Лекция 2. Теоретическая база этнополитических исследований презентация

Содержание

Слайд 1Лекция 2. Теоретическая база этнополитических исследований


Слайд 2Основные вопросы
Исторические истоки современной этнополитической мысли.
Развитие этнополитических идей в XIX -

первой половине XX вв.
Этнополитические концепции постколониальной эпохи.

Слайд 3Литература
Ерасов Б.С. Цивилизации: универсалии и самобытность. - М., 2002.
Паин Э.А. Этнополитический

маятник. - М., 2004.

Слайд 41. Исторические истоки современной этнополитической мысли.


Слайд 5Геродот и Аристотель
Истоки идей географического детерминизма.
В трудах Геродота собран обширный материал

по этнографии народов Ближнего Востока и Северного Причерноморья.
Аристотель пытался объяснить причины отличий греческого мира от восточного (персидского).

Слайд 6Платон и Тацит
Содержались мысли, которые можно определить как предтечу такого направления,

как примордиализм, абсолютизирующего фактор кровно-родственных связей в механизме сохранения этничности.

Слайд 7Период средневековья
Происходит утрата интереса к теоретическим проблемам в изучаемой области. Появляются

труды, посвященные описанию различных народов - Иордан, Прокопий Кессарийский, Маврикий, ал-Масуди.

Слайд 8Эпоха Возрождения
Появляются труды, посвященные вопросам национальной интеграции.
Н. Макиавелли (1469 - 1527)

«Государь» - одним из первых поставил вопрос о целях объединения этнических общностей, разделенных государственными границами.

Слайд 9Условия национальной интеграции по Н. Макиавелли
1) «Сильный лидер».
2) «Сильная армия».
3) «Единые

символы».
4) «Психологическое единство».

Слайд 10Жан Боден (1520 - 1596)
Одним из первых обосновал понятие суверенитета -

отношения господства и подчинения, связывающее монарха с подданными.

Слайд 112. Развитие этнополитических идей в XIX - первой половине XX вв.


Слайд 12Эволюционизм

Диффузионизм

Функционализм


Слайд 13Ведущими исследователями были:
Герберт Спенсер
Джон Леббок
Эдуард Тайлор
Джеймс Фрэзер
Льюис Генри Морган


Слайд 14Эволюционизм
1) единство человеческого рода обуславливает единообразие развития культуры;
2) развитие носит исключительно

прогрессивный характер и имеет лишь один (однолинейный) вектор - от простого к сложному;

Слайд 15Эволюционизм
3) законы развития культурных явлений могут быть выведены путем редукции, на

основе изучения психических свойств индивида, поэтому динамика явлений общественного строя и культуры имела в рамках этой концепции только психологическое обоснование.

Слайд 16Диффузионизм
Распространение культурных явлений в неком географическом ареале, от культур «доноров» к

культурам «реципиентам», посредством различных видов контактов между представителями этнических общностей, а именно: миграций, торговли, завоеваний, путешествий, брачных отношений и др.

Слайд 17Ведущими исследователями были:
Ф. Ратцель
Л. Фробениус
В. Виндельбанд
Г. Риккерт


Слайд 18Диффузионизм не опроверг основного положения эволюционистов, а только их дополнил. Только

рассматриваемые вместе эволюционистские и диффузионистские воззрения позволяют в некоторых, пусть в весьма размытых очертаниях, представить себе картину развития этнической культуры. Эволюционизм сделал попытку описать внутренние (эндогенные) факторы ее развития, а диффузионизм - внешние (экзогенные).

Слайд 19Функционализм
Устойчивость культурных традиций, в т.ч. этнических, определяется их включенностью в функционирование

конкретного общества и напрямую зависит от формируемой им системы потребностей и интересов людей. Изменения потребностей и интересов определяют и динамику ценностей.

Слайд 20Ведущим исследователем был:

Бронислав Малиновский


Слайд 213. Этнополитические концепции постколониальной эпохи.


Слайд 22Современные концепции этнополитологии:

Примордиализм
Конструктивизм
Инструментализм


Слайд 23Примордиализм -
Рассматривает этнические общности как естественно сложившиеся группы, основанные прежде

всего на «кровных связях».

Слайд 25Биосоциальное направление
Некоторые исследователи делают акцент на жесткой детерминированности этничности географическими и

биологическими факторами, что предполагает слабую изменчивость этого феномена. Из этого подвида примордиализма непосредственно вырастают расистские теории (от Ж. Габино до А. Розенберга).

Слайд 26Социально-историческое направление
П. ван ден Берг - этнос - это социально-историческое явление,

выросшее из родоплеменных общностей.

Слайд 27Конструктивизм
Последователи этого научного направления полагают, что этничность и нации, как и

многие другие формы социальной реальности, воспринимаемые большинством людей как внешняя данность, на самом деле сконструированы людьми.

Слайд 28Ведущими исследователями являются:
В России:
В.А. Тишков
М.Н. Губогло
Л.М. Дробижева
За рