Слайд 3ЭССЕ
С приходом в школу ребенок попадает в новую для себя социальную
ситуацию развития и сталкивается с новой деятельностью, которая становится главной. Если до этого времени во все предшествующие годы главными субъектами социальной ситуации развития были «ребенок-взрослый», то с приходом ребенка в школу она дифференцируется:
ребенок-взрослый
Ребенок – учитель, ребенок - родители
Ситуация «ребенок-учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Она становится своеобразным центром жизни ребенка, определяя отношения ребенка и к родителям, и к сверстникам. Очевидно, что новая социальная ситуация требует особой, новой ведущей деятельности. Это – учебная деятельность. Поскольку она не дана ученику в готовой форме, он вынужден ее формировать. И первая трудность, с которой он сталкивается, по мнению А.К. Марковой, состоит в том, что мотивы ребенка, с которыми он приходит в школу не связаны с содержанием будущей деятельности. Иными словами, у ученика отсутствуют познавательные мотивы и поэтому нужно формировать познавательную мотивацию.
Трудно согласиться с этой точкой зрения, если признать, что у ребенка с момента рождения существуют познавательные потребности. Другое дело, что с точки зрения педагогической науки познавательные мотивы не совпадают с учебными мотивами, содержание которых обусловлено собственно учебной деятельностью.
Таким образом, дело не в отсутствии у ребенка познавательной мотивации, а дело в искусственном противопоставлении двух видов деятельности – познавательной и учебной, а вслед за этим и двух видов мотивации – познавательной и учебной мотивации. А это уже, по сути, вопрос о приоритетах, задаваемых школой: познание или учение; развитие познавательных способностей с помощью учебных средств или преимущественное овладение учебными средствами без особой оглядки на познавательные возможности ученика. Пока что побеждает вторая точка зрения. Поэтому нечего удивляться погаснувшим глазам первоклашек, спустя всего каких-нибудь три месяца пребывания в школе. Им стало ясно: хвалят их тогда, когда они воспроизводят услышанное или прочитанное, а ругают, если их самостоятельные умственные действия не совпадают с теми, что от них требует учитель. Однако, если согласится с тем, что у всякого ребенка есть познавательная мотивация и она способна обеспечить соответствующую познавательную деятельность, тогда коренным образом меняется подход к учению и его целям: не информация любой ценой, в том числе и увеличением интеллектуально тупых, а интеллект, творческая, то есть продуктивная умственная деятельность, развиваемая с помощью той самой информации, которая изначально требовалась от ребенка. Следовательно, оцениваться при этом должны не объем и точность воспроизведенной ребенком информации, а степень самостоятельности и оригинальности в оперировании ею. В конце концов ценность информации преходяща, а ценность механизма, умеющего ею оперировать (увеличивать, изменять, реконструировать и т. п.), то есть интеллекта – неизменно. И до тех пор, пока общественность, в том числе и педагогическая, не осознает этого, мы будем ломать тонкий, искусно созданный природой механизм оперирован6ия информацией, вместо того, чтобы создавать условия для его бесперебойной работы. До тех пор, пока познавательная деятельность ребенка будет противопоставляться учебной, последняя для него всегда будет трудной, удручающе скучной, порой бессмысленной, и всегда будет выполняться под страхом наказания. Она будет оставаться таковой до тех пор, пока ее содержание не будет максимально соответствовать реальной психологической развертке познавательной деятельности.
Именно противопоставление познавательной деятельности учебной и приоритет последней – одна из причин проблемы одаренных детей в школе. Ярко выраженная у этих детей познавательная активность, и стимулируемая мощными познавательными мотивами не находит выхода в «специально организованной учебной деятельности» и потому нередко такие дети, как «бельмо на глазу» для учителей, а вслед за ними и других учеников. Их начинают обвинять во всех смертных грехах, в том числе и в отсутствии способностей. Спрашивается – каких? Способностей переделки механизма умственной деятельности, данного им, как и всем нам, природой? Способностей подчиняться неадекватным требованиям учителя? Ответ кажется очевидным.
Слайд 62. Содержание экспертизы.
Профессиональный уровень учителя
Бляйле А.В. работает учителем в данной
школе 3 года.
Оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания, успешное применение педагогических технологий помогают Александре Владимировне добиваться хороших знаний у обучающихся, умело создавать условия для развития их креативных способностей. Повышению мотивации в обучении способствует использование учителем разнообразных форм проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-лекции, уроки-беседы.
Бляйле А.В. отличают систематичность и последовательность в работе.
Слайд 9Результативность профессиональной деятельности учителя
Уважение личности ученика, вовлечение
его во все виды деятельности, создание психологического комфорта в классном коллективе, условий для самовоспитания, развитие самооценки – основные принципы в работе Александры Владимировны. Александра Владимировна владеет разнообразными методиками обратной связи: опрос, тестирование, контрольные задания, зачеты, игры. На уроках ученики знакомятся с культурой англо-говорящих стран, их литературой, историей, географией, в программу включается национальный компонент, проводятся уроки, посвященные американским и английским праздникам.
Слайд 10Коммуникативные качества личности учителя
Бляйле Александра Владимировна работает
в тесном контакте с детьми. Строит отношения с детьми на доверии, уважении, требовательности и справедливости, формирует моральные качества обучающихся, способствуют формированию общей культуры, развивает демократические основы жизни детского коллектива.
На уроках и во внеклассной работе организует коллективную, групповую и индивидуальную деятельность детей, формирует сплоченный коллектив.
Экспертное заключение:
Бляйле Александра Владимировна рекомендована на представление на вторую квалификационную категорию.