Не с теми я, кто бросил землю... (Тема гражданского мужества в творчестве А. Ахматовой) презентация

Содержание

«Это не вы говорите, то Россия говорит!..» А.И. Солженицын

Слайд 1Конкурс презентаций «Великие люди России»
Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su
Бондаренко Виктория Петровна
учитель русского

языка и литературы

МБОУ СОШ №10 г. Краснодара

«Не с теми я, кто бросил землю…»

(Тема гражданского мужества
в творчестве А. Ахматовой)


Слайд 2«Это не вы говорите, то Россия говорит!..» А.И. Солженицын


Слайд 3Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не

мог быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений: революций, мировых войн, репрессий.

23 июня 1889 – 5 марта 1966 гг.


Слайд 4 Анна Ахматова (Горенко) — поэт, пришедший в литературу в

первом десятилетии нового, XX века и покинувший мир, когда XX век перевалил далеко за шестьдесят. 
Детство поэтессы прошло в Царском Селе (там она училась в гимназии), каникулы проводила в Крыму, у моря, о чем напишет в своих юношеских стихах и в первой поэме «У самого моря». В четырнадцать лет она познакомилась с Николаем Гумилевым, и дружба и переписка с ним оказали серьезное влияние на формирование ее вкусов и литературных пристрастий.
Ахматова была великой трагической поэтессой, которая застала грозную эпоху «смены времен» с революционными потрясениями, следовавшими одно за другим, с мировыми войнами. Живая, постоянно развивающаяся ахматовская поэзия всегда была связана с национальной почвой и отечественной культурой.



Слайд 6Особенности поэзии:
проникновенный лиризм;
эпический размах;
многогранность;
классические традиции;
эмоциональная убедительность.


Слайд 7Ранняя лирика А. Ахматовой — почти исключительно лирика о любви. Но

постепенно в ее стихах появляется ощущение конца эпохи. "Здесь все мертво и немо, как будто мира наступил конец", — пишет она в "Первом возращении" после посещения Царского Села. Все чаще в стихах звучит предчувствие катастрофы, которую несет "не календарный — настоящий Двадцатый Век". Для Ахматовой он начался осенью 1914 года.

Слайд 8Тема Родины все более властно звучит в поэзии в годы первой

мировой войны. Поэтесса, понимая, что война — величайшее зло, потому что она убивает, пишет стихи-плач:

Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над рябинами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.


Слайд 9Родина корчится от боли, и Ахматова молит судьбу, "чтобы туча над

темной Россией стала облаком в славе лучей". Но тучи сгущались, и не славу, а страдание, боль и муку принес России 1917 год. И все это разделит со своей страной Ахматова, решив остаться навсегда именно здесь. Наверное, были минуты сомнения:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда…


Слайд 10Но любовь к Родине была сильнее, ощущение неразделимости своей судьбы с

судьбой народа окажется той силой, которая поможет принять существенное для нее решение:

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.


Слайд 11Ахматову волновали и судьба духовно обедневшего народа, и тревоги российской интеллигенции

после захвата власти в стране большевиками:

В кругу кровавом день и ночь
Болит жестокая истома…
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома.


Слайд 12Пройдя пять лет скорбного пути с окровавленной, разоренной гражданской войной Россией,

пережив личную трагедию (в 1921 году расстрелян муж — поэт Николай Гумилев), Ахматова уверенно скажет:

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам.

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам.


Слайд 13 Постепенно лирическое "я" Анны Ахматовой превращается в "мы”. Это

"мы", выросшее из ощущения родства со страной, с горькой ее судьбой, особенно часто будет звучать в годы Великой Отечественной войны.
Ахматова, обладая пророческим даром, предчувствовала приближение новой войны, которая станет трагедией для многих народов, и эту "двадцать четвертую драму Шекспира", которую пишет страшное время, "уже мы не в силах читать!" Не в силах потому, что позади тридцатые годы: изломанные судьбы, миллионы безвинных жертв, звон тюремных ключей, отступничество от общечеловеческих норм, личное горе (арест сына). Ахматова сама удивлялась, почему стих не замолчал, ведь "перед этим горем гнутся горы, не течет великая река".

Слайд 14К началу новых испытаний, ждавших народ в годы войны, Ахматова подошла

с выстраданным опытом гражданской поэзии:

Мы знаем,
что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества
пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.


Слайд 15Война расширяет Родину до просторов Азии, где поэтесса находится в эвакуации.

Ахматова не описывает войну — она её не видела, но считает себя обязанной оплакать великие жертвы своего народа:

А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.


Слайд 16 Во всех военных стихах звучит мужественная скорбь, величайшее чувство

сострадания, безмерная любовь к своему многострадальному народу.
И победа в стихах Ахматовой — это образ Победы-вдовы. Всю боль своей Родины поэтесса вобрала в себя, ведь только будучи гражданином и патриотом, можно сказать:

Как в первый раз я на нее,
На Родину, глядела.
Я знала: это все моё –
Душа моя и тело.


Слайд 17 Поэзия Ахматовой подвергалась беспощадной критике, так Жданов в своем

докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград» писал, что «поэзия Ахматовой» совершенно далека от народа; это поэзия десяти тысяч верхних слоев старой дворянской России, обреченных, которым ничего уже не оставалось, как только вздыхать по «доброму старому времени».
В эпиграфе к своему «Реквиему» — Ахматова отвечает Жданову:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.


Слайд 18«Реквием» — вершина гражданской поэзии в литературе XX века, дело всей

жизни поэтессы. Это памятник всем жертвам сталинских репрессий. Эти годы она проводит в постоянном ожидании ареста, чудовищные репрессии не обошли стороной и ее дом, ее семью. Поэтесса ощущает себя частью народа, проводившего долгие месяцы в длинных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать хоть что-нибудь о судьбе близкого человека. В поэме «Реквием» речь идет не только о личной судьбе Ахматовой, она проникнута ощущением безнадежной тоски, глубоким горем. И конечно, не случайно, что ее привлекают библейская образность и ассоциации с евангельскими сюжетами. Народная трагедия, вобравшая в себя миллионы судеб, была так огромна, что лишь библейский масштаб мог передать ее глубину и смысл.

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел…

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас…

Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня...


Слайд 19Военные стихи Ахматовой — это еще один реквием, в котором соединились

скорбь о погибших, боль за страдания живых, трагедия войны, бессмысленность кровопролития. Своеобразным реквиемом по целой исторической и культурной эпохе является и «Поэма без героя». Несомненно, Ахматовой был свойствен трагический дар. Он позволил ей с большой поэтической силой передать события революции, террора, войны, вынужденного молчания как личную трагедию и одновременно как трагедию народа, страны.

Из года сорокового,
Как с башни, на всё гляжу.
Как будто прощаюсь снова
С тем, с чем давно простилась,
Как будто перекрестилась
И под тёмные своды схожу.


Слайд 20В 80-е годы XX века творчество Анны Ахматовой стало широко известно

на Родине. Массовыми тиражами издавались её сборники стихотворений.


Слайд 21В 1965 году вышел последний прижизненный сборник стихов поэтессы «Бег времени»,

вызвавший восторг её бесчисленных почитателей – к тому времени она была уже живой легендой».
За рубежом её встречали как «Сафо из России»


Слайд 225 марта – День памяти А.А. Ахматовой.
Она умерла в 1966 году

в подмосковном санатории, похоронена в Комарове под Ленинградом.


Слайд 23«Поэзия Ахматовой – это свет, светящий во тьме, и которого тьме

не объять..»
А. Шмеман.


Слайд 24Источники иллюстраций:
https://yandex.ru/images/search?p=9&text=поэзия%20ахматовой
https://yandex.ru/images/search?text=россия%20в%20гражданской%20войне
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=военная%20поэзия


Слайд 25Источники текстовой информации::
http://school-essay.ru/patrioticheskaya-tema-v-lirike-axmatovoj.html
http://school-essay.ru/poet-i-rodina-v-lirike-axmatovoj.html
http://school-essay.ru/tema-rodiny-i-grazhdanskogo-muzhestva-v-poezii-axmatovoj.html
http://school-essay.ru/tvorchestvo-anny-axmatovoj.html


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика