Презентация на тему Научно-исследовательская деятельность школьников

Презентация на тему Научно-исследовательская деятельность школьников, предмет презентации: Разное. Этот материал содержит 51 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Cеминар для учителей школ города Выборга и Выборгского района

«Научно-исследовательская деятельность школьников»


Слайд 2
Текст слайда:

План проведения семинара

1. Обоснование необходимости
организации НИР с учащимися ;
2. Научное обоснование данного
направления работы с учащимися;
3. Состояние этой работы в районе.
Анкетирование учителей;
4. Организация НИР учащихся в
2007/2008 учебном году;
5. Выступление желающих,
обмен мнениями.


Слайд 3
Текст слайда:

Научно-исследовательская (творческая) работа учащихся (НИР) - это целенаправленная и результативная работа , которая проводится под руководством учителя ОУ и преподавателя ВУЗа

Научно-исследовательская (творческая) работа учащихся (НИР) - это целенаправленная и результативная работа , которая проводится под руководством учителя ОУ и преподавателя ВУЗа

Обоснование необходимости организации НИР с учащимися


Слайд 4
Текст слайда:

Обязательные признаки НИР

Научная новизна

Научная новизна НИР характеризуется получением новых знаний о человеке, природе, технике, историческом событии, расширением и углублений этих знаний, оригинальностью способов исследования и обоснования известных положений.



Слайд 5
Текст слайда:

Практическая значимость


Исследовательский характер НИР определяется применением при их выполнении общенаучных (логико-математических, системно-структурных, вероятностно-статических) и специальных лабораторных, полевых, натурных, социологических и других методов исследования в зависимости от видов и особенностей НИР и направлен на всестороннее развитие личности и выявления ее творческих возможностей.


Слайд 6
Текст слайда:

Эффективность

Подготовка к НИР начинается с 5 класса и основана на развитии общенаучных, дидактических и исследовательских умений, выполнения индивидуальных и групповых творческих заданий, участия в работе творческих объединений. Исходя из своих интересов и увлечений, учащиеся выбирают тему для исследования, подбирают необходимую литературу, готовят отчет в различных формах. Итогом данной деятельности является проведение в ОУ конференции, смотра и выставки-конкурса научных работ.


Слайд 7
Текст слайда:

Районное научное общество

Создается из числа учащихся ОУ района, которое является органом, организующим всю научно-исследовательскую деятельность учащихся и координирующим ее между учебным заведением и НС района. Деятельность научного общества направлена на достижение целей, задач по развитию потенциальных возможностей учащихся, способных к научно-исследовательской деятельности


Слайд 8
Текст слайда:

Задачи НО

Для организации научно-исследовательской деятельности учащихся необходимо: 1. Обеспечить условия для мыслительной, аналитико-прогностической деятельности учащихся, выявленной на основе диагностики. 2. Создать условия для стимулирования деятельности учащихся по переводу их учебной деятельности в научно-исследовательскую, творческую, путем обеспечения взаимосвязи между учителями ОУ и преподавателями ВУЗов, привлекая сотрудников научных и культурных центров. 3. Обеспечить пространство для выбора научной проблемы в соответствии со склонностями, способностями и интересами учащихся. 4. Способствовать самореализации личности учащегося на основе непрерывного образования школа-ВУЗ. 5. Организовать научно-исследовательскую работу учащихся на базе научных центров, лабораторий, кафедр ВУЗов, библиотек, различных музеев. 6. Сформировать систему работы с одаренными детьми в той или иной научной области на основе индивидуальной программы для развития их творческой, познавательной деятельности . 7. Организовать систему взаимодействия учащийся - учитель - преподаватель ВУЗа.


Слайд 9
Текст слайда:

ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Формирование творческой активности ;
Развитие самостоятельности ;
Обучение приемам исследовательской деятельности, методам, принципам, формам и способам научного исследования, научного познания ;
Формирование мотивации исследовательской деятельности;
Создание условий для самореализации учащегося через выполнение исследования


Слайд 10
Текст слайда:

Цели действий учителя и преподавателя

вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность;
научить пользоваться научной литературой из фондов библиотек и материалами современных информационных технологий;
научить методике проведения исследования;
сформировать познавательные и социальные мотивы;
развивать навыки публичного выступления и защиты своих взглядов перед компетентной аудиторией.


Слайд 11
Текст слайда:

Запланированные результаты

умение формулировать цель и задачи исследования;
формирование навыков в работе с различными источниками информации, систематизации и обобщении полученных данных;
умение пользоваться различными исследовательскими методами при решении поставленных задач;
умение делать аргументированные выводы, соответствующие поставленной цели и решаемым задачам;
развитие способностей к самостоятельному осмыслению проблемы.


Слайд 12
Текст слайда:

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научный совет:
разрабатывает индивидуальный план для каждого учащегося, являющегося членом общества;
проводит психологическую подготовку учащихся;
внедряет исследовательские методы в учебный процесс ОУ;
проводит консультации с учащимися и учителями-консультантами;
направляет и воспитывает потребность учащихся в непрерывности ведения научного эксперимента с учетом получения знаний на более
высокой ступени;
проводит совместное обсуждение и согласование методики выполнения научных работ учащихся с учителями ОУ (перечень и последовательность операций технологического процесса работ);
рецензирует все научные работы учащихся, связанные с разработкой и проведением индивидуального эксперимента;
анализирует все научные работы учащихся и результаты участия в
научных конференциях, конкурсах, смотрах.


Слайд 13
Текст слайда:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НИР УЧАЩИХСЯ

НИР выполняется по разработанной научным руководителем рабочей программе.
Рабочая программа НИР состоит из следующих разделов:
состояние проблемы и актуальность темы исследования;
цель, задачи и методы исследования;
этапы исследования:
ожидаемые результаты исследования.


Слайд 14
Текст слайда:

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Функции исследовательской деятельности;
Поиск тематики;
 Постановка (осознание) темы исследования; 
Формирование ключевой идеи (плана) решения;
Реализация отдельных элементов исследования
(элементов плана решения);
 Синтез решения(собственное исследование) 
Оформление работы;
Защита работы;
Анализ.  


Слайд 15
Текст слайда:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НИР

Выполнение всех научно-исследовательских (творческих) работ, как правило, подразделяются на три стадии:
- подготовительную
- основную
- заключительную


Слайд 16
Текст слайда:

Подготовительная стадия

продолжение и завершение изучения состояния исследуемой проблемы, начатого при составлении рабочей программы;
сбор и изучение исходной информации, необходимой для выполнения исследований;
овладение методами исследований;
подготовка оборудования, приборов, инструментов, материалов к предстоящим исследованиям.


Слайд 17
Текст слайда:

Основная стадия

лабораторные исследования, экспериментальные работы и расчеты, полевые и другие натуральные испытания;
разработка и опытное испытание моделей, конструкций, алгоритмов, схем и т.п.;
обработка экспериментальных данных, их анализ, выявление общих тенденций и закономерностей, новых свойств и других результатов исследований;
разработка предложений и рекомендаций по результатам исследования.


Слайд 18
Текст слайда:

Заключительная стадия

подведение общих итогов исследования;
определение научной новизны и практической значимости полученных результатов НИР учащихся;
расчет эффективности предстоящего использования результатов исследования;
разработка рекомендаций по использованию результатов НИР учащихся в учебно-воспитательном процессе ОУ;
формулировка предложений по дальнейшему исследованию данной проблемы;
cоставление, оформление и представление отчета о НИР для рассмотрения и заслушивания в ходе конференции, смотра и выставки-конкурса научных работ;
представление работ на научных конференциях ОУ и города, района, области.


Слайд 19
Текст слайда:

??? Основные вопросы ???

как определить какие ученики и учителя способны и готовы заниматься таким видом деятельности;
каково содержание этой деятельности;
как оформить полученные по итогам исследования результаты, подготовить исследовательскую работу?


Слайд 20
Текст слайда:

Как определить какие ученики и учителя способны и готовы заниматься таким видом деятельности?

Методы обучения

Репродуктивный

Программированное
обучение

Эвристический


Проблемное обучение


Модельное обучение


Слайд 21
Текст слайда:

Взаимосвязь форм и методов обучения


ТЕСТ
на готовность учителя в организации НИР учащихся.
Матрица разнообразия форм и методов обучения, применяемых учителем.


Слайд 22
Текст слайда:

Как оформить полученные по итогам исследования результаты, подготовить исследовательскую работу?

Общие требования и правила оформления ИР:
Объем работы колеблется от 20-25 страниц печатного текста(без приложения);
Для текста выполненного на компьютере, размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк- 1,5- 2; размер полей: левого – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – 20 мм.
(При изменении параметров следует помнить, что они все равно должны быть не менее суммы 40 см);
При правильном выборе параметров на странице должно уменьшаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами;
Текст печатается на одной стороне страницы: сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст);
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; на титульном листе номер страницы не ставится;
Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения) начинается с новой страницы;
Расстоянием между названием раздела( заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должны быть равны 3-м интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.


Слайд 23
Текст слайда:

Задание для оценивания уровня исследовательской компетенции (составление автореферата)

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Дай мне действовать самому и я научусь»


(Древняя мудрость)


Слайд 24
Текст слайда:

Цель: Оценить уровень исследовательской компетентности

Задачи:
Определить степень владения научным аппаратом исследования;
Установить способность учащихся анализировать экологическую ситуацию;
Выявить возможность выбора наиболее проблемного компонента и установления пути его решения.


