Материнское чтение: обучающая практика – это составная часть проекта РШБА Читающая мама- читающая нация, реализуемого в рамках Движения Молодая Россия читает. презентация

Содержание

Идея обучающей практики материнского чтения подсказана опытом известного педагога, общественного деятеля, главного редактора журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обучение» В.П.Острогорского (1840-1902) В период кризиса детского чтения и преподавания

Слайд 1«Материнское чтение: обучающая практика» – это составная часть проекта РШБА «Читающая

мама- читающая нация», реализуемого в рамках Движения «Молодая Россия читает».

Слайд 2Идея обучающей практики материнского чтения подсказана опытом известного педагога, общественного деятеля,

главного редактора журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обучение» В.П.Острогорского (1840-1902)

В период кризиса детского чтения и преподавания литературы в школе, какой наблюдался в конце 19 века в России, он взялся за организацию материнских чтений.

Через свои журналы он направлял матерям обучающего характера письма, как в домашних условиях помогать детям в литературном воспитании.

Слайд 3РШБА воспользовалась опытом Острогорского и создала вкладку «Подсказки для взрослых» в

журнал «Читайка», в которых, начиная с 2012 года, публиковались заочные обучающие занятия по теме «Материнское чтение». Обучение частично дублировалось в журнале «Семья и школа».

Слайд 4Начало живого общения авторов проекта (Т.Д. Жукова и И.И. Тихомирова) с

молодыми мамами положено на Камчатке в городе Елизово, где в октябре 2012 года открывался Месячник школьных библиотекарей

Слайд 5При поддержке Министерства образования Камчатского края и инициативе регионального представительства РШБА

было проведено Общегородское родительское собрание, посвященное детскому чтению, в «Институте дополнительного образования» организован Клуб читающих мам.

Слайд 6Опыт Камчатки подхватили другие регионы России. Родительские собрания обучающего характера стали

проводить в школах наиболее продвинутые школьные библиотекари

Слайд 7Там же в 2013 году был проведен конкурс
на «Лучшую читающую

маму»

Слайд 8В качестве учебного материала был использован жанр рассказа – наиболее оперативный

и удобный для домашнего чтения. Основной метод работы - чтение вслух, сопровождаемое обсуждением прочитанного.

Принцип подбора рассказов для чтения – художественность, соответствие возрасту ребенка и интеграция с нравственным воспитанием.

Слайд 9В течение двух лет через «Подсказки для взрослых» раскрывалась методика проведения

материнского чтения на примерах рассказов на тему «Добру откроем сердце».
За это время обсуждено 56 лучших рассказов. Материал обучающей методики сегодня составил сборник под тем же названием.

Слайд 10Критерии отбора рассказов:

близость тематики интересам школьников и опыту их жизни;



художественное совершенство и дискуссионность литературного материала;

отсутствие в рассказах назидательности и готовых ответов на поставленные писателем нравственные проблемы;

Слайд 11Использовались произведения известных классиков детской литературы.

Среди них рассказы В.Астафьева, В.Драгунского,

В.Голявкина, Ю.Нагибина, Ю.Томина, Р.Погодина и др.

Слайд 12Предполагалось:

чем больше школьник прослушает рассказов о разных жизненных сценариях, и разрешениях

конфликтов в детской среде, чем больше в ходе обсуждений откроет новых смыслов, тем богаче будет опыт его социального поведения, сопережитый с литературными героями-сверстниками, тем больше будет гарантия пробуждения у ребенка вкуса к чтению.

Слайд 13В поисках лучших рассказов для детей помогли издания:

И.Н.Тимофеева «Дети. Время. Книга»

(2009);

Т.И.Михалева «Современный подросток в современном мире» (2007) «Дети и родители» (2005);

М.Костюхина «Детская литература о проблемах детства» (2003).

Слайд 14Составлено и раскрыто на материале рассказов 10 тематических модулей.

Среди них:


«Доброта», «Совесть», «Правда», «Красота», «Сила воли» «Дружба» и др.

Сформирована концепция и логика разговора со слушателями как по теме в целом, так и по содержанию конкретных рассказов. Дана подборка рабочих вопросов для обсуждения, предложен список дополнительной литературы по каждому модулю.

Слайд 15Особое внимание родителей обращено на постановку вопросов к диалогу с ребенком.

Они нацелены не на анализ текста по типу классного урока, а на разговор о жизни, о нравственных ценностях, о смысле изображенных в рассказе событий, об отношении к ним слушателя.

Слайд 16Каждое обсуждение это педагогический эксперимент, выявляющий нравственные представления юных читателей, их

способность к диалогу, к принятию разных точек зрения по одному и тому же вопросу.

Слайд 17Специфика вопросов состоит и в том, что они ориентированы на активизацию

разных сфер сознания ребенка:

творческое мышление;
воображение;
эмоции;
память;
ассоциации;
самосознание.

Слайд 18Вопросы подсказывают родителям, на что обратить внимание, с чем сравнить, о

чем напомнить ребенку, опираясь на текст рассказа, чтобы возбудить образ, тронуть сердце, вызвать мысль, создать творческую доминанту разговора.

Слайд 19Совместный разговор матери и ребенка о литературных героях, общие переживания вокруг

прочитанного литературного произведения – это эмоциональная привязка членов семьи друг к другу и лучшая профилактика негативных проявлений в поведении подростков.

Слайд 20Общие переживания матери с ребенком и общие размышления исповедального характера –

лучшие скрепы семьи. Голос читающей мамы останется в памяти сердца навсегда и найдет себе место в воспоминаниях рядом с совестью.

Слайд 21Тихомирова И.И.
ДОБРУ ОТКРОЕМ СЕРДЦЕ:
ШКОЛА РАЗВИВАЮЩЕГО ЧТЕНИЯ
(читаем, размышляем, выражаем в

слове):

Метод. пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками / И.И. Тихомирова. – М.:
РШБА, 2014. – 344 с. – (В помощь педагогу-библиотекарю; вып.1-2).

Издание представляет собой своеобразный обучающий курс по нравственному воспитанию подростков на материале чтения и обсуждения литературных произведений.

Слайд 22Созданное в рамках проекта РШБА «Читающая мама – читающая Россия», пособие

предназначено главным образом родителям подростков для проведения семейных чтений.

Оно может быть также использовано библиотекарями и учителями начальной и средней школы для уроков внеклассного чтения по нравственной тематике.

Цель – гуманизировать сознание детей, опираясь на анализ поведения литературных героев и сопереживание с ними.

Слайд 23За основу взят «оперативный» для воздействия на читателя жанр рассказа, раскрывающий

близкую опыту подростка ту или иную жизненную ситуацию и ее разрешение.

Отобранные для обсуждения лучшие рассказы отечественных авторов сгруппированы в тематические циклы: «В ответе за тех, кого приручил», «Совесть, или Суд над собой», «О шутке – всерьез», «О силе воли и силе духа» и др.

Слайд 24Каждый цикл содержит введение в тему, методические аннотации на содержащиеся в

цикле рассказы, вопросы для обсуждения и список дополнительной литературы по обсуждаемой теме. Книга призвана помочь и блиотекарям, учителям, родителям развивать в детях способность наблюдать, сравнивать, оценивать поведение персонажей, их взаимоотношения, вдумываться в сложность человеческих характеров и обстоятельств,
включать читаемое в контекст собственной жизни.
Нравственное воспитание в пособии сочетается с формированием культуры чтения и литературно-критического мышления.
К пособию прилагаются тексты обсуждаемых рассказов.

Слайд 25
Русская школьная библиотечная ассоциация

тел./факс: 8 (903) 615 9036, 8 (495) 280

1851
e-mail: rusla@rusla.ru
www.rusla.ru

Контактная информация


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика