Методические рекомендации.Применение проектно -исследовательского метода на уроках в начальной школеАлександрюк Ирина Ивановна ,учитель начальных классов ООШ №12 презентация

Содержание

Какие универсальные умения формируются при работе над проектом Видеть проблему, анализировать данные, ситуацию; формулировать замысел своего действия, прогнозировать, а затем и определять условия и последствия реализации этого замысла; мечтать, фантазировать; налаживать

Слайд 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. «ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» АЛЕКСАНДРЮК ИРИНА

ИВАНОВНА , УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ООШ №12

Слайд 2Какие универсальные умения формируются при работе над проектом
Видеть проблему, анализировать данные,

ситуацию;
формулировать замысел своего действия, прогнозировать, а затем и определять условия и последствия реализации этого замысла;
мечтать, фантазировать;
налаживать коммуникацию и кооперацию, организовывать деятельность;
вставать на точку зрения другого человека и смотреть на свою точку зрения его глазами (позиционное видение мира);
программировать и планировать;
оценивать результаты своей работы (в том числе сравнением замысла с результатом);
способность действовать с позиции различных учебных предметов.

Слайд 3Разработка проекта
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап:

Сбор и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)

Слайд 4V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)
представляют проект

на конференции;
оформляют портфолио;
готовят стендовую защиту;
разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слайд 5Правила выбора темы
Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить

в три основные группы:

фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.

Слайд 6Примеры нескольких общих замечаний по поводу выбора темы исследований.
Назовем их

условно правилами выбора темы исследования:

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Суметь услышать, понять, почувствовать интересы ребенка - сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без её решения эта работа теряет смысл.

Слайд 7Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Познание начинается

с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать, не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, ограничена у младшего школьника.

Слайд 8Учимся выдвигать гипотезы
Гипотеза или гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы.

Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования.
Построение гипотез - основа процесса творческого мышления. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Ценность предположений, даже нелепых, провокационных в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений.

Слайд 9Несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.
При каких

условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, в которых будут полезными два или более из этих предметов: деревянный брусок, велосипедная шина, молоток, пирожное, игрушечный автомобиль.
Как вы думаете, почему щенки и котята любят играть? Предложите несколько разных гипотез по данному поводу.

Слайд 10Найдите возможную причину события:
Дети стали больше играть во дворах;
пожарный вертолет весь

день кружил над лесом и т.п.
Что бы произошло, если каждый человек мог бы попросить у волшебника исполнения трех своих самых главных желаний? Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате.

Слайд 11Сбор материала
Естественно, что источники информации во многом зависят от того, какая

избрана тема. Для того чтобы помочь ребенку выбрать нужный информационный источник, заготовим карточки с различными вариантами источников информации.
Например, ребенок выбрал тему исследования - «черепахи». Где можно взять информацию о черепахах? Берем карточки и последовательно раскладываем их на столе:

Слайд 12Подумаем, что нам известно о земноводных вообще и черепахах в частности.
?
?


Слайд 13Спросим у взрослых людей. Они в нашем случае будут экспертами (в

этой роли может выступить любой взрослый).

Слайд 14Посмотрим справочники и книги по биологии.


Слайд 15Можно обратиться к компьютеру.


Слайд 16Подготовка к проекту
В каком виде могут быть представлены результаты исследования? Этот

вопрос также нуждается в индивидуальном рассмотрении.
Результатом исследовательской работы является «сообщение», прообраз «доклада». Но это может быть и макет, выполненный из самых разных материалов, со словесным описанием действия представляемого объекта; это может быть самостоятельно написанная и проиллюстрированная книга. И вовсе не важно, что в ней может оказаться всего даже не несколько страниц, а несколько слов.

Слайд 17Критерии оценки при защите проекта
Актуальность и новизна темы (проблема, поставленная в

работе).
Раскрытие заявленной темы, оригинальность основных мыслей работы, выводов.
Содержательность материалов и разнообразие способов работы как условие достижения необходимого результата.
Личная значимость работы (ценности, потребности, цели личности).
Образовательный потенциал работы (использование личного опыта, ранее приобретенных знаний и умений, приобретение новых в процессе выполнения работы).

Слайд 18Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной деятельности, удерживание ее структуры:

проблема, цель;
образ

конечного результата;
способы и средства достижения результата;
реализация задуманного; анализ результатов.

Слайд 19Защита проекта
Этап «защиты проекта» пропустить нельзя. Без него исследование не может

считаться завершенным. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя.

Слайд 20Памятка взрослому
Будет полезно, если вы будете придерживаться следующих простых, общих правил:

*подходите

к проведению этой работы творчески;
*не сдерживайте инициативы детей;
*поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите детей действовать независимо;
*помните о главном «педагогическом» результате - не делайте за ребенка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно;
*не спешите с вынесением оценочных суждений;
*оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;

Слайд 21Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:

а) учите

прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
б) старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
в) старайтесь обучать ребенка умениям анализировать, синтезировать, классифицировать информацию

Слайд 22Корректировка учебной программы по ОКМ во 2 классе.


Слайд 24Визитная карточка проекта «Чистая вода – основа жизни»
Проект реализован учащимися 2 класса

«Основной общеобразовательной школы №12»

Учебные темы проекта:
Вода, ее свойства.
Круговорот воды в природе.
Три состояния воды.
Водные пространства Земли.
Использование воды человеком.


По характеру результата - информационно-исследовательский.
По форме – проведение экспериментов, электронные презентации, портфолио проекта.
По профилю знаний – межпредметный (окружающий мир, информатика)
По численности – групповой.
По времени выполнения – среднесрочный (2 недели)


Слайд 25Дидактические цели проекта.
Формирование умений кратко и понятно излагать свои мысли, грамотно

говорить.
Формирование навыков работать в группе, умение отстаивать свое мнение, учитывая чужую точку зрения.
Формирование умения работать с большим объемом информации, умения видеть проблему и ее пути решения.
Формирование навыков самостоятельной деятельности.

Слайд 26Методические задачи проекта.
Научить обрабатывать информацию, полученную в результате проведенных опытов и

исследований.
Познакомить с основными свойствами воды.
Научить выделять главное, обобщать и систематизировать знания о воде.
Сформировать представления о круговороте воды.

Слайд 27Вопросы, на которые должны отвечать учащиеся в ходе исследования
Почему вода –

это важнейшее богатство для человека?
Почему на Земле 77% водной поверхности, а должны беречь водные ресурсы?
Почему вода в реке не кончается?
Как человек использует воду?
Почему вода в море соленая?
Как получить пресную чистую воду путем испарения и конденсации?

Слайд 28План реализации проекта.
Погружение в проблему.
Сбор и обработка информации.
Разработка собственного варианта решения

проблемы:
Важность проблемы
Анализ разнообразной информации
Программа действий.
Реализация плана действий.
Подготовка к защите проекта
Оформление портфолио.
Разработка электронной презентации.
Разработка буклета, публикации.
Презентация проекта.
Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика