Слайд 1МОУ «Осколковская средняя общеобразовательная
школа»
Обобщение опыта работы
учителя русского языка и литературы
Темниковой Аллы
Владимировны
Слайд 2
Работа с
художественным текстом
на уроках русского языка
Слайд 3Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я
запомню;
Дай сделать –
и я пойму.
Китайская
притча
Слайд 4Актуальность обращения к художественному тексту на уроках
русского языка
1.Воспитание эстетического отношения к
родному слову как важной части национальной культуры;
2. Развитие творческих способностей учащихся;
3. Обогащение словарного запаса учащихся;
4. Развитие межпредметных связей: русский язык и литература;
5. Отработка различных орфограмм и пунктограмм;
6. Учащимся предстоит работа с текстом на экзамене в 9 и 11 классах.
Слайд 5Этапы обучения, на которых может быть использован художественный текст
1. Урок усвоения
новых знаний;
2. Урок выработки умений и навыков;
3. Урок обобщения и систематизации знаний;
4.Урок выполнения работы над ошибками.
Слайд 6Урок усвоения новых знаний
Тема урока: понятие о деепричастном обороте
В государстве ромашек,
у края,
Где ручей, задыхаясь, поёт,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
И внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Всё лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
Н. Заболоцкий
Слайд 7Урок выработки умений и навыков
Тема: Сочинительные союзы
Заря бывает не только
утренняя, но вечерняя. Мы часто путаем два понятия – закат солнца и вечернюю зарю.
Вечерняя заря начинается. Когда солнце уже зайдёт за край земли. Тогда она овладеет меркнущим небом, разливается по нему множеством красок – от червонного золота до бирюзы, и медленно переходит в поздние сумерки и ночь.
Кричат коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звёзды, а заря долго ещё дотлевает над полями и туманами.
(К. Паустовский)
Слайд 8Урок обобщения и систематизации знаний
Текст для наблюдения
Бабушка не плясала, словно
рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая из-под руки, и всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно.
Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая дорогу кому-то, отводя рукой кого-то опустив голову. Замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее – и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз оторвать от неё – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!
(М.Горький «Детство»)
Слайд 9Сочинение- миниатюра
Зимнее утро… Я уже проснулась, но вставать не тороплюсь, потому
что обычно меня будит бабушка. Я притворяюсь спящей, крепче смыкая веки.
Сквозь дрожащие ресницы я наблюдаю, как в мою комнату не спеша, почти бесшумно входит бабушка. Она медленно, стараясь не разбудить меня раньше времени, идёт к к кровати. Я чувствую нежные прикосновения её шершавой руки на моём лице. Бабушка шепчет, наклоняясь ко мне: «Пора вставать». Я делаю вид, что не слышу её слов.
Тогда бабушка начинает гладить мою руку, волосы, приговаривая, что завтрак уже на столе. Мне становится стыдно за моё притворство. Я откидываю одеяло, встаю, целую морщинки на бабушкиной щеке. А на столе меня ждёт горячий чай и вкуснейшие бабушкины пироги.
Около меня хлопочет бабушка, приговаривая: «Завтракай хорошо. До обеда ещё далеко».Позавтракав, я благодарю бабушку. Надо спешить в школу. По дороге снег весело скрипит у меня под ногами. Я думаю: «Какое хорошее утро, какое счастье идти в школу, а главное- пусть подольше живёт моя бабушка, согревая меня своим теплом».
Слайд 10Изобразительно- выразительная роль деепричастий
Тут он отворотился, насунул набекрень свою шапку и
гордо отошёл от окошка. Тихо перебирая струны бандуры. Деревянная ручка у двери в это время завертелась: дверь распахнулась со скрипом, и девушка на пороге семнадцатой весны, обвитая сумерками, робко оглядываясь и не выпуская деревянной ручки, переступила через порог. В полуясном мраке горели приветливо, будто звёздочки, ясные очи и блистало красное коралловое монисто; и от орлиных очей парубка не могла укрыться даже краска. Стыдливо вспыхнувшая на щеках её.
(Н.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница», глава «Ганна»)
Слайд 11Употребление прилагательных в речи
Воздух живительный, воздух смолистый
Я узнаю.
Свет
не летит, упоительный, чистый,
Словно в раю.
Узкой тропинкой к гранитам прибрежным
Вышел, стою.
Нежу простором, суровым и нежным,
Душу мою.
Сосны недвижны на острове, словно
В дивном краю.
Тихие волны лепечут любовно
Сказку свою.
В. Брюсов
Слайд 12Изобразительно-выразительная роль глаголов в речи
Живёт Балда в поповом доме;
Спит себе на
соломе, ест за четверых,
Работает за семерых,
До света всё у него пляшет;
Лошадь запряжёт, полоску вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь печалится,
Попёнок зовёт его тятей,
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
(А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Слайд 13Урок выполнения работы над ошибками
Орфографический комментарий;
Пунктуационный комментарий;
Лексический разбор слов.