Слайд 1Нормативное правовое обеспечение преподавания
основ религиозных культур
и светской этики
С. Н. Кучер
проректор КГБОУ
АКИПКРО по качеству,
кандидат педагогических наук
Слайд 2Политические основания
«Мы видим, что происходит в мире, какие здесь копятся
серьезнейшие риски. Реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества...
Выбор образовательной программы, многообразие образования – наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа.
Слайд 3Правовые основания
Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009
ВП-П44-4632) и распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) о разработке и введении в учебный процесс общеобразовательных школ РФ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) (с изменениями от 26 ноября 2010 г.)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год
Слайд 4Основные образовательные задачи курса ОРКСЭ
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию
Формирование
первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
Слайд 5Общая характеристика содержания
В рамках преподавания ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание
вероучения). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а так же своей сопричастности к ним.
Содержание всех модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов.
Слайд 6
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Предметные результаты
освоения основной образовательной программы начального общего
образования
Слайд 7Планируемые предметные результаты
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию
знакомство с основными нормами
светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества
Слайд 8Планируемые предметные результаты
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях,
их роли в культуре, истории и современности России
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России
осознание ценности человеческой жизни
Слайд 9Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
Слайд 10Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
Слайд 11Метапредметные результаты
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
Слайд 12Метапредметные результаты
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий
для решения коммуникативных и познавательных задач
использование различных способов поиска (в справочных источниках и сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета
Слайд 13Метапредметные результаты
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Слайд 14Метапредметные результаты
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Слайд 15Метапредметные результаты
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
овладение
начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Слайд 16Итоговая оценка
качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках
Слайд 17Предмет итоговой оценки
Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования, необходимых для продолжения образования
Не подлежат итоговой оценке:
ценностные ориентации обучающегося;
индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Образовательное учреждение самостоятельно выбирает систему оценок. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.
Слайд 18Структура рабочей программы
1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального
общего образования с учетом специфики учебного предмета
2) Общая характеристика учебного предмета
3) Описание места учебного предмета в учебном плане
4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
6) Содержание учебного предмета
7) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
8) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Слайд 20Учебники издательства «Просвещение»
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной
культуры
Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры
Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры
Слайд 21Учебники издательства «Просвещение»
Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Основы иудейской культуры
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики
Слайд 22Учебники издательства «Русское слово»
Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. / Под ред. Сахарова
А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России
Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики
Слайд 23Учебники других издательств
(2012-2013 учебный год)
Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и
др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики («Дрофа»)
Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России (ИД «Федоров»)
Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России («Астрель»)
Слайд 24Требования к кадровому обеспечению
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по
направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Обучение на курсах повышения квалификации в области преподаваемого предмета в объеме не менее 72 ч.
Слайд 25Организационное и финансовое обеспечение
Решение о количестве учебных групп и организации изучения
курса в рамках образовательной программы принимается с учетом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе, а также возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениям.
Возможна организация учебных групп школьников по тому или иному модулю курса из нескольких классов на базе одной школы и даже из нескольких классов ближайших по территориальному расположению школ.
В условиях нормативного подушевого финансирования школы могут самостоятельно распределять средства, устанавливая собственные системы оплаты труда учителям, у которых появляются дополнительные часы учебной нагрузки в связи с делением классов на группы. При этом условия оплаты труда не могут быть ухудшены.