Лев Николаевич Толстой презентация

Содержание

Содержание Создание рассказа. Анализ содержания Анализ содержания I-Анализ содержания I-й и Анализ содержания I-й и IIАнализ содержания I-й и II-й глав рассказа. 3. Анализ содержания 3. Анализ содержания III3. Анализ

Слайд 1Лев Николаевич Толстой
Повесть "Кавказский пленник"
Материалы к урокам литературы в 5-ом классе


Слайд 2Содержание
Создание рассказа.
Анализ содержания Анализ содержания I-Анализ содержания I-й и Анализ

содержания I-й и IIАнализ содержания I-й и II-й глав рассказа.
3. Анализ содержания 3. Анализ содержания III3. Анализ содержания III-й главы рассказа.
4. Анализ содержания 4. Анализ содержания IV4. Анализ содержания IV-й главы рассказа.
Анализ содержания Анализ содержания V Анализ содержания V-й главы рассказа.
Главная героиня рассказа .
7. Анализ содержания 7. Анализ содержания VI7. Анализ содержания VI-й главы рассказа.



Слайд 3Создание рассказа
Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л.Н. Толстым в 70-ые

годы прошлого века. Толстой занимался тогда составлением Азбуки для детей. В эту Азбуку он решил включить рассказы, которые частью переводил и пересказывал, а частью сочинял сам… Многие из детских рассказов Толстого оказались одинаково интересны и для детей, и для взрослых. «Кавказский пленник» принадлежит к числу именно таких рассказов.



Слайд 4Кавказская война
События, положенные в основу этого рассказа, относятся к тому

времени, когда на Кавказе шла война за присоединение его к России. Начатая в первые годы XIX века, Кавказская война кончилась только в 60-ые годы.



Слайд 5Участие автора в войне
В 1851 году Лев Николаевич Толстой поехал

на Кавказ с братом-офицером по собственной охоте, добровольцем. Спустя год он поступил на военную службу и стал принимать участие в походах в качестве так называемого «Фейерверкера», то есть артиллериста.



Слайд 6Летом 1853 года двадцатичетырёхлетний Толстой едва не попал в плен к

чеченцам. Это случилось во время передвижения войск к крепости Грозной. В «Кавказском пленнике» Толстой использовал некоторые подробности этой истории.



Слайд 7Рассказ-быль
Рассказ – любое небольшое повествовательное

произведение.

Быль – повествование о событиях, происходивших на самом деле.



Слайд 8Анализ содержания I и II глав рассказа



Слайд 9Вопросы для беседы:
1) Почему рассказ назван «Кавказский пленник»? 2) Кого назвали

в рассказе «кавказским пленником»? 3) Какова причина, заставившая Жилина отправиться в путь? 4) В чём заключалась опасность пути? 5) Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд? 6) Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как себя вели, столкнувшись с горцами?



Слайд 107) Расскажите о том, как были захвачены в плен

Жилин и Костылин? 8) Как определилась судьба Жилина, а затем и Костылина в плену? 9) Что заставляет Жилина торговаться с татарами, написать письмо на несуществующий адрес?



Слайд 11Название рассказа
Рассказ назван «Кавказский пленник», потому что в нём повествуется

о русском офицере Жилине, попавшем в плен к татарам и сумевшем оттуда выбраться.



Слайд 12Главный герой рассказа
«Кавказским пленником» автор считает главного героя рассказа, офицера

царской армии Жилина. Попав в плен к горцам, он проявил смекалку, мужество, упорство и сумел вернуться к своим. В отличие от него, второй пленник, Костылин, не чувствовал себя лишённым свободы, потому что знал о том, что его выкупят родные и пребывание у татар – явление временное.



Слайд 13Почему Жилин отправился в путь?
Пришло раз ему письмо из дома.

Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься».

Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придется увидать. Поехать; а если невеста хороша — и жениться можно».



Слайд 14Опасность пути
На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем,

ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ.

Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе.



Слайд 15Причины решения офицеров
Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то

солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят — дожидаются.

Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.



Слайд 16Договор офицеров
Выехал Жилин вперед, остановился и ждет, пока подойдет обоз.

Слышит, сзади на рожке заиграли,— опять стоять. Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар — ускачу. Или не ездить?..»
Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер, Костылин, с ружьем, и говорит:
— Поедем, Жилин, одни. Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми. — А Костылин — мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. Подумал Жилин и говорит:
— А ружье заряжено?
— Заряжено.
— Ну, так поедем. Только уговор — не разъезжаться.



Слайд 17Схватка с врагом
«Ну,— думает Жилин,— знаю вас, чертей, если живого

возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».
А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».
На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нем сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху,— навалилась Жилину на ногу.
Хотел он подняться, а уж на нем два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар,— да еще соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах и зашатался. Схватили его татары, сняли с седел подпруги запасные, закрутили ему руки за спину, завязали татарским узлом, поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили, все обшарили, деньги, часы вынули, платье все изорвали. Оглянулся Жилин на свою лошадь. Она, сердечная, как упала на бок, так и лежит, только бьется ногами,— до земли не достает; в голове дыра, и из дыры так и свищет кровь черная,— на аршин кругом пыль смочила.
Один татарин подошел к лошади, стал седло снимать. Она все бьется,— он вынул кинжал, прорезал ей глотку. Засвистело из горла, трепанулась, и пар вон.
Сняли татары седло, сбрую. Сел татарин с красной бородой на лошадь, а другие подсадили Жилина к нему



Слайд 18Требования татар
Поели татары блины, пришла татарка в рубахе такой же,

как и девка, и в штанах; голова платком покрыта. Унесла масло, блины, подала лоханку хорошую и кувшин с узким носком. Стали мыть руки татары, потом сложили руки, сели на коленки, подули на все стороны и молитвы прочли. Поговорили по-своему. Потом один из гостей-татар повернулся к Жилину, стал говорить по-русски.

— Тебя,— говорит,— взял Кази-Мугамед,— сам показывает на красного татарина,— и отдал тебя Абдул-Мурату,— показывает на черноватого.— Абдул-Мурат теперь твой хозяин. — Жилин молчит.
Заговорил Абдул-Мурат, и все показывает на Жилина, и смеется, и приговаривает: «солдат урус, корошо урус».
Переводчик говорит: «Он тебе велит домой письмо писать, чтоб за тебя выкуп прислали. Как пришлют деньги, он тебя пустит».



Слайд 19Жестокий торг
Абдул, татарин-хозяин Жилина , хочет взять за него выкуп

в три тысячи монет. Офицер отказывается принять такие условия, тогда переводчик спрашивает его, сколько он даст. Жилин говорит, что может заплатить только пятьсот рублей. Татарин предлагает тысячу. Офицер стоит на своём, его не пугают угрозы татар.

Абдул приводит Жилину в пример Костылина, который согласился на сумму в пять тысяч монет. На что Жилин отвечает, что не богат и больше пятисот рублей заплатить не может. В конце концов татарин соглашается, называя Жилина джигитом, что по-татарски значит «молодец». Но письмо домой Жилин пишет так, чтобы оно не дошло, понимая, что у него один выход из положения – побег.



Слайд 20Анализ содержания III-ей главы рассказа
В плену...



Слайд 21Вопросы для беседы:
Как жили в плену Жилин и Костылин? Вопросы для

сравнения:
1) Каково место жительства героев? 2) Чем питались пленные? 3) Чем занимались офицеры? 4) Вывод.




Слайд 22Место жительства героев
Горный татарский аул, сарай.


Слайд 23Питание пленных


Слайд 24Занятия офицеров


Слайд 25Вывод


Слайд 26Вопросы для беседы:
1) С чьей помощью читатель знакомится с

жизнью горного аула? 2) Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему? 3) Правы ли горцы, называя Жилина «джигит» и Костылина «смирный»? Объясните причину такой разницы в названиях. 4) Почему к Жилину стали приезжать местные жители из близлежащих аулов?




Слайд 27Жизнь горного аула


Слайд 28Джигит
Смирный


Слайд 29Анализ содержания IV-ой главы рассказа
На горе...



Слайд 30Вопросы для беседы:
1) Как прожил Жилин месяц? 2) Какую хитрость придумал

герой, чтобы взобраться на гору? 3) Что помешало ему в тот же вечер совершить побег? 4) Почему Жилин предложил Костылину бежать с ним? 5) Объясните причину колебаний Костылина перед побегом.




Слайд 31Прожил так Жилин месяц. Днем ходит по аулу или рукодельничает, а

как ночь придет, затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает. Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер, и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть. «Только бы,— думает,— мне место хорошенько узнать, в какую сторону идти. Да не сказывают никто татары».

Жизнь в плену (месяц)



Слайд 32Хитрость Жилина
Вот он выбрал время, как хозяин уехал; пошел после

обеда за аул на гору,— хотел оттуда место посмотреть. А когда хозяин уезжал, он приказал малому за Жилиным ходить, с глаз его не спускать. Бежит малый за Жилиным, кричит:
— Не ходи! Отец не велел. Сейчас народ позову!
Стал его Жилин уговаривать.
— Я,— говорит,— далеко не уйду,— только на ту гору поднимусь: мне траву нужно найти — ваш народ лечить. Пойдем со мной; я с колодкой не убегу. А тебе завтра лук сделаю и стрелы.
Уговорил малого, пошли. Смотреть на гору — не далеко, а с колодкой трудно; шел, шел, насилу взобрался. Сел Жилин, стал место разглядывать.



Слайд 33Возвращение татар
На беду, к вечеру вернулись татары. Бывало, приезжают они

— гонят с собою скотину и приезжают веселые. А на этот раз ничего не пригнали, а привезли на седле своего убитого татарина, брата рыжего. Приехали сердитые, собрались все хоронить. Вышел и Жилин посмотреть. Завернули мертвого в полотно, без гроба, вынесли под чинары за деревню, положили на траву.
Потом прочел мулла молитву, все встали, подняли мертвого на руки, понесли. Принесли к яме. Яма вырыта не простая, а подкопана под землю, как подвал.
Притащил ногаец камышу зеленого, заклали камышом яму, живо засыпали землей, сровняли, а в головы к мертвецу камень стоймя поставили. Утоптали землю, сели опять рядком перед могилой. Долго молчали.



Слайд 34Предложение Жилина
- Что ж ты будешь сидеть? Хорошо, пришлют денег,

а то ведь и не соберут. А татары теперь злые — за то, что ихнего русские убили. Поговаривают — нас убить хотят.
Подумал, подумал Костылин.

Жилин предлагает Костылину бежать вместе, потому что ему не позволяет поступить по-другому офицерская честь, хотя главный герой знает, что его товарищ – предатель и трус.



Слайд 35Колебания Костылина
«Ну,— думает Жилин,— нынче бежать надо», и говорит Костылину.

А Костылин заробел.
— Да как же бежать? Мы и дороги не знаем.
— Я знаю дорогу.
— Да и не дойдем в ночь.
— А не дойдем — в лесу переночуем. Я вот лепешек набрал.

Костылин колеблется, так как знает, что его всё равно отпустят, когда родственники пришлют выкуп. Только страх, что его могут убить под горячую руку, заставляет Костылина согласиться на предложение товарища.



Слайд 36План рассказа "Подготовка Жилина к побегу"
1) Знакомство с жизнью татарского

аула. 2) Работа над подкопом. 3) Поиск дороги. 4) Путь побега – только на Север. 5) Внезапное возвращение татар. 6) Побег.




Слайд 37Вывод


Слайд 38Анализ содержания V-ой главы рассказа
Побег



Слайд 39Подготовка к побегу


Слайд 40Поведение на свободе


Слайд 43Почему побег не удался?



Слайд 44"Говорящие" фамилии героев
Жила – сухожилие, прочное окончание мышц;

жилистый, двужильный – сильный, упругий.

Костыль – палка для хромых, безногих.

Часто говорили про стоящего человека: «Молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» - плетётся помаленьку.



Слайд 45Главная героиня рассказа
Татарская девочка Дина



Слайд 46Вопросы для беседы:
1) Что заставляет Дину помогать Жилину? 2) Почему девочка

относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других героев? 3) В какой момент и почему она перестаёт видеть в нём врага? (Только ли от того, что он сделал и подарил ей куклу?) 4) Почему вначале о девочке сказано «…прыгнет прочь, как коза дикая…», а позже: «…как козочка прыгает»? 5) Можно ли назвать Дину смелой, решительной? Почему? 6) Чем вызвала Дина симпатию у Жилина и у читателей? 7) Применима ли к отношениям Жилина и Дины пословица: «Лихо помнится, а добро век не забудется»?




Слайд 47Помощь Жилину


Дине понравился Жилин своим трудолюбием, общительностью. Она была в

восхищении от кукол, которые он делал для неё. Девочка поняла, что «Иван» - добрый хороший человек. Ей стало жалко его.

Дина приносила Жилину лепёшки, молоко, кусок баранины, предупреждала его об опасности (Иван, тебя убить хотят… А мне тебя жалко…»). Эта девочка сильно переживала за судьбу пленного русского офицера.



Слайд 48Внутренний мир девочки


У Дины богатый внутренний мир, тонкая ранимая душа.

Девочка очень чутко реагирует на проявление доброты со стороны Жилина.

Внешне девочка послушна, но при этом имеет свой собственный взгляд на мир, своё мнение на всё происходящее.



Слайд 49Спасительница


Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все
поглядывает вверх.

Звезды видны, а месяц еще не всходил.
Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил — шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел.
Поглядел вверх,— звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» — а сама руками у лица все машет,— что «тише, мол».



Слайд 50Анализ содержания VI-ой главы рассказа
Спасение



Слайд 51Беглецы в яме
После неудачного побега Жилин и Костылин находятся в

глубокой земляной яме, под строгим контролем хозяина и постоянной угрозой погибнуть. Герои рассказа приуныли. И вдруг лучик надежды: «…прямо Жилину на колени лепёшка упала, другая, и черешни посыпались. Поглядел кверху, а там Дина».



Слайд 52Вопросы для беседы:
1) Что заставило девочку прийти к яме

проведать Жилина? 2) Почему на другой день Дина задерживается? Какую новость она принесла? 3) Почему татары по-разному относятся к Жилину и Костылину? - Можно ли утверждать, что они уважают Жилина? 4) Как Дина помогла бежать Жилину?



Слайд 53«Лихо помнится, а добро век не забудется»?


Слайд 54Сведения о презентации:
I. Источники: 1) О.Б. Белопоместных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарёва

Поурочные разработки по литературе. 5 класс.
Москва «ВАКО» 2003. 2) Собственная методическая разработка II. Автор презентации - учитель русского языка и литературы Вахтурова М.Н.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика