Слайд 1МНЕМОТЕХНИКА
В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У
ДОШКОЛЬНИКОВ.
ОДО МОАУ «Лицей№1»
воспитатель I квалификационной категории
Климонова Е.И.
2013г.
Слайд 2
К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам
- он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
Слайд 3Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система
методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Слайд 4Актуальность темы:
В наше время хорошая память
— это один из залогов успеха. При этом важно понимать, что память — не дар, это навык! А навыки, как мы знаем, можно и нужно тренировать. И помочь в этом может методика "Мнемотехника ".
Данная методика направлена на формирование у дошкольников навыков эффективного запоминания текстовой информации и овладение приёмами, позволяющими в полном объёме и с высокой степенью точности запоминать сложную, объёмную и мало структурированную информацию (тексты, стихотворения, даты, цифры, фамилии, названия, термины иностранные языки и т.п.).
Слайд 5Проблемы речи детей дошкольников
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность
грамматически правильно построить предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Слайд 6
Цель работы:
Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной
и самостоятельной деятельности.
Слайд 7
Задачи:
Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
Развивать основные
психические процессы - память, внимание, образное мышление;
Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
Слайд 8Подходы в работе с технологией мнемотехника:
Системный - технология мнемотехника используется
в системе обучения и воспитания;
Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
Слайд 9Принципы:
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие
ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Слайд 10Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной
речи у детей
Мнемотаблицы-схемы
Обогащение словарного запаса
Заучивание стихов
Пересказ художественной литературы
Обучение составление рассказов
Отгадывание и загадывание загадок
Слайд 11
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,
но рациональнее вводить её
в
занятия с 4-5 лет,
когда у детей накоплен основной словарный запас.
Слайд 12 Для детей младшего и
среднего дошкольного
возраста необходимо
давать цветные
мнемотаблицы,
так как в
памяти у детей быстрее
остаются отдельные
образы:
лиса- рыжая, мышка-
серая, ёлочка- зелёная.
Слайд 13Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы
не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Слайд 16
Этапы:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Слайд 17Результаты
У детей:
расширился круг знаний об окружающем мире;
появилось желание
пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появился интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
загадок;
словарный запас вышел на более высокий уровень;
дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.