Слайд 1Лев Николаевич Толстой
Жизнь и творчество писателя
Автор: Трошева Д. М.
Слайд 4Л.Н. Толстой. 1876 г. Москва.
Слайд 6Л.Н. Толстой рядом со своими скульптурным портретом работы И.Е. Репина. 1891
г. Ясная Поляна.
Слайд 7Л.Н. Толстой садится на лошадь. 1897 г.
Ясная Поляна.
Слайд 8Л.Н. Толстой идет вдоль вспаханного поля около деревни.
1908 г. Ясная
Поляна.
Слайд 9Л.Н. Толстой с внучкой Танечкой Сухотиной .
1908 г. Ясная Поляна.
Слайд 10С.А. Толстая. 1901г. Ясная Поляна
Слайд 11Л.Н. и С.А. Толстые со скульптором И.Я. Гинцбургом (слева) и критиком
В.В. Стасовым.
Слайд 12Л.Н. и С.А. Толстые в 48-ю годовщину свадьбы 25 сентября 1910
г.
Слайд 13Л.Н. Толстой верхом в окрестностях Ясной Поляны.
Слайд 16Л.Н.Толстой.
Рассказ «После бала».
Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа.
Слайд 17Цель урока:
показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
работа
по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;
раскрыть гуманистический пафос рассказа “После бала”.
Слайд 18Случай, описанный в рассказе "После бала", взят Толстым из казанских наблюдений.
Произошел он с братом Сергеем, влюбленным в дочь воинского начальника А.П.Корейша - Варвару. Но чувство угасло, как только утром, после бала, он увидел, как ее отец, лихо и весело танцевавший мазурку, командовал экзекуцией над солдатом, бежавшим из казармы.
Слайд 19Экзекуция – телесное наказание.
Мазурка – бальный танец.
Слайд 21Аксессуары дворянской девушки
Аксессуары дворянской девушки
Слайд 22Иллюстрация к рассказу"После бала"
Иллюстрация к рассказу"После бала"
Слайд 23На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Л.Н.Толстого “После
бала”. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата.
Слайд 24Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в
котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.
Слайд 25Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и
средств достигает выражения этих проблем мы и поговорим сегодня.
Слайд 26Как композиционно построен рассказ?
- Какие две сцены противопоставлены?
- Что мы называем
контрастом?
Слайд 27Контраст – антитеза - противопоставление. Контраст может быть между словами, образами,
персонажами, композиционными элементами и т.п.
Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя .
Слайд 28-Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется “После бала”?
Слайд 29Давайте сравним поведение героев на балу и после бала.
- Какими
эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, солдат, наказываемого татарина во второй части?
Слайд 30План сравнительной характеристики.
- зала предводителя дворянства;
- хозяева бала;
-
Варенька;
- полковник;
- Иван Васильевич.
- описание улицы;
- солдаты;
- наказываемый;
- полковник;
- Иван Васильевич.
Слайд 31Ребята, давайте найдем эпитеты, которыми Л.Н.Толстой рисует картины в первой и
во второй частях, и запишем их в тетради.
Слайд 32Бал – чудесный,
зала – прекрасная,
буфет – великолепный, музыканты –
знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно.
Слайд 33Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках.
У нее “сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза”.
Слайд 34Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами
с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.
Слайд 35Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением.
Слайд 36- Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает
“с восторженным умилением”?
Слайд 37Влюбленность, возвышенные чувства, близость любимой, молодость, красота
Слайд 38Во второй части рассказа краски темнеют: что-то большое, черное.
В
весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, Солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.
Слайд 39Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами
и бакенбардами.
Слайд 40- Сопоставьте полковника и наказываемого
ПОЛКОВНИК
“Высокий военный в шинели и
фуражке”.
“Шел твердой, подрагивающей походкой”.
НАКАЗЫВАЕМЫЙ
Оголенный по пояс человек, спина его “что-то неестественное пестрое, мокрое, красное”.
“Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед”…
Слайд 41“Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне,
то опрокидываясь назад…, то падал наперед”…
“Румяное лицо и белые усы и бакенбарды”.
“Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура”.
“Сморщенное от страдания лицо”.
Спотыкающийся, корчащийся человек.
Слайд 42Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой
в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.
Слайд 43Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
- Почему полковник, как
будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам?
Слайд 44- Почему Толстой противопоставляет друг другу две части рассказа и в
описаниях употребляет контрастные краски?
- Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке?
- Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?
Слайд 45Вывод:
Л.Н. Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала
в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные, искаженные понятия о долге, чести, достоинстве, а также срывает маску покровы с действительности николаевской России.
Слайд 46Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других
— вот истинное «лицо» русской действительности. Писатель заставляет нас, читателей, задержаться над проблемой ответственности человека за все, что происходит.
Слайд 47Юноша, горячий, впечатлительный, даже восторженный, впервые в жизни столкнувшись с несправедливостью,
даже по отношению не к нему. Резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и посвятил свою жизнь служению другим людям.
Слайд 48Человек не может и не должен быть равнодушен к жизни близких,
да и вообще к жизни людей: он должен чувствовать свою личную ответственность за все, что совершается в жизни.