Слайд 1Московский институт
открытого образования
Правительство Москвы,
Департамент образования г. Москвы
Слайд 2
Кафедра открытых образовательных технологий
Кафедра открытых образовательных технологий
Слайд 3«В российском образовании произойдет довольно крупное событие. В школах появится еще
одна должность – тьютор…
Это - не классный руководитель. Этот педагог собирает вокруг себя детей из разных классов, но с общими интересами»
член-корреспондент РАН,
ген. директор "Издательство Просвещение"
Александр Кондаков
17 мая 2008
Слайд 4В систему Российского образования вводится новая
должность -
Слайд 5
Содержанием действий тьютора является познавательный интерес каждого ученика
Слайд 6
Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересом каждого ученика, помогать школьникам
осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.
Слайд 7Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение
с учащимся индивидуальной образовательной программы.
Слайд 10Индивидуальный подход
Индивидуализация
Слайд 11Индивидуализация
+ индивидуальный подход
Тьюторское
сопровождение
Открытое
образование
Слайд 12Этапы тьюторского сопровождения:
Диагностический
Проектировочный
Реализационный
Аналитический
Слайд 13Принципы тьюторского сопровождения:
Гибкость – ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в
выборе способов деятельности.
Непрерывность – обеспечение последовательного, цикличного, своевременного процесса в развитии познавательного интереса.
Индивидуализация – учет личностных запросов, особенностей и интересов учащихся.
Открытость – управление собственной познавательной и образовательной деятельностью.
Слайд 14Инструменты тьютора:
Технология консультации;
Вопросная технология;
Технология активного слушания;
Портфолио;
Технология сопровождения познавательных интересов;
Технология сопровождения проектно-исследовательской
деятельности;
Кейс-метод (метод анализа конкретных ситуаций);
Технология групповой работы;
Образовательный туризм.
Слайд 15Тьютор – от латинского tutor – «защитник, покровитель, страж; опекун, попечитель»
– произошло от глагола tueor – «смотреть, надзирать». Его вариант с приставкой intueor – «всматриваться» дал в новейших языках слово интуиция.
Слайд 19
Жуковский Василий Андреевич
( 29.1.1783 - 12.4.1852)
Слайд 20
Шварц Александр Николаевич
( 1848 - 1915 )
Слайд 21Кафедра открытых образовательных технологий
Мы работаем
с 2002 года
МОУ
«Северская гимназия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №49 г.Томска
(МОУ СОШ №49)
моу сош «Эврика-развитие»
Слайд 22Кафедра открытых образовательных технологий
Слайд 23Кафедра открытых образовательных технологий
Слайд 24«Технологии тьюторского сопровождения ученической деятельности и портфолио-образовательный поиск наставника в профильном
обучении».
« Технология тьюторского сопровождения. Проектирование ученической деятельности в процессе построения индивидуальной образовательной программы».
«Тьюторское сопровождение в системе открытых образовательных технологий».
Слайд 25Словарь В.Даля
Сопровождение – это определенное действие; сопровождать – значит сопутствовать, идти
вместе, быть рядом и помогать.
4-х томный Словарь русского языка
Сопровождение – действие по глаголам сопроводить и сопровождать; то, что сопровождает какое-нибудь явление, какой-нибудь процесс. Аккомпанемент (муз.). Музыкальное сопровождение.
Слайд 26Направления тьюторства в
Российском образовании:
Дистанционное обучение;
Психологическая служба – коучинг;
Консультационная работа;
Тьюторство в
школе: в начальной, старшей, средней, высшей;
Тьюторство в системе повышения квалификации.
Слайд 27Тьюторское сопровождение – это сопровождение процесса индивидуализации в открытом
образовании.
Тьютор –
педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение
индивидуальной образовательной
программы.
Д.п.н., профессор каф. педагогики МПГУ
Т.М. Ковалева
Слайд 28Подходы к тьюторству:
Младшая школа: выявление, осмысление и реализация познавательных интересов;
Средняя школа:
проект, исследование, спонтанное творчество;
Старшая школа: тьюторское сопровождение в профильной школе;
Дополнительное образование.
Слайд 29Основные задачи и содержание (направления) работы классного руководителя в классе.
Основные
задачи и содержание (направления) работы классного руководителя в классе.
2.1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:
2.1.1. Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте.
2.1.2. Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.
2.1.3. Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата в классе.
2.1.4. В соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.
2.1.5. Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.
2.1.6. Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.
2.1.7. Совместно со школьным психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина.
2.2. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.
2.3. Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей-предметников.
2.4. Содействует получению дополнительного образования учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.
2.5. Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.
2.6. Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе в учебное время.
2.7. Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе.
2.8. Организует питание, дежурство, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школы, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.
2.9. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.
Слайд 30Чем тьютор отличается от классного руководителя?
Чем тьютор отличается от классного руководителя?
Классный
руководитель выполняет задания завуча,
Тьютор работает на образовательный заказ родителя и ребенка.
КР для усиления позиции учителя, Т. для поддержки ученика.
КР принимает меры, чтобы дети не мешали учебному процессу,
Т.- анализирует ситуацию и решает проблему вместе с детьми.
КР волнует только хорошая успеваемость, Т. инициирует образовательные потребности учащихся и работает с индивидуальными образовательными программами уч-ся.
КР несет требования, а значит, он начальник над детьми, Т. помогает ребенку выстраивать с окружающими партнерские отношения.
«Учитель умирает в авторитарном монологе и возрождается в диалоге- сотрудничестве с учениками»
Слайд 31Педагог-психолог
Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. осуществляет профессиональную деятельность, направленную на
сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения;
3.2. содействует охране прав обучающихся в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации;
3.3. способствует гармонизации социальной сферы школы и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
3.4. определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, и принимает меры по оказанию им различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);
3.5. оказывает помощь обучающимся, родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем;
3.6. проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
3.7. проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий;
3.8. составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся;
3.9. ведет документацию по установленной форме и использует ее исключительно в целях профессиональной деятельности;
Слайд 32
3.10. участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной
деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным;
3.11. способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;
3.12. определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;
3.13. формирует психологическую культуру обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей), в том числе и культуру полового воспитания;
3.14. консультирует работников школы по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);
3.15. принимает участие в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
3.16. знает приоритетные направления развития образоааательной системы РФ; законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т.п.;
3.17. участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим)
3.18. выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
3.19. вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;
3.20. систематически повышает свою профессиональную квалификацию;
3.21. участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;
3.22. соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;
3.23. использует методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
3.24. выполняет правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
Слайд 33Чем тьютор отличается от школьного психолога – педагога?
Чем тьютор отличается от
школьного психолога – педагога?
Психолог, в отличие от тьютора, обязан быть не включенным в жизненную ситуацию клиента при взаимосвязи с ним и это принципиально.
Психолог, имея средства воздействия на участников процедуры консультирования или тренинга, переживая вместе с клиентом «здесь и сейчас», по завершении ситуации взаимодействия полностью выключается из нее.
Психолог работает только с предъявляемыми проблемами и по запросу клиента, и, формируя новые запросы, моделирует жизненные ситуации, но не живет реально с участниками своих программ за пределами профессиональной ситуации как профессионал по позиции.
Рамки полномочий психологического воздействия оговариваются в самой процедуре воздействия, помечаются специальным временем и местом и не выходят за эти рамки.
Личностные отношения психолога и консультируемого могут негативно влиять на саму процедуру коррекции или личностного роста.
Для тьютора принципиально важно иметь личностные взаимоотношения с подопечным, уметь строить отношения в реальной ситуации, совместно переживать успехи и неудачи.
Тьютор обладает некоторыми знаниями и навыками психологического воздействия, такими как умение выстроить ситуацию открытости и доверительности, владение диагностическими средствами успешности движения учащегося в образовательном пространстве, умение анализировать и интерпретировать результаты диагностики и наблюдения, навыки организации рефлексии с подопечными, фиксации проблем и построения проектных шагов преодоления этих проблем
Слайд 34Основными направлениями деятельности классного воспитателя являются:
Основными направлениями деятельности классного воспитателя являются:
2.1. воспитание и социализация обучающихся с учетом их личных особенностей, формирование общей культуры личности детей класса;
2.2. выполнение административно-контролирующих функций (контроль за состоянием дисциплины, поведения учащихся, посещаемости, реагирование на чрезвычайные происшествия в классе и т.д.);
2.3. выполнение информационно-контактных функций (информация для учащихся, учителей, родителей, администрации);
2.4. содействие реализации образовательных программ в соответствии с учебным планом школы.
3. Должностные обязанности
Классный воспитатель выполняет следующие должностные обязанности:
Анализирует:
- образовательную и воспитательную ситуацию в классе по итогам четверти и года.
Планирует и организует:
- внеурочную образовательную деятельность в классе и параллели через различные формы работы с классом;
- работу педагогических консилиумов по классу, участвует в работе малых педагогических советов, заседании рабочих педагогических групп.
- мониторинг успеваемости учащихся класса;
- каникулярную деятельность в классе;
Слайд 35
- проведение родительских собраний;
- совместные внеурочные мероприятия с родителями;
-
ежедневную уборку классных помещений, дежурство класса по школе;
- работу в классе по подготовке и сдаче школы и кабинета к началу учебного года, учебной четверти.
Координирует:
- педагогическую деятельность учителей, работающих в классе, для разработки общих подходов к образовательной деятельности в данном классном коллективе.
Контролирует:
- работу по готовности учащихся класса к образовательному процессу
(наличие у учащихся учебников, ознакомление с программами, выполнение
учащимися учебных программ, ликвидирование задолженностей).
Корректирует:
- методику и технологию воспитательной работы в соответствии с выбранной методической темой.
Разрабатывает:
- перспективное (на год), календарное (на четверть) планирование воспитательной работы в классе с учетом различных направлений:
Слайд 36Классный воспитатель
Классный воспитатель выполняет следующие должностные обязанности:
Анализирует:
- образовательную и
воспитательную ситуацию в классе по итогам четверти и года.
Планирует и организует:
- внеурочную образовательную деятельность в классе и параллели через различные формы работы с классом;
- работу педагогических консилиумов по классу, участвует в работе малых педагогических советов, заседании рабочих педагогических групп.
- мониторинг успеваемости учащихся класса;
- каникулярную деятельность в классе;
- проведение родительских собраний;
- совместные внеурочные мероприятия с родителями;
- ежедневную уборку классных помещений, дежурство класса по школе;
- работу в классе по подготовке и сдаче школы и кабинета к началу учебного года, учебной четверти.
Координирует:
- педагогическую деятельность учителей, работающих в классе, для разработки общих подходов к образовательной деятельности в данном классном коллективе.
Контролирует:
Слайд 37
- работу по готовности учащихся класса к образовательному процессу
(наличие у
учащихся учебников, ознакомление с программами, выполнение
учащимися учебных программ, ликвидирование задолженностей).
Корректирует:
- методику и технологию воспитательной работы в соответствии с выбранной методической темой.
Разрабатывает:
- перспективное (на год), календарное (на четверть) планирование воспитательной работы в классе с учетом различных направлений:
познавательного, экскурсионного, эстетического, спортивно-туристического,
трудового и т.д.
Консультирует:
- родителей по вопросам состояния образовательной деятельности их детей и по вопросам индивидуального подхода к развитию детей.
Обеспечивает:
- ведение личных дел учащихся класса;
- охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса, включающего урочное и междуурочное (перемены) время;
- сохранность имущества и санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, которые закреплены за его классом;
- выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты в соответствии с должностными обязанностями по охране труда;
- отслеживание эмоционального состояния класса, проведение социометрических обследований.
Слайд 38
- создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого ученика;
-
осуществление индивидуальной работы с учащимися класса, сбор индивидуальных сведений об ученике, изучение психологических особенностей учащихся;
- получение дополнительного образования учащимися через систему кружков, секций и т.д.
Участвует:
- в методической и исследовательской работе кафедры воспитания школы;
- в организации внеурочных мероприятий в рамках кафедральной и общешкольной работы;
- в экспертной деятельности кафедры воспитания, может быть выбран в экспертную и аттестационную комиссии школы;
- в работе педагогических советов по итогам каждой четверти;
- в работе общешкольной системы повышения квалификации через внутришкольные семинары.
Повышает квалификацию:
- через систему повышения кадров;
- проходит обязательную аттестацию педагогических кадров в соответствии с уровнем образования и педагогическим стажем;
- по желанию воспитателя проходит внеплановую аттестацию педагогических кадров на вторую, первую и высшие категории в соответствии с уровнем педагогического мастерства и квалификации;
- соблюдает нормы этики в общении с коллегами и учащимися
Слайд 39Чем тьютор отличается от воспитателя?
Чем тьютор отличается от воспитателя?
У воспитателя –
воспитанник, объект воспитания; у тьютора – подопечный , объект опеки и заботы.
Главной целью воспитателя является передача воспитаннику норм культуры, морали, этики, а целью тьютора – выращивание у подопечного способов самообразования, самоорганизации, самоопределения, самопостроения.
В процессе своей работы воспитатель опирается на Традиции, а тьютор – на События.
Результатом работы воспитателя становится человек воспитанный, результатом работы тьютора – человек образованный.
Для воспитателя перемены в обществе могут быть помехой в работе, тогда для тьютора они – подспорье и дополнительный ресурс.
Тьюторы сегодня востребованы больше чем воспитатели, поскольку есть предел воспитанности, но нет предела образованности.
Воспитатель трактует жизнь выдающихся людей, как пример для подражания, а тьютор – как предмет для анализа.
Для доказательства своей правоты воспитатель приводит примеры из прошлого и настоящего, тьютор – из прошлого, настоящего и будущего.
«Не жди, когда придет твой корабль…. Плыви к нему сам»
Слайд 40
Чем тьютор отличается от классного руководителя?
Классный руководитель выполняет задания администрации,
Тьютор работает
на образовательный заказ родителя и ребенка.
КР для усиления позиции учителя, Т. для поддержки ученика.
КР принимает меры, чтобы дети не мешали учебному процессу,
Т.- анализирует ситуацию и решает проблему вместе с детьми.
КР волнует только хорошая успеваемость, Т. инициирует образовательные потребности учащихся и работает с индивидуальными образовательными программами уч-ся.
КР несет требования, а значит, он начальник над детьми, Т. помогает ребенку выстраивать с окружающими партнерские отношения.
«Учитель умирает в авторитарном монологе и возрождается в диалоге- сотрудничестве с учениками»
Слайд 41
Этапы технологии тьюторского сопровождения
1 Диагностический
Выявление познавательного интереса учащегося.Формулирование первичного вопроса
2
Проектировочный
Составление карты поиска
Где, в каких пространствах можно найти ответ на вопрос? Нахождение информации по теме(проблеме)Выбор образовательного модуля.
3 Реализационный
Исследование (презентация, стендовый доклад, театрализованное действие)
4 Аналитический
Анализ эффективности и комфортности хода работы в связи с выбранным образовательным модулем.Рефлексия. Планирование следующего направления работы.
Слайд 42
Кафедра открытых образовательных технологий
Тел. 925-76-91
e-mail: texnologia2004@mail.ru
Заведующая кафедрой
к. п.н. Мейчик Галина Альфредовна