Слайд 1Метод модерации
Дмитриева О.С.
Чебоксары 2012
Слайд 2Модерация
MODERATE (лат.) – приводить в равновесие, управлять регулировать.
Как образовательная технология модерация
была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.
Слайд 3Модерация сегодня
– это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и
качество образовательного процесса, посредством организации коллективной работы обучающихся в малых группах.
Слайд 4Эффективность модерации
Приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на:
активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся;
развитие исследовательских и проектировочных умений;
развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Слайд 5Цель метода модерации
развитие способности обучающихся к самостоятельному и ответственному решению вопросов,
проблем
Слайд 6Цель применения модерации
эффективное управление группой во время занятия;
максимально полное вовлечение всех
обучающихся в образовательный процесс;
поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего занятия;
гарантированное достижение целей занятия.
Слайд 7Принципы модерации
Систематичность;
Структурированность;
Прозрачность;
Комплексность.
Слайд 8Модератор
Организатор групповой работы, активизирующий и регламентирующий процесс взаимодействия участников группы на
основе демократических принципов;
Обеспечивает деловое общение, протоколирование процесса обсуждения, промежуточных и итоговых результатов дискуссии.
Слайд 9Базовые процессы модерации
Визуализация – наглядное представление мнений, идей, решений;
Вербализация –
групповое обсуждение по принятым правилам;
Презентация – представление результатов работы малых групп;
Обратная связь – обмен содержательной и эмоциональной информацией между участниками.
Слайд 10Процедура проведения модерации
I этап – Инициация (начало урока, знакомство);
II этап –
Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
III этап – Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
IV этап – Интерактивное изложение (передача и объяснение информации);
Слайд 11
V этап – Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся):
5.1. Работа в
малых группах над проблемой;
5.2. Эмоциональная разрядка;
5.3. Представление группами полученных результатов.
VI этап – Подведение итогов (рефлексия, оценка урока).
Слайд 12Условия успешной работы малых групп
состав от 3 до 7 человек обеспечивает
возможность принять реальное участие в работе всем членам группы,
участники должны обладать знаниями и умениями для выполнения задания,
работа в группах подчинена общему регламенту работы и правилам,
«зоны ответственности» за работу группы распределяются между модератором и ее членами
Слайд 13Правила игры для участников модерации
Высказывания должны быть краткими
Говорить можно только по
очереди
Главные идеи и предложения визуализируются
Все обсуждения протоколируются
Противоречивые мнения сохраняются с особой пометкой
Слайд 14Модерация обеспечивает:
условия для максимальной активизации участников и вовлечение их в обсуждение
проблемы
коммуникативную деятельность, гарантируя включение каждого в поиск и выбор решения
нейтрализацию или снижение эмоционального напряжения при обсуждении животрепещущих проблем
Слайд 15
оперативность в выработке вариантов решений и достижении согласия в выборе оптимального
решения
логичное завершение обсуждения проблемы составлением плана конкретных действий
возможность всем участникам почувствовать свой вклад в выработку решения и принять персональную ответственность за реализацию принятых решений