Нейробиология презентация

Содержание

Элементарные компоненты поведения

Слайд 1
Нейробиология

Формы обучения


Слайд 2Элементарные компоненты поведения


Слайд 3Схема соотношения основных элементарных компонентов поведения (по Л. В. Крушинскому, 1977).

Модификация поведения возможна для каждого компонента в пределах определенной “нормы реакции”.

Слайд 4Формы индивидуального обучения


Слайд 5Обучение — это процесс, состоящий в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения

в результате приобретения опыта (В. Торп, 1963).

Термины «обучение» и «научение» в данном контексте можно считать равнозначными.


Слайд 6Адаптивность обучения: синица-лазоревка открывает бутылку. чтобы полакомиться молоком


Слайд 7Адаптивность обучения: голубая сойка поедает ядовитую данаиду, после чего у нее

наблюдается рвота; в будущем она больше не будет пытаться съесть такую бабочку.

Слайд 8Установка для научения дождевого червя.
Движение в правый рукав лабиринта

сопровождается ударом электрического тока, что побуждает животное двигаться только в левый рукав лабиринта.

Слайд 9Классификация форм обучения


Слайд 10Сенситизация и привыкание.


Слайд 11Простейшие формы неассоциативного обучения – представляют собой изменения возбудимости (реактивности):
Исходный уровень

реактивности





Сниженный уровень реактивности

Повышенный уровень реактивности

сенситизация

отвыкание (дисгабитуация)

привыкание (габитуация)

десенсизитзация


Слайд 12Аплизия


Слайд 13Изменение реакции в ходе привыкания
Изменение реакции при сенситизации.
Момент нанесения сенситизирующего

стимула показан стрелкой.

Слайд 14Сенситизация и привыкание возникают у всех животных от простейших до человека

включительно, и эти эффекты необходимо учитывать в длительных экспериментах с предъявлением разнообразного стимульного материала (в том числе в лингвистических экспериментах на людях).

Слайд 15Импринтинг


Слайд 16Импринтинг: птенцы запоминают мать и следуют за ней


Слайд 17Сенситивный (критический) период для формирования импринтинга у цыплят. Относительное число случаев

следования, наблюдавшееся у цыплят разного возраста в лабораторных экспериментах с реакцией следования.

Слайд 18Гусята следуют за Конрадом Лоренцом


Слайд 19Лоренц с гусятами


Слайд 20Прибор, используемый для изучения импринтинга (реакция следования) у птиц (по А.

Д. Слониму, 1976).
Движения модели утки регулируются с пульта управления внизу. Утенок следует за моделью.

Слайд 21Подражание
(имитационное научение)


Слайд 22Японские макаки


Слайд 23Ассоциативное обучение


Слайд 24При ассоциативном обучении возникает ассоциация между несколькими стимулами как результат совпадения

(сочетания) этих стимулов во времени и пространстве.

Слайд 25Формы ассоциативного обучения


Слайд 26Безусловный рефлекс — относительно постоянная, видоспецифическая, стереотипная, генетически закрепленная реакция организма

на внутренние или внешние раздражители, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы.

Термин «безусловный рефлекс» введен И. П. Павловым для обозначения рефлексов, безусловно возникающих при действии адекватных раздражителей.

Наследственно закрепленные безусловные рефлексы могут возникать, тормозиться и видоизменяться в ответ на самые разнообразные раздражения, с которыми сталкивается индивидуум. Таким путем ранее индифферентные раздражители приобретают качества биологически значимых сигналов. При этом образуются условные рефлексы.

Слайд 27Классический условный рефлекс
(Pavlovian conditioning)


Слайд 28Иван Петрович Павлов
1849 – 1936


Слайд 29Классический условный рефлекс с положительным подкреплением


Слайд 30
Выработка классического условного рефлекса
(классическое, Павловское обусловливание):

Процесс обучения: УС →

БС → БР

Демонстрация: УС → УР


Слайд 31Классический условный рефлекс с отрицательным подкреплением


Слайд 32Установка для исследования условных слюнных рефлексов по И.П.Павлову: А — внутренняя

часть экспериментальной камеры; Б— внешняя часть

Слайд 33Эксперимент в лаборатории И.П.Павлова


Слайд 34Условные рефлексы — это индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и

человека, возникающие на основе образования в центральной нервной системе временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и безусловнорефлекторным актом.


Слайд 35При сочетаниях вслед за исходно индифферентным стимулом (например, звуком колокольчика) должен

идти исходно значимый стимул (например, пища). После нескольких сочетаний индифферентный стимул становится условным стимулом – т.е. сигналом, предсказывающим появление исходно значимого стимула.

Значимость стимула может быть связана с любой мотивацией (голод, жажда, самосохранение, забота о потомстве, любопытство и т.п.)

Слайд 36У человека при выработке условного рефлекса на какое-либо слово реакция будет

также проявляться без дополнительного обучения на слова со сходными значением (например, волна – прибой)

Слайд 37Инструментальный условный рефлекс
(instrumental conditioning, operant conditioning)


Слайд 38«Проблемный ящик» Э.Торндайка: кошка нажимает на рычаг, который веревкой связан с

запором клетки. Справа - кривая обучения.
Обучение по методу «проб и ошибок» в проблемном ящике Торндайка – первое исследование инструментального условного рефлекса.

Слайд 39Камера для исследования инструментального (оперантного) поведения (Камера Скиннера). Нажимая на рычажок,

животное получает пищу, которая попадает в приемник из контейнера.

Слайд 40Обучение собак также осуществляется с помощью приемов инструментального обучения


Слайд 41Цирковая дрессировка животных основана на методах инструментального обучения


Слайд 42Подкрепление в классическом условном рефлексе производится независимо от условного ответа, а

в инструментальном – лишь при условии правильного выполнения определенного действия.

Слайд 43Как классическое, так инструментальное условнорефлекторное обучение являются ассоциативными, т.е. эти формы

обучения требуют совпадения во времени каких-либо событий, приводящего к их ассоциации.

В отличие от когнитивных форм обучения, при ассоциативном обучении «понимание» и «осознание» ситуации практически не играют никакой роли (хотя существует и иная, когнитивная трактовка инструментальных рефлексов).

Слайд 44Описание поведения на молекулярном уровне: конкретные мышечные движения (подъем лапы, нажатие

на педаль правой лапой и т.п.), реакция слюнной железы и пр.

Описание поведения на молярном уровне: нажать на рычаг любым способом, пройти (пробежать, проплыть) лабиринт любым способом

Слайд 45Эдвард Чейс Толмен (Edward Chace Tolman)
1886 – 1959


Слайд 46Толмен разрабатывал идею молярного подхода, считал поведение животных целенаправленным, полагал, что

они руководствуются когнитивными картами.

В трактовке Толмена инструментальный рефлекс представляет собой произвольное действие, выполняемое для достижения определенной цели.

Толмена можно считать основателем современного когнитивного подхода к поведению животных.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика