Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №46
Профилактика дезадаптации у
детей раннего возраста через совместные занятия педагога-психолога и инструктора по физической культуре
Педагог-психолог Ивановская М.В ,
инструктор по физической культуре Костина Е.В.
Слайд 2ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Разработка специальных физкультурных занятий в адаптационный период
За основу цикла
адаптационных физкультурных занятий взят практический и методический материал, предложенный в методическом пособии:
Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению». — М.: Книголюб, 2003 г.
В содержание занятий дополнительно включены упражнения и задания в соответствии с Программой воспитания и обучения в ДОУ под ред. М.А. Васильевой
Некоторые занятия переструктурированны в соответствии с требованиями к структуре физкультурных занятий.
Слайд 3Цель занятий:
помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ:
Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период
адаптации к детскому саду;
Обеспечение удовлетворения потребности в движении;
Обеспечить успешное привыкание детей к педагогам ДОУ.
Формирование интереса к физкультурным занятиям
Слайд 5УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся в течение 12 недель по два занятия
в неделю (всего 24 занятия), по 12-15 минут.
Второе занятие имеет изменения, дополнения.
Проводят занятия педагог-психолог ДОУ и инструктор по физической культуре, воспитатель группы помогает в проведении занятий.
Первые 4 недели занятия проводятся в группе, затем в физкультурном зале.
Слайд 6 Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым
сюжетом.
ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ:
1. Божья коровка
2. Листопад
3. Мячик
4. Прогулка в лес
5. Веселые Петрушки
6. Мячики
7. Мыльные пузыри
8. Музыканты
9. Веселые мышата
10. Колобок
11. Котята
12. Зайка
Слайд 7СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
соответствует структуре физкультурных занятий:
Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
Слайд 8Основная часть
В основную часть занятия входят логоритмические общеразвивающие упражнения
Здесь же используются
игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, осваивать программный двигательный материал, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками и педагогами.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Слайд 9Заключительная часть
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями;
Используются релаксационные
и стретчинговые упражнения.
Ряд занятий заканчивается продуктивной деятельностью .
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Слайд 10УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Игры на знакомство и эмоциональное сближение (Кто
у нас хороший?», «А кто в нашей группе есть?»;
Игры на удовлетворение потребности в защите («Бегите ко мне», «Спасайтесь», «Солнышко и дождик»);
Вежливое обращение к героям сюжетов с просьбой;
Высказывание благодарности;
Предложение поиграть вместе;
Слайд 11Упражнения на согласованность действий (ритмические поглаживания и похлопывания по мячу, игры
«Паровоз», «Карусель», «По ровненькой дорожке»)
Слайд 12Совместная деятельность педагогов и детей протекает в форме живого насыщенного эмоционального
контакта
Слайд 13Через тактильный контакт дети выражают свое отношение к сверстнику и взрослому,
и рассчитывают получить ответ на свое обращение.
Обмен «тактильными посланиями» становится своеобразной формой невербального общения
Слайд 14УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ И ТРАНСФОРМАЦИЮ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
Рисование:
Нарисуем божьей коровке друзей, вылечим ежика, починим мячик;
Пляска свободная и по показу;
Поможем герою сказки;
Испуг (от встречи с волком)
превращаем в сочувствие,
желание помочь, утешить;
Страх, растерянность
(котята потерялись) в
решимость преодолеть
препятствия, чтобы
встретиться с мамой-
кошкой, испытать
радость встречи.
Слайд 15Выдувание мыльных пузырей, как символический акт появления красоты, имеющий свойство исчезать
и вновь появляться, обеспечивало эмоциональную включенность детей в ситуацию социального взаимодействия, а также снижение психического напряжения.
Слайд 16Определенные участки тела являются своего рода психосоматическими «голограммами». Массируя их, ребенок
воздействует на весь организм в целом, улучшая его функциональные возможности, вызывает мобилизацию защитных сил организма (точечный массаж, самрмассаж, массаж стоп мячиками).
Слайд 17УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
Присесть, а не убежать, остановиться и замереть;
Мама
не спит – танцуем под веселую музыку, мама спит – сидим тихо, даже если звучит музыка;
Игра «Прятки» – закрыть глаза, играть честно;
Игра «Кто дольше молчит» (проигрывает герой сюжета, дети успешно выполняют задание)
Слайд 18Превращения (ежик, котята, мячики, бабочки, мыльные пузыри):
имитация характерных движений (полет, ходьба,
способ питания, отдых и т.п.)
Отражение отличительных черт внешнего вида
Слайд 19УПРАЖНЕНИЯ НА СНЯТИЕ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Слайд 20УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Пальчиковая гимнастика:
Божья коровка;
Колючий ежик
Волшебный комочек
Испечем
колобок
Пальчик, ладошки, кулачки;
Лапки-цап-царапки;
Снежный кролик;
Прищепки
Слайд 21Основные виды движений, в соответствии с Программой воспитания и обучения детей
в ДОУ:
Различные виды ходьбы и бега;
Подпрыгивание и перепрыгивание;
Ползание, подлезание, пролезание;
ходьба по ограниченной и повышенной опоре;
Манипулирование с предметами, (прокатывание, передача, подбрасывание и ловля)
Слайд 22РЕЗУЛЬТАТЫ:
По результатам наблюдений инструктора по физкультуре и педагога – психолога
Благоприятный эмоциональный
настрой детей при переходе к занятиям в физкультурном зале;
Сокращение сроков привыкания к педагогам-специалистам, осуществляющим работу с детьми;
Сокращение сроков формирования интереса к занятиям по физкультуре;
Быстрое усвоение правил безопасного поведения в физкультурном зале