Рисунок 1.1 Машина постоянного тока:
1— коллектор, 2 — щетки, 3 — якорь,
4— полюс, 5 — обмотка возбуждения,
6 — корпус, 7 — подшипниковые щиты,
8 — вентилятор, 9 — обмотка якоря
Статор включает в себя корпус 6, к корпусу крепятся полюсы 4, подшипниковые щиты 7 и лапы для крепления машины к фундаменту. Корпус, являющийся частью магнитопровода, называется станиной. Т.к. Ф=const, станина - из цельнометаллической трубы.
Сердечники полюсов - из пластин электро-технической стали, изолированных между собой. Полюсы - главные и дополнительные. Главные —для создания основного Ф. Для этого на полюс устанавливается катушка из обмоточного провода (обмотка возбуждения). Дополнительные полюсы - для улучшения коммутации.
Ротор является якорем и состоит из вала, сердечника с обмоткой 9, коллектора 1 и вентилятора 8.
- создаст вращающий момент. Направление вращения - по правилу левой руки. Направление тока в рамке меняется с помощью полуколец, а в реальной машине — с помощью коллектора.
Распределение магнитной индукции под полюсом машины
постоянного тока
При большом количестве коллекторных пластин можно пренебречь пульсацией ЭДС. Тогда для расчета можно взять среднее значение магнитной индукции Вср в пределах полюсного деления τ. В этом случае
б — схема замещения цепи якоря
Мгновенное значение ЭДС пульсирует между значениями Еmin и Еmax. Максим-ое знач-е пульсаций ΔЕ=0,5(Еmax - Еmin) зависит от числа коллекторных пластин.
Уравнения равновесия ЭДС генератора можно вывести исходя из схемы замещения цепи якоря:
Для двигателя постоянного тока:
Зависимость магнитного потока от МДС Фf = f (Ff ) или от тока возбуждения Фf = f( If ) называется магнитной характеристикой машины.
На первом участке зависимость прямолинейна. Вся МДС ма-шины тратится на преодоление воздушного зазора с постоян-ным магнитным сопротивлением. Участки, выполненные из ферромагнитного материала, сопротивление магнитному потоку практически не оказывают. С ростом Iв и Ф сталь насыщается и начинает оказывать сопротивление магнитно-му потоку. Поэтому характеристика теряет свою линейность.
Ток возбуждения принимают такой, чтобы рабочая точка "А" находилась в месте перегиба характеристики. Магнитная система будет насыщена.
При работе машины под нагрузкой по об-мотке якоря протекает ток, который создает МДС якоря. Воздействие МДС якоря на маг-нитное поле машины называется реакцией якоря.
Для упрощения анализа считаем, что МДС обмотки возбуждения и МДС реакции якоря расходуются на преодоления магнитными потоками воздушного зазора. Тогда вместо указанных МДС можно рассматривать соот-ветствующие потоки обмотки возбуждения Фf и реакции якоря Фа.
В режиме холостого хода поток возбужде-ния Фf направлен по продольной оси маши-ны (рис.а). Т.к. обмотка возбуждения явля-ется сосредоточенной, то распределение МДС в воздушном зазоре в пределах полюс-ного деления Ff =f(τ) имеет форму прямоу-гольника. При этом кривая Вf=f(τ) в воздуш-ном зазоре имеет форму криволинейной трапеции (рис.а).
1) Используют компенсационную обмотку, кото-рую укладывают продольно в пазы полюсных наконечников (рис. 2.14) и включают последова-тельно и встречно с обмоткой якоря. Количество витков такое, чтобы поток обмотки был равен потоку реакции якоря и компенсировал его.
2) Увеличивают зазор под главными полюсами, что ослабляет поток реакции якоря. Но это ослабляет и основной магнитный поток. Поэтому требуется большая МДС главных полюсов.
3) Используют добавочные полюса, обмотки которых включаются последовательно и встречно с обмоткой якоря.
Если щетки сдвинуты с геометрической нейтрали, якорь можно разделить на четыре зоны: I и III зоны создадут поперечную реакцию якоря, во II и IV зонах будет продольная реакция якоря. Если щетки сдвинуты по направлению вращения генератора или против направления вращения двигателя, то продольная составляющая реакции якоря размагничивает машины. При сдвиге щеток в обратном направлении – подмагничивает.
Энергетическая диаграмма двигателя
При подаче напряжения на двигатель по обмотке якоря и обмотке возбуж-дения начинает проте-кать ток. Из сети двига-тель потребляет мощно-сть Р1=UI. В обмотках и щетках возникают элек-трические потери .
где — сопроти-вления соответственно обмоток параллельного возбуждения, якорной и последовательного возбу-ждения; — падение напряжения на щётке;
— ток параллельной ветви, который идёт по щётке; — количество щёток.
зависят от нагрузки машины, поэтому они называются переменными.
Зависимость КПД от нагрузки
При U=const ток возбуждения постоянен. Если пренебречь реакцией якоря, постоянным будет и магнитный поток. Тогда зависимость момента от тока якоря линейна.
2.Скоростная (электромеханическая) характеристика – зависимость частоты вращения якоря двигателя от тока якоря , при U=const.
n = nx – Iяrя / CeФ (1) , где - частота вращения в режиме холостого хода.
Скоростная характеристика жёсткая. При обрыве цепи возбуждения ток возбуждения равен нулю, магнитный поток равен остаточному, частота вращения резко увеличивается. Это может привести к аварии.
Характеристика . При Р2 = 0 , КПД равен нулю. При изменении нагрузки от 0,25 Рн до 1,25 Рн , КПД меняется незначительно.
Характеристика (2)
При , получается математическая неопре-делённость . Она равна току холостого хода
Т. к. при изменении от 0,25Pн до 1,25 Pн КПД практически не изменяется, то при построении характеристик можно допустить, что
близка к линейной.
Тогда при характеристика
Моментная характеристи-ка , при U=const
Подставим (2.67) в фор-мулу момента двигателя:
(2.68)
Из выражения видно, что моментная характеристи-ка является параболой.
Скоростная (электромеханическая) характеристика , при U=const. Подставим выражение (2.67) в формулу скоростной характеристики:
(2.69)
Скоростная характеристика является гиперболой. Если ток якоря равен нулю частота вращения равна бесконечности. Это означает, что двигатель последовательного возбуждения нельзя запускать в режиме холостого хода.
Выразим ток из формулы (2.68).
(2.70)
Подставим (2.70) в урав-нение (2.69):
(2.71)
Механическая характеристи-ка двигателя с последова-тельным возбуждением — гипербола (рис. 2.44).
Скоростная и механическая характеристики двигателя с последователь-ным возбуждением мягкие - при изменении нагрузки в значительной мере меняется частота вращения.
Характеристика . Если выражение
подставить в формулу скоростной характеристики, получим:
(2.72)
Из формулы видно, что характер кривой аналогичен скоростной характеристике.
Характеристика . Подставим выражение
в формулу момента:
(2.73)
Из формулы видно, что характеристика представ-ляет собой параболу.
Характеристики , , подобны аналогичным характеристикам двигателя с параллельным возбуждением.
(2.74)
где и — потоки параллельной и последовательной обмоток.
Знак плюс соответствует согласному включению обмоток, когда их потоки совпадают.
2
3
Рис. 2.56 Реостатный пуск двигателя постоянного тока
Двигатель начинает разгон когда переключатель - в положении 1 ( в цепь двигателя включены все секции пускового реостата – соот-ветствует прямой 1 (рис. Б)). Как видно, наклон характеристики наибольший. Суммарное сопротив-ление пускового реостата опреде-лится по формуле:
(2.82), где
— допустимый ток якоря. Обычно он превышает номинальный не более, в 2-3 раза.
Когда частота вращения достигнет значения , переключатель пере-водится в положение 2 (соответст-вует меньшему наклону скорост-ной характеристики (прямая 2).
Двигатель разгоняется до частоты вращения , и снова происходит переключение переключателя в поло-жение 3. Положению переключателя 4 соответствует естественная характе-ристика (прямая 4), а частота вра-щения — номинальной. Недостаток этого способа — большие потери в пусковом реостате.
Изменение напряжения необходимо осуществ-лять только в цепи якоря. Ток возбуждения и маг-нитный поток должен оставаться постоянным.
Скоростные характеристики при этом параллельны и смещены относительно друг друга только по вы-соте. Диапазон регулирования ограничен «сверху» условиями коммутации, «снизу» — нагревом дви-гателя (при снижении напряжения нужно увеличи-вать ток якоря. При этом . Для регу-лирования этим способом, необходим источник регулируемого напряжения.
При изменении сопротивления реостата в цепи обмотки воз-буждения будет меняться ток возбуждения и магнитный поток. При это будет меняться частота вращения. Меняется как часто-та вращения холостого хода, так и наклон характеристики.
Значение наибольшего магнит-ного потока ограничено насы-щением стали машины. Поэто-му регулирование осуществля-ется в сторону увеличения час-тоты вращения.
Магнитный поток при этом уменьшают.
Диапазон регулирования, ограничен "снизу" насыщением стали; "сверху" — неустойчивой работой двигателя.
При переключателе П в положе-нии 2 машина работает двигате-лем с частотой вращения якоря и током якоря на естественной характеристике 1. Для торможе-ния переключатель переводят в положение 1. Якорь двигателя продолжает вращаться, обмотка возбуждения от сети не отключе-на и наводит магнитный поток, следовательно, машина начина-ет работать генератором. Если R=0, ток якоря в первый момент в несколько раз больше номина-льного и равен , что соответ-ствует тормозной характеристике 2 (харак-ки 1 и 2 параллельны).
Рис. 2.59 Динамическое торможение : а — схема, б — скоростные характеристики (1 — естественная, 2 — тормозная при R=0, 3 — тормозная при R>0)
Если R>0, наклон скоростной характ-ки увеличивается (тормозная характ-ка 3), и ток торможения уменьшается до . По мере остановки двигателя ток → 0.
При переводе переключате-ля П из положения 1 в 2, ток якоря изменится на противо-положный. Согласно правилу левой руки, момент также изменится на противополож-ный, т.е. будет тормозить якорь. При =0 ток якоря в первый момент торможения будет приблизительно в 2 раза больше, чем при динамичес-ком торможении. При ток торможения будет . Тормозной момент по мере торможения будет уменьшать-ся пропорционально току. При момент не равен 0,
и если двигатель не отключить,
он раскрутит якорь двигателя в обратную сторону.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть