Слайд 1МАСТЕР-КЛАСС
КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМООБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ
Чайковская А.В., заведующий УМУ «РУМК»
Слайд 2
Обучать - значит вдвойне учиться
Ж. Жубер
Слайд 3Задачи семинара:
раскрыть роль мастер-класса как формы профессионального взаимообучения педагогов;
рассмотреть различные
точки зрения на структуру проведения мастер–класса;
определить критерии и показатели эффективности подготовки и проведения мастер-класса;
организовать образовательное пространство для профессионального общения;
способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки участников мастер-классов посредством передачи педагогами-мастерами своего опыта использования на уроках методики активной оценки и МДТ
Слайд 4Определения понятия «мастер-класс»
Мастер-класс - (от английского master – лучший в какой-либо
области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям.
Мастер-класс (форма ученичества) – активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Слайд 5Общие положения о
мастер-классе
мастер-классы являются одной из форм профессионального обучения педагогов;
мастер-классы
представляют собой профессиональные объединения педагогов, в которых объединяются учителя, желающие освоить предлагаемые им программы, методики, технологии
Слайд 6Цель мастер-класса
Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его
участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы
Слайд 7Основные задачи мастер-класса
обобщение опыта работы учителя-мастера по определенной проблеме;
передача учителем-мастером своего
опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
совместная отработка методических приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса
Слайд 8Структура
мастер-класса
Теоретический блок
Представляется педагогический опыт руководителя мастер-класса по определенному направлению
деятельности
Практический блок
Участники в рабочих группах разрабатывают заданную тему или решают проблему
Презентационный блок
Участники представляют, обсуждают и корректируют результаты работы в группах
Слайд 9Пошаговый алгоритм технологии мастер-класса (по Г.А.Русских)
1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера
2-й
шаг. Представление системы учебных занятий.
3-й шаг. Имитационная игра
4-й шаг. Моделирование
5-й шаг. Рефлексия
Слайд 101-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера
Краткое обоснование основных идей технологий (методик),
применяемых педагогом
Описание достижений в опыте работы мастера
Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии
Определение проблем и перспектив в работе педагога
Слайд 112-й шаг. Представление системы занятий
Описание системы занятий, уроков в режиме эффективной
педагогической технологии
Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям
Ответы на вопросы участников мастер-класса
Слайд 123-й шаг. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы
с детьми
Формы проведения:
имитационная игра (педагог-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми);
лекция с показом приемов;
практическое занятие;
интегрированное занятие (лекционно-практическое занятие)
Слайд 13
4-й шаг. Моделирование
Самостоятельная работа участников по разработке собственной модели занятия в
режиме продемонстрированной технологии (Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею)
Обсуждение авторских моделей занятия
Слайд 14 5-й шаг. Рефлексия
Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и
слушателей
Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
Результатом совместной деятельности является модель занятия, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Слайд 15Программа проведения мастер-класса по технологии А.В.Машукова
индукция
самоконструкция
социоконструкция
социализация
афиширование
разрыв
рефлексия
Слайд 16 Этап «индуктор»
Постановка проблемной ситуации (начало, мотивирующее творческую деятельность
каждого участника МК) в виде задания вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания (чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное)
Слайд 17
Этап «самоконструкция» (работа с проблемным материалом)
Участники мастер-класса сталкиваются с проблемой, пробуют
решить ее, используя свой педагогический арсенал, апробируют методику Мастера (его секрет) и убеждаются в ее эффективности
На данном этапе работа проходит в группах
Слайд 18 Этап «инсайт»
Это внутреннее осознание участников МК неполноты или несоответствия
старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, настраивающий на углубление в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационными источниками
Происходит запечатление способа решения проблемы, который был предложен Мастером и осознание его эффективности
Слайд 19Этап «рефлексия»
Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе
МК. Оценка деятельности участников и ее результатов должна носить развернутый характер, здесь важно показать, как изменился внутренний мир человека (его мысли, чувства, мироощущение и т.д.)
Слайд 20Формы проведения
мастер-классов
сюжетно-ролевая игра в форме групповой работы;
уроки со взрослыми,
на которых демонстрируются методы и приемы эффективной работы с воспитанниками;
самостоятельная разработка слушателями собственной модели мероприятий по методике или технологии учителя-мастера;
посещение и анализ открытых мероприятий учителя-мастера и участников мастер-класса
Слайд 21Важнейшие особенности мастер-класса
метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести
обмен мнениями;
создание условий для включения всех в активную деятельность;
постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Слайд 22Преимущества мастер-класса как формы профессионального обучения
Практикоориентированность
Интерактивное взаимодействие педагогов
Активная самостоятельная работа
всех участников