Слайд 1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Строитель»
Создание инклюзивного образовательного пространства,
направленного на раскрытие потенциала детей, имеющих ограниченные возможности здоровья
Ценглер Наталья Дмитриевна
учитель начальных классов
руководитель творческой группы
Слайд 2Обоснование инновации
Основное положение Конвенции ООН о правах ребёнка.
Национальная образовательная инициатива «Новая
школа – это школа для всех».
Реализация прав детей.
Создание безбарьерного пространства.
Слайд 3Статистические данные по Яковлевскому району
Всего детей-инвалидов – 195 человек;
обучаются на дому
– 30 человек;
в специальных учреждениях – 20 детей;
охвачено интегрированным обучением – 29 детей;
дети с нарушениями речи – 480 человек;
дети с ДЦП – 40 человек.
Слайд 4Цель программы:
Создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения, социальной коммуникации и инфраструктуры для
формирования инклюзивного образовательного пространства, направленного на раскрытие потенциала детей с особыми образовательными потребностями, имеющих тяжёлые нарушения речи и нарушения опорно-двигательного аппарата с сохранённым интеллектом.
Слайд 5Задачи программы:
Проектирование и реализация комплексной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей
направления психотерапии.
Проектирование и создание системы социальной коммуникации и возможности участия школьников в повседневной и праздничной жизни города, района, совместной творческой деятельности в классе и группах.
Слайд 6
Проектирование и создание системы социального партнёрства, включающей образовательное учреждение, учреждения
культуры и спорта, общественные организации, учреждения здравоохранения.
Изменение школьной инфраструктуры: предоставление детям с особыми образовательными потребностями возможности полного освоения безбарьерного образовательного пространства школы.
Организация повышения квалификации педагогических работников, задействованных в инновационной работе по инклюзивному обучению.
Слайд 7Разработка материалов по психолого-педагогическому, юридическому сопровождению родителей детей с особыми образовательными
потребностями.
Создание программы мониторинга и диагностики эффективности инклюзивного обучения.
Проектирование модели информационного пространства инклюзивного обучения.
Слайд 8Виды концептуальных подходов
Системный подход
Ситуационный подход
Оптимизационный подход
Слайд 9Подготовительный этап
Обсуждение необходимости и оценка возможностей включения ОУ в работу
по развитию инклюзивного обучения.
Повышение квалификации по инклюзивному обучению сотрудников ОУ.
Просвещение и подготовка родительского и детского коллектива
Слайд 10Формирование междисциплинарной команды специалистов ОУ по инклюзивному обучению.
Подготовка материальной базы.
Установление сотрудничества с учреждениями, имеющими опыт в инклюзивном образовании.
Разработка материалов по психолого-педагогическому, юридическому сопровождению родителей детей с особыми образовательными потребностями.
Слайд 11
Адаптационный этап
• Включение в образовательный процесс одного или нескольких детей с
ОВЗ.
• Работа по объединению сотрудников в междисциплинарную команду.
• Действие ПМПк.
Заключение соглашения о сотрудничестве с окружным ресурсным центром и (или) ППМС-центром, находящемся в непосредственной территориальной близости от ОУ.
Слайд 12• Сотрудники ОУ активно включаются в работу по повышению профессиональной компетенции
в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.
• Апробируются имеющиеся или разрабатываются новые организационные и содержательные технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях единой образовательной среды.
• Ведется работа по разработке или апробации имеющейся документации сопровождения «особого» ребенка в ОУ.
Слайд 13• Осуществляется оценка и переоценка имеющихся ресурсов в ОУ, поиск дополнительных
ресурсов как в самом учреждении, так и вне его.
• Ведется работа с родителями и учащимися по формированию отношений сотрудничества, взаимопомощи между «особыми» и «обычными» детьми (тренинги, воспитательные мероприятия). Организуется «Школа для родителей» или «Родительский клуб», специалисты ОУ ведут консультирование родителей.
Слайд 14
Этап полного включения в программу
• в образовательном учреждении создаются все условия,
способствующие наиболее полной адаптации и социализации «особых» и «обычных» детей;
• администрация учреждения во главе с руководителем поддерживает инклюзивную культуру, определяет стратегию развития образовательного учреждения в данном направлении;
• педагогический коллектив готов к приему детей с ОВЗ, действует междисциплинарная команда специалистов психолого-педагогического сопровождения;
• разработаны и используются технологии психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса;
Слайд 15• Поддерживается доступная развивающая образовательная среда.
• Ведется активная работа по методическому
сопровождению обучения и воспитания детей с ОВЗ: разрабатываются и апробируются дидактические материалы, адаптируется содержание образовательных программ, разрабатываются и апробируются инновационные формы, методы, технологии работы педагогов.
Слайд 16• коллектив ОУ принимает активное участие в деятельности профессионального сообщества педагогов,
реализующих инклюзивную практику, сотрудники обмениваются опытом как в рамках методических объединений в ОУ, так и вне его (участвуя в межшкольных методических объединениях, мероприятиях, организованных городским и (или) окружным ресурсным центром по развитию инклюзивного образования, по собственной инициативе повышают профессиональную компетентность).
Слайд 17
Теоретические и эмпирические методы исследования, положенные в основу инновационной деятельности
теоретические: изучение
философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебно-программной документации учебников, учебных пособий, документов по вопросам образования, методических писем и рекомендаций по организации обучения детей с ограниченными возможностями в массовых школах; логико-исторический, теоретический и системный анализ и синтез исследуемой проблемы, изучение и обобщение существующего педагогического опыта в стране и за рубежом;
Слайд 18Эмпирические методы:
прямое, косвенное, включенное наблюдение за деятельностью детей;
анкетирование;
тестирование;
интервьюирование;
беседы с учителями
и родителями;
регистрация наблюдений в протоколах.
Слайд 19
Необходимые условия проведения работ:
Финансово-экономическое обеспечение;
Кадровое обеспечение;
Методическое обеспечение
Информационное обеспечение реализации
инклюзивного образования
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение
Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, коррекционно-развивающих программ и программ сопровождения.
Организация межведомственного взаимодействия
Разработчики программы:
Администрация школы и специалисты
ПМП консилиума школы
1. Т.И Булгакова - директор школы
2. Л.Н.Цомикуридзе - заместитель директора по УВР
3. Т.Г.Атанова - учитель логопед
4. Г.Е.Подвигина – социальный педагог
5. Н.Н.Богач – учитель начальных классов
6. А.А.Головина – учитель начальных классов
7. С.В. Бабанина – фельдшер школы