Лекция 7 презентация

Содержание

Слайд 1Лекция 7
Обзор моделей эндогенного роста
(ТШ, гл. 10; Sala-i-Martin X. NBER WP

3564)

Слайд 2План лекции
Мотивация
2 способа эндогенизации техпрогресса:
Возрастающая отдача от масштаба
Пол Ромер и его

последователи
Модель эндогенного роста и модель потребительского поведения
Модель Ребело (обобщение)
Модель Ромера
Модель Лукаса
Исследование Мэнкью-Ромера-Вейла




Слайд 3Малое упущение и большое упущение
Критикуя модель Солоу, мы упоминали, что в

ней экзогенно заданы сбережения и технический прогресс. До сих пор мы пытались объяснить сбережения, для чего и были построены модели Рамсея и Самуэльсона-Даймонда. Но самое главное – от чего и зависит экономический рост, – технический прогресс, оставался за кадром. Теперь пришел черед взяться за него.

Слайд 4Способы «эндогенизации» технического прогресса
Как правило, предлагаются два способа «эндогенизации» технического прогресса:
допущение

о возрастающей отдаче от масштаба
моделирование стимулов фирм улучшать технологии.


Слайд 5Возрастающая отдача от масштаба


Слайд 6Застой
Вспомним хронологию событий в теории роста:
1956 – модель Солоу;
1965 – модели

Касса, Купманса и Даймонда
А затем наступил двадцатилетний застой. Нужен был какой-то новый подход.

Слайд 7Что менять?
Вспомним, что модель Рамсея предсказывает очень быструю конвергенцию, при разумных

эластичностях выпуска по капиталу (допустим, 0,3), а реалистичные показатели достигаются при эластичности порядка 0,75.
Что если мы упускаем какой-нибудь тип капитала, помимо физического?
Может быть, нематериальные активы?

Слайд 8Положительная отдача от масштаба
Однако, если мы добавим в производственную функцию еще

какой-нибудь фактор, то отдача от масштаба будет положительной, а это противоречит наблюдаемым фактам, что монополизация отраслей – скорее исключение, нежели правило.
Идея: фирмы «не видят» этой положительной отдачи. Это для них внешние эффекты.

Слайд 9Революция Пола Ромера
В 1986 году свежеиспеченный экономист Пол Ромер опубликовал по

следам своей диссертации статью
Romer P.M. Increasing Returns and Long-Run Growth // The Journal of Political Economy, Vol. 94, No. 5. (Oct., 1986), pp. 1002-1037.
в которой предложил некоторые эмпирические соображения, касающиеся положительной отдачи от масштаба (такие как ускорение роста производительности труда в странах-лидерах в очень длинной перспективе и более быстрое увеличение выпуска по сравнению с ростом объема используемых факторов) и модель.

Слайд 10Идея
Y = Y(k, x), где x – вектор «обычных» факторов производства,

а k – показатель состояния знаний. Допустим также, что Y(k, λx) = λY
Предположим, что знания общедоступны, а фирм, как обычно, бесконечно много. Тогда каждая фирма рассматривает состояние уровня знаний, как постоянное, даже если в действительности ее действия (исследования) могут повысить уровень знаний. Предположим также, что производство повышает имеющийся уровень знаний (этот эффект называется learning-by-doing)
Кстати говоря, Ромер тоже стоял на плечах гигантов: эффект learning-by-doing был предложен Эрроу еще в 1962 году, а Шешинский в 1967 пытался применить ее к проблеме роста

Слайд 11Последователи (1)
В 1988 году Роберт Лукас предложил другую модель, в которой

знания накапливаются у индивидов, а не фирм, в виде человеческого капитала, причем индивиды сами выбирают, какую долю дохода сберегать, а какую инвестировать в человеческий капитал. См.
Lucas R. On the Mechnics of Economic Development. // Journal of Monetary Economics, 1988, vol. 22, pp. 3-42.

Слайд 12Последователи (2)
В 1990 году Роберт Барро включил в качестве компонента капитальных

благ блага, поставляемые государством. В исходной работе это были частные блага.
Barro R.J. Government Spending in a Simple Model of Endogenous Growth. // Journal of Political Economy, 1990, vol. 98, no 5, pp. S103-S125.
В том же году вместе с Сала-и-Мартином они написали модель для общественных благ. Однако при такой спецификации более крупные страны росли быстрее, чем мелкие, что, определенно, не так. Поэтому был разработан второй вариант, в котором общественные блага были перегружаемыми.
Barro R.J., Sala-i-Martin X. Public Finance in Models of Economic Growth, NBER Working Paper 3362, 1990.

Слайд 13Последователи (3)
В 1991 году Серджио Ребело предложил модель, в которой не

выделялись различные типы капитала, и производственная функция просто выглядела так: y = AK. Поскольку в ней не наблюдалось убывающей отдачи на капитал, накопление капитала не вело к замедлению темпов роста. Вышеперечисленные модели оказались в результате конкретизациями модели Ребело, поэтому их все можно назвать AK-моделями.
Rebelo S. Long Run Policy Analysis and Long Run Growth.// Journal of Political Economy, 1991, vol. 99, no 3, pp. 500-521.

Слайд 14Эндогенный рост и модели потребительского выбора
Различия в перечисленных моделях касаются преимущественно

производственной функции, поэтому их можно поместить как в экономику модели Самуэльсона, так и Рамсея, а еще проще будет остановиться на модели с постоянной нормой сбережения вроде модели Солоу. Сами авторы пользовались преимущественно моделью Рамсея.
Мы сделаем следующим образом: рассмотрим простейшую модель Ребело в свойственной ей экономике Рамсея, а остальные для простоты будем исследовать в экономике Солоу.

Слайд 15Предпосылки модели:Ramsay vs Rebelo


Слайд 16Предпосылки модели: некоторые детали (1)
1) Производственная функция вида y=ak;
2) Экзогенного

технического прогресса нет;
3) Темпы роста населения будем считать нулевыми;
4) Амортизация отсутствует;
5) Накопление капитала:



Слайд 17Предпосылки модели: некоторые детали (2)


Слайд 18Выбор потребителя (1)
Гамильтониан потребителя:


Слайд 19Выбор потребителя (2)


Слайд 20Выбор потребителя (3)


Слайд 21Модель Ромера (ТШ, 10.2)


Слайд 22Предпосылки модели (1)
1) В качестве основы для модели служит модель Солоу.
2)

Фирма наблюдает у себя производственную функцию вида


Слайд 23Предпосылки модели (2)
3) Развитие технологии происходит по принципу learning-by-doing, а именно:

фирмы, занимаясь производством, инвестируют не только в физический капитал, но и учатся выпускать новые товары или лучше использовать возможности оборудования. В результате, хотя эти знания трудно подсчитать и оценить, можно использовать в качестве аппроксимации запас капитала. Пусть At = Kt.
4) Технологии, отражаемые показателем At, доступны всем фирмам.


Слайд 24Предпосылки модели (3)
5) В экономике существует большое количество фирм, скажем, M.

Тогда в экономике



Слайд 25Предпосылки модели (4)
Но если Yt = Ktα+βLt1−α, и β > 0,

то в экономике наблюдается положительная отдача от масштаба (что нам и было нужно), хотя отдельная фирма, не имеющая возможности существенным образом повлиять на уровень технологий, сталкивается с единичной отдачей от масштаба, и поэтому фирмы не вырастают в монополии.


Слайд 26Решение модели (1)
Как и в модели Солоу, накопление капитала описывается уравнением:





Слайд 27Решение модели (2)
Как и в модели Солоу, накопление капитала описывается уравнением:





Слайд 28Анализ возможных ситуаций
При a+b>1 и росте капиталовооруженности, то есть sy>(n+δ)k, темп

роста выпуска все время ускоряется, но это в свою очередь приводит к ускорению роста капиталовооруженности.

Слайд 29Модель Лукаса
ТШ, 10.1


Слайд 30Предпосылки модели (1)
В качестве основы для модели служит модель Солоу.
Рост численности

населения отсутствует.
3) Производственная функция имеет вид

Слайд 31Предпосылки модели (2)
4) Накопление человеческого капитала происходит аналогично накоплению физического капитала,

а именно:



Слайд 32Решение модели (1)
Тогда, предельный продукт обоих видов капитала должен быть одинаковым,

поскольку в противном случае снижение одного типа инвестиций за при таком же повышении объема инвестиций другого типа позволяет повысить выпуск, иными словами, наблюдается неэффективность в производстве.


Слайд 33Решение модели (2)
Как и в модели Солоу, накопление капитала описывается уравнением:





Слайд 34Решение модели (3)
В такой модели sy = sAk, и следовательно хорошо

известный график выглядит совершенно необычно. Интересно отметить, что повышение нормы сбережения в такой модели приводит к повышению долгосрочных темпов роста выпуска.


sy

k

k

sA

δ

sA

δk

sAk


Слайд 35Что показывают данные?


Слайд 36Грегори Мэнкью, Дэвид Ромер и Дэвид Вейл построили следующую регрессию:

Ln y

= C + a1 ln(s) + a2 ln(n+g+δ) + a3 ln(School)

Для 98 стран. Здесь:
School – доля людей в возрасте от 15 до 19 лет, учащихся в школе.
Какие результаты они ожидали получить?

Слайд 37Результаты


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика