксально, ориентированно на разговорную речь. Довольно часто происходит популяризация социологического знания.
Обязательным является представление позиции автора, поэтому, в отличие от иных научных работ, повествование ведется, как правило, от первого лица.
Эссе – небольшой по объему материал. Учебное эссе предполагает до 2 страниц печатного текста. Краткость и четкость изложения своей позиции –дополнительный аргумент.
Слайд 18Этапы работы по конспектированию научной статьи
Зафиксируйте точные библиографические данные конспектируемой работы,
год написания работы.
Прочтите весь текст работы от начала до конца, подготовьте ответы на вопросы:
Краткая информация об авторе, другие работы автора, переведенные на русский язык.
Какова цель работы? Выскажите свое мнение, достиг ли автор этой цели?
Предложите свое структурирование этой научной научной работы: выделите и назовите вступление, разделы, параграфы, выводы.
Составьте словарик неизвестных терминов, найдите и выпишите определения социологические из словарей
Если в тексте есть слова, выделенные курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием, подумайте почему
Если автор опирается в своей работе на авторитеты, на работы других авторов, то выпишите все фамилии, дайте краткие биографические справки
Какие образные примеры и для чего использует автор в своей работе?
Составьте Ваше общее мнение о работе (о языке, актуальности для современной науки, о сложности и т.п.).
Напишите конспект работы. Можно воспользоваться следующей схемой
Основные разделы работы Краткое изложение основных мыслей автора Дословные цитаты автора (Выпишите 2-3 важные авторские цитаты с указанием страниц )
Составьте одну схему по статье, которая поможет лучше понять основное содержание, подходы автора, структуру проблемы и т.п..
Слайд 19Рекомендации по реферированию и рецензированию статьи
Основные различия между реферированием и рецензированием
Реферирование
есть разновидность самостоятельной работы с научным источником, состоящей в использовании разнообразных приемов обработки заключенной в этом источнике информации. При реферировании материал источника конспектируется, цитируется, анализируется, обобщаются, в нем выделяется главная мысль, условное деление на части (даже, если этого нет у самого автора) и др. В итоге этой работы пишется реферат как последовательное, цельное, логически завершенное письменное изложение результатов. Цель реферирования научной статьи состоит в том, чтобы продемонстрировать умение работать с информацией, используя научные приемы и методы, также способность понимать и проникать в смысл текстов, адекватно авторскому замыслу.
Рецензирование является также видом самостоятельной работы с научном источником, но главное отличие состоит в наличии оценки автора рецензии научной новизны поставленной проблемы и новаторства в подходе к изучаемой теме, научной добросовестности в использовании существующих научных концепций, применяемых методик исследования, фактологической и исторической точности, стиля изложения, структуры материала и пр.особенностей.
Слайд 20Примерный вопросник для рецензирования научной статьи
Достаточно ли аргументов актуальности исследования, ее
значимости, важности?
Соответствует ли цель исследования и задачи основной изучаемой проблеме?
Полно ли описаны в статье основные методы исследования, процедуры его проведения?
Приводятся ли основные социально-демографические характеристики объектов исследования?
Логично ли выстроена статья: от идеи, актуальности до итоговых выводов и перспектив исследования?
Какие новые факты, явления, особенности процессов, групп, институтов и т.п. обнаружены автором?
Оцените качество визуального представления материала: наличие таблиц, диаграмм, иллюстраций, примеров и т.п.
Оцените теоретическую и практическую значимость работы.
Оцените стиль изложения материала, доступность языка статьи для понимания разными группами социологов.
Какие чувства, эмоции возникали у Вас в процессе рецензирования работы?
Слайд 21Учебные исследовательские проекты
Основные подходы
Начиная со второго курса
Учитывать имеющиеся навыки, знания
«Близкие» темы
Не повторять темы и методы других дисциплин
Слайд 22Примеры
групповых творческих проектов
Слайд 24Московские дворы как пространство работы с детьми, попавшими в трудную жизненную
ситуацию
Год ребенка – 2007
Бюджет времени молодого москвича
Развитие РГГУ (сценарный подход)
Слайд 25Система контроля знаний
Выполнение письменных заданий на воспроизведение полученных знаний (контрольные, тесты).Контроль
выполняет только преподаватель
+
Выполнение письменных заданий на воспроизведение полученных знаний (контрольные, тесты) с использование информационных технологий (снимается субъективный фактор)
Групповые формы контроля (взаиморецензии, открытые итоговые защиты, олимпиады и пр.)
Слайд 26
Контрольные задания по темам
(примеры)
1. Соотнесите основные понятия из первой группы
с соответствующим понятием из второй. Дайте объяснение, почему был сделан такой выбор.
Первичная социализация Вторичная социализация Дезадаптация Кумир
Агент социализации Семья Ресоциализация Вуз
2. Найдите в нижеприведенных отрывках ошибки. Зачеркните неправильные слова, внизу впишите им замену.
Процесс социализации «проживает» сам индивид, в этот процесс не включены внешние по отношению к человеку силы.
_________________________
Агенты социализации - это учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
_________________________
3. Дополните следующие определения (вставьте на заготовленных строчках необходимые пропущенные слова).
Статус, который приобретается в связи с взрослением и развитием человека, называют ___________.
В случае, если индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую - в другой, когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса, возникает _____________ статусов.
Слайд 27Социологическая олимпиада 2006 год (пример формы открытого контроля)
Слайд 28Выводы:
Необходимо разумное сочетание традиционных и инновационных методов
Каждый метод должен учитывать специфику
конкретной учебной дисциплины
Навязывание преподавателю "модных" инновационных методик обучения не принесет положительный результат
Слайд 29Предложения
Работа в тандеме (опытные и молодые преподаватели)
Соотнесение методов и приемов
работы преподавателей различных кафедр на различных курсах
Проведение исследования среди студентов – эффективность различных методов и приемов
Сбор и распространение апробированных методов, издание печатного и электронного варианта «Практикума»
Привлечение к расширению спектра инновационных методов студентов-старшекурсников (в рамках учебной преподавательской практики они выступят как кураторы учебных проектов 2-3 курса, рецензенты работ 1-2 курса, организаторы итоговых викторин, конкурсов, олимпиад)