Слайд 25
Текст слайда:

Алгоритм составления автореферата

Тема исследования
Цель
Объект и изучаемое свойство (предмет)
Актуальность
Задачи
Гипотеза
Методика
Оборудование и материалы
Схема опыта (эксперимента и/или наблюдения)
Статистическая обработка
Наглядное представление опытных данных
Выводы


Слайд 26
Текст слайда:

Тема исследовательской работы

Компоненты исследования:
Тема

Содержание компонентов
исследования
Обоснованность
Целесообразность
Актуальность


Слайд 27
Текст слайда:

Цель


Слайд 28
Текст слайда:

Объект и изучаемое свойство (предмет)

Любой элемент экосистемы и его свойства
Например:
Влияние антропогенных факторов;
Межвидовое взаимодействие;
Проявление факторов.


Слайд 29
Текст слайда:

Актуальность

Недостаток у изучаемого объекта и изучаемого свойства (предмета) или отсутствие информации является причиной того, что ситуация становится проблемной, а значит актуальной;
Изменение обстановки, событий, штатной ситуации, стандартов и пр.;




Слайд 30
Текст слайда:

Задачи

Сформулируйте перечень задач, которые необходимо решить для достижения цели исследования;
Количество задач может быть различным, в зависимости от необходимости;
Задачи должны быть сформулированы лаконично и направлять на их реализацию.


Слайд 31
Текст слайда:

Гипотеза

Гипотеза (греч. Hypothesis- основание, предположение),предположительное суждение о закономерной (причиной) связи явлений;
форма развития науки;
выдвинутое предположение в результате работы должно быть подтверждено, т.е. справедливо или опровергнуто, т.е. гипотеза была ошибочна.


Слайд 32
Текст слайда:

Методика

Кратко опишите способы (методы) получения информации об объекте, свойства (характеристики) которого Вы планируете исследовать

Общепринятые, хорошо известные методики могут
только быть упомянутыми, остальные описываются
подробно


Слайд 33
Текст слайда:

Оборудование и материалы

Кратко опишите оборудование и материалы (реактивы), необходимые для проведения планируемого Вами исследования


Слайд 34
Текст слайда:

Схема опыта (эксперимента и/или наблюдения)

Для построения схемы используйте геометрические фигуры, в которых напишите суть этапов планируемого опыта, а стрелками покажите их взаимосвязь


Слайд 35
Текст слайда:

Статистическая обработка

Кратко необходимо объяснить смысл статистической обработки опытных данных

Например:
Рассчитайте массовую концентрацию хлорид-аниона (Схл, мг/л) по формуле: CXл=VXлx178. Результат округлите до целых чисел.


Слайд 36
Текст слайда:

Наглядное представление опытных данных

Представьте в виде диаграммы, графика или гистограммы данные, которые Вы могли бы получить в ходе исследования с применением указанных вами методов.
Например:


Наглядно необходимо представить две возможных версии
Результатов исследования (справедливое и ошибочное)


Слайд 37
Текст слайда:

Вывод

Сформулируйте выводы, допуская, что выдвинутая Вами гипотеза справедлива;
В конце необходимо проверить все ли намеченные цели и задачи
были раскрыты в ходе работы;
В завершении необходимо указать степень реализации и практического применения этой работы.


Слайд 38
Текст слайда:

Научное обоснование данного направления работы с учащимися

Развитие каждого учащегося и педагога в образовательном учреждении возможно только при развитии его образовательной среды в целом; и наоборот, развитие образовательного учреждения обеспечивается развитием каждого действующего в его организационной структуре субъекта. Образовательная функция научной школы обуславливает развитие каждого члена коллектива, исследовательская способствует постоянному развитию ее внутренней творческой среды.


Слайд 39
Текст слайда:

Р.Г.Каменский

По Р.Г. Каменскому, самоопределение человека разворачивается в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном, экзистенциальном
В процессе своего развития в той или иной социальной или профессиональной ситуации человек последовательно самоопределяется в каждом из этих пространств. Не является исключением и ситуация учащегося, самоопределяющегося в своей учебной деятельности.


Слайд 40
Текст слайда:

НИР учащихся и современная система образования

В условиях базисного учебного плана и государственных образовательных стандартов, соответствующих им стандартизированных учебных планов, сетки часов, типовых программ и заданий, учащийся оказывается поставленным в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться на ситуативном уровне: задача, которую ему необходимо выполнить, ставится извне, типовой способ достижения цели задан и предоставляет ограниченные возможности для изменения, результат образовательной деятельности соотносится с эталоном и оценивается по стандартной шкале.


Слайд 41
Текст слайда:


Каково содержание этой деятельности?




Слайд 42
Текст слайда:

Каково содержание этой
деятельности?


Слайд 43
Текст слайда:

Культурное пространство самоопределения

Исследовательская деятельность позволяют учащимся выйти в культурное пространство самоопределения. Учащийся оказывается в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной им области, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Каждый достигнутый результат рождает этап рефлексии, имеющий следствием появление новых замыслов и творческих планов, которые, при постоянном общении с педагогами, конкретизируется в дальнейшем развитии проектов. Учебная активность приобретает более непрерывный и мотивированный характер. Именно этот уровень самоопределения позволяет выйти учащемуся на функциональную позицию «коллега» по отношению к другим членам коллектива, поскольку эта позиция предполагает возможность саморефлексии и наличия собственного отношения к окружающей действительности.


Слайд 44
Текст слайда:

Состояние НИ работы в Выборгском районе

Олимпиада по экологии;
Конкурсы НИР учащихся муниципального (в рамках Дней Финского залива в библиотеке А.Аалто, «Я живу на Выборгской земле» и пр.), регионального («Юных исследователей окружающей среды», «Инструментальные исследования окружающей среды» и др.), Всероссийского («Меня оценят в ХХI веке», «Национальное достояние России» и пр.)уровня;
Научно- практические Конференции в ОУ, Выборге, Санк-Петербурге.


Слайд 45
Текст слайда:

Организация НИР учащихся в 2007/2008 учебном году

Мероприятия по организации НИР в Выборгском р-не

Организационные

Для учителей

Для учащихся


Слайд 46
Текст слайда:

Организационные

1.Создание базы данных по ОУ Выборгского р-на о состоянии данного вида деятельности;
2. Сбор информации о потребности данной деятельности в ОУ;
3. Создание творческой группы учителей (Научного совета) для организации данной работы .


Слайд 47
Текст слайда:

Для учителей

1.Проведение индивидуальных консультаций для учителей по организации научно-исследовательской деятельности учащихся - 1 раз в месяц.
2.Тематические семинары - 4 раза в год
Например,
Методика создания научно-исследовательского общества в ОУ;
НИР учащихся залог повышения эффективности качества знаний;
Формирование индивидуальных качеств учащихся для улучшения эффективности НИР;
Практическое значение НИР на примере Всероссийской олимпиады школьников и др. конкурсных мероприятий.
3. Выпуск информационных сборников (возможно электронных) с перечнями конкурсов и мероприятий соответствующей направленности;
4. Разработка библиографического перечня по НИР с учащимися;
5. Подготовка команд района для участия в различных мероприятиях соответствующей направленности;
6. Создание медиобиблиотеки:
методических разработок педагогов по организации НИР в ОУ по предметам;
лучших НИР учащихся;


Слайд 48
Текст слайда:

Для учащихся

1. Создание районного научно- исследовательского общества учащихся по различным областям знаний.
С целью проведения мероприятий различной направленности:
- малой олимпиады для учащихся 5-7 классов;
- научно-практических конференций для учащихся
8-11 классов;
- круглых столов для творческих групп, работающих по определенной тематике;
- научных чтений с привлечением ученых, специалистов практиков и пр.
2. Организация обучающего лагеря для уч-ся 7-11 кл.;
3. Создание школы «Почемучка» для младших школьников 5-7 кл.


Слайд 49
Текст слайда:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы организации, развития и управления исследовательской деятельностью учащихся современны и актуальны. Это социальный заказ высшей школы, включающий подготовку специалистов, способных самостоятельно овладевать новейшими достижениями науки и техники, обладающих потенциалом творческого саморазвития. Выполнение этого заказа нацелено на выработку у учащихся навыков исследовательской деятельности, что предполагает повышение уровня мотивации учащихся к активному участию в научных программах, овладение методами научного исследования, непрерывное совершенствование знаний.


Слайд 50
Текст слайда:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Это требование Национальной доктрины образования Российской Федерации, которая в качестве одной из основных целей и задач образования выдвигает обеспечение разностороннего и своевременного развития детей, их творческих способностей. Своей задачей мы видим "формирование у всех учащихся не только академических знаний, но, прежде всего способности трудиться, жить и адаптироваться в быстро меняющемся мире".


Слайд 51
Текст слайда:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поэтому в нашем районе, есть понимание того, что сегодня важно создать условия, при которых каждый учащийся может получить возможность попробовать себя в разных областях деятельности, формировать у учащихся способность исследовать окружающий мир, взаимодействовать с ним, действовать в ситуациях, когда ранее усвоенные алгоритмы и правила поведения оказываются неприменимыми. Эти способности могут быть развиты только в процессе проведения практических исследований самими учащимися.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика