Слайд 1Организация работы с отдельным произведением («Лес» Н. Гумилева)
По материалам, предоставленным С.П.
Лавлинским (к.ф.н., доцент каф. теоретической и исторической поэтики РГГУ) и И.А. Лавлинской (учитель Гимназии № 45 г. Москва).
Слайд 2Вопросы.
Особенности устройства лирического произведения (внутренний мир и текст).
Организация работы с
отдельным лирическим произведением в школе.
Этапы аналитической работы.
Итоговая рефлексия.
Варианты творческой работы.
Слайд 3Опыт диалогического освоения отдельного произведения («Лес» Н. Гумилева).
Лавлинский С.П. Технология литературного
образования. Коммуникативно-деятельностный подход. – М., 2003. – С. 143-154.
Аудитория – учащиеся 7-8 классов разных школ.
Время работы – две учебные пары (четыре академических часа).
Слайд 4Художественные «странности» «Леса».
Кто такая женщина с кошачьей головой?
Почему в начале
произведения появляется такое странное сравнение: «из земли за корнем корень выходил, словно руки обитателей могил»?
Зачем автору понадобилось живое сравнивать с мертвым?
Почему женщина умирает на заре перед причастием, а не после, как это должно быть?
Почему о той стране нельзя «загрезить и во сне»? Как вообще можно отправиться в страну, о которой «невозможно загрезить и во сне»?
Куда отправляются умершие герой и его возлюбленная в конце стихотворенья? Почему здесь появляются пророчества об их смерти?
Слайд 5Зачем автору понадобилось упоминать о шестипалой руке, а не, например, ноге,
что выглядело бы как-то более привычно, что ли?
Где и когда существовал этот лес, в каком времени и месте?
Почему в этом лесу не появлялись пэр, рыцари, разбойник и монах?
Почему в стихотворении упоминается грозовой вечер? Какое значение имеет то, что женщина вышла из леса в грозовой вечер? Из-за чего страдает женщина?
Что означает плач и стон женщины, почему она плачет?
В последней строфе автор называет лес ее душой и своей любовью. А затем говорит, что после смерти «может... мы в него направимся вдвоем». Вначале лес — символ любви и души, а затем — реальное место, в которое можно совершить путешествие. Что же это за место? И т. п.
Слайд 6
Формулировка вопросов читателей (определение «точек предпонимания»)
Почему стихотворение называется «Лес»?
Где
и когда существовал лес, в каких именно времени и пространстве? Как он связан с миром лирического героя и его возлюбленной?
Кто такая «женщина с кошачьей головой»? Почему она выходит из леса и умирает? Что означает ее смерть?
Как герои после своей смерти могут отправиться в страну, «о которой не загрезишь и во сне» и «от которой не осталось и следа»?
Что означают слова лирического героя о лесе в финале стихотворения?
Слайд 7Система вопросов и заданий. Третий и четвертый этапы анализа сюжетной организации
и композиции стихотворения. Интерпретация художественного смысла
1. О каких событиях рассказывается в стихотворении? Какие границы и кем преодолеваются в художественном мире, созданном автором?
2. Что означает в стихотворении выход женщины из леса и ее смерть? Какое значение имеет то, что женщина вышла из леса в грозовой вечер, а умерла на заре в другом мире? Что означает плач и стон женщины?
3. Какое значение в портрете женщины с кошачьей головой имеет «корона из литого серебра»? Кем, на ваш взгляд, являлась эта женщина?
4. Когда именно герой придумал это - лес и смерть таинственной женщины?
Слайд 8
5. Какие детали портрета возлюбленной героя напоминают читателю описание леса и
портрет женщины с кошачьей головой? В чем проявляется связь между возлюбленной героя, лесом и его обитательницей? (Другой вариант: Как в стихотворении связаны образы «ярко-огненной листвой», «кошачьей головы» и «кос-колец огневеющей змеи», «зеленоватых глаз, как персидская больная бирюза»?)
6. Как событие вероятностного путешествия в мир смерти в конце стихотворения связано с предыдущими двумя событиями (смертью женщины с кошачьей головой и созданием образа леса)?
7. Какие слова, в какой последовательности и зачем автор использует в стихотворении для описания леса? Как в стихотворении изображены деревья? Почему в первой части стихотворения автор сравнивает корни, выходящие из земли, с «руками обитателей могил»? Почему листва в этом лесу «ярко-огненная»?
Слайд 98. Где и когда существовал лес (в каком именно измерении —
времени и пространстве)? Почему о той стране нельзя «заг-рёзить и во сне»? (Другой вариант: Как вы думаете, о каких годах и о какой стране говорится в стихотворении? Какое слово чаще всего повторяется в этих строфах? Что означает это повторение? Как герой мог «придумать» то, что «было, было»?)
9. Кто из обитателей леса и в какой последовательности выделяется автором? Почему в этом лесу не появлялись пэр, рыцари, разбойник и монах?
10. Что означает шестипалая человеческая рука, след которой «в песке видали рыбаки»?
11. Чем мир пэра Франции, рыцарей Круглого Стола, монаха, разбойника, рыбаков, кюре отличается от мира женщины с кошачьей головой, великанов, карликов, львов? Какими словами можно определить каждый из выделенных миров? К какому из них наиболее близки лирический герой и его возлюбленная?
Слайд 1012. Проследите за тем, как меняется точка зрения лирического героя. В
какой последовательности возникал в воображении героя образ леса, когда он глядел на женщину? Какое значение для понимания позиции героя имеют две последние строфы?
13.Почему автор нарушил хронологическую последовательность в изображении событий: вначале рассказал о том, что увидел герой, а уж затем — о том, что послужило причиной возникновения образа леса в его воображении?
14. Как вы понимаете смысл названия стихотворения? Какие символические значения имеет лес в произведении Гумилева?
Слайд 19Иллюстрации к стихотворению Н. Гумилева «Лес»: вопросы.
С какими словами из стихотворения
связана каждая иллюстрация?
Как можно сгруппировать иллюстрации? Как они сгруппированы на слайде? Почему?
С какими строфами стихотворения связаны иллюстрации, размещенные вверху? Что их объединяет?
С какими строфами стихотворения связаны иллюстрации, расположенные справа? Что их объединяет?
С какими строфами стихотворения связаны две нижние левые иллюстрации? Что их объединяет?
В чем принципиальное отличие той иллюстрации, которая помещена в центре слайда? Какую художественную особенность стихотворения удалось зафиксировать ее автору?
Слайд 21 Видеоиллюстрация к стихотворению Н. Гумилева «Лес»: вопросы.
Какова цветовая гамма рисунка
в «фильме»? Соответствует ли она цветовой гамме стихотворения?
В какой последовательности возникают объекты на листе бумаги? Как соотносится эта последовательность с сюжетом стихотворения?
Почему рука «художника» движется от правого верхнего угла листа вниз, затем влево и вверх, а не как-то иначе?
Какова закономерность расположения объектов на листе бумаги (композиция)? Как соотносятся друг с другом принцип движения руки «художника», композиция рисунка и сюжет стихотворения?
Почему видеоиллюстрация начинается кадром с красками? Какой образ в стихотворении располагает к такому началу?
Какую функцию выполняет в видеоиллюстрации музыка? С какими культурными кодами она может быть связана? Каким мотивам в самом стихотворении она соответствует?
Почему школьники продемонстрировали не только иллюстрацию к стихотворению, но и процесс ее создания? Какие художественные особенности «Леса» оказались зафиксированными благодаря возможностям видеосъемки?
Слайд 22Сценарии к клипам по стихотворению Н. Гумилева «Лес».