МОУ Осколковская средняя общеобразовательнаяшколаОбобщение опыта работыучителя русского языка и литературыТемниковой Аллы Владимировны презентация

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

Слайд 1МОУ «Осколковская средняя общеобразовательная школа» Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы Темниковой Аллы

Владимировны

Слайд 2 Работа с художественным текстом на уроках русского языка


Слайд 3Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я

запомню;
Дай сделать –
и я пойму.
Китайская
притча

Слайд 4Актуальность обращения к художественному тексту на уроках русского языка
1.Воспитание эстетического отношения к

родному слову как важной части национальной культуры;
2. Развитие творческих способностей учащихся;
3. Обогащение словарного запаса учащихся;
4. Развитие межпредметных связей: русский язык и литература;
5. Отработка различных орфограмм и пунктограмм;
6. Учащимся предстоит работа с текстом на экзамене в 9 и 11 классах.

Слайд 5Этапы обучения, на которых может быть использован художественный текст
1. Урок усвоения

новых знаний;
2. Урок выработки умений и навыков;
3. Урок обобщения и систематизации знаний;
4.Урок выполнения работы над ошибками.


Слайд 6Урок усвоения новых знаний
Тема урока: понятие о деепричастном обороте

В государстве ромашек,

у края,
Где ручей, задыхаясь, поёт,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

И внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Всё лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
Н. Заболоцкий

Слайд 7Урок выработки умений и навыков Тема: Сочинительные союзы
Заря бывает не только

утренняя, но вечерняя. Мы часто путаем два понятия – закат солнца и вечернюю зарю.
Вечерняя заря начинается. Когда солнце уже зайдёт за край земли. Тогда она овладеет меркнущим небом, разливается по нему множеством красок – от червонного золота до бирюзы, и медленно переходит в поздние сумерки и ночь.
Кричат коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звёзды, а заря долго ещё дотлевает над полями и туманами.
(К. Паустовский)


Слайд 8Урок обобщения и систематизации знаний
Текст для наблюдения

Бабушка не плясала, словно

рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая из-под руки, и всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно.
Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая дорогу кому-то, отводя рукой кого-то опустив голову. Замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее – и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз оторвать от неё – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!
(М.Горький «Детство»)

Слайд 9Сочинение- миниатюра
Зимнее утро… Я уже проснулась, но вставать не тороплюсь, потому

что обычно меня будит бабушка. Я притворяюсь спящей, крепче смыкая веки.
Сквозь дрожащие ресницы я наблюдаю, как в мою комнату не спеша, почти бесшумно входит бабушка. Она медленно, стараясь не разбудить меня раньше времени, идёт к к кровати. Я чувствую нежные прикосновения её шершавой руки на моём лице. Бабушка шепчет, наклоняясь ко мне: «Пора вставать». Я делаю вид, что не слышу её слов.
Тогда бабушка начинает гладить мою руку, волосы, приговаривая, что завтрак уже на столе. Мне становится стыдно за моё притворство. Я откидываю одеяло, встаю, целую морщинки на бабушкиной щеке. А на столе меня ждёт горячий чай и вкуснейшие бабушкины пироги.
Около меня хлопочет бабушка, приговаривая: «Завтракай хорошо. До обеда ещё далеко».Позавтракав, я благодарю бабушку. Надо спешить в школу. По дороге снег весело скрипит у меня под ногами. Я думаю: «Какое хорошее утро, какое счастье идти в школу, а главное- пусть подольше живёт моя бабушка, согревая меня своим теплом».

Слайд 10Изобразительно- выразительная роль деепричастий

Тут он отворотился, насунул набекрень свою шапку и

гордо отошёл от окошка. Тихо перебирая струны бандуры. Деревянная ручка у двери в это время завертелась: дверь распахнулась со скрипом, и девушка на пороге семнадцатой весны, обвитая сумерками, робко оглядываясь и не выпуская деревянной ручки, переступила через порог. В полуясном мраке горели приветливо, будто звёздочки, ясные очи и блистало красное коралловое монисто; и от орлиных очей парубка не могла укрыться даже краска. Стыдливо вспыхнувшая на щеках её.
(Н.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница», глава «Ганна»)

Слайд 11Употребление прилагательных в речи
Воздух живительный, воздух смолистый
Я узнаю.
Свет

не летит, упоительный, чистый,
Словно в раю.
Узкой тропинкой к гранитам прибрежным
Вышел, стою.

Нежу простором, суровым и нежным,
Душу мою.
Сосны недвижны на острове, словно
В дивном краю.
Тихие волны лепечут любовно
Сказку свою.
В. Брюсов


Слайд 12Изобразительно-выразительная роль глаголов в речи
Живёт Балда в поповом доме;
Спит себе на

соломе, ест за четверых,
Работает за семерых,
До света всё у него пляшет;
Лошадь запряжёт, полоску вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь печалится,
Попёнок зовёт его тятей,
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
(А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Слайд 13Урок выполнения работы над ошибками
Орфографический комментарий;
Пунктуационный комментарий;
Лексический разбор слов.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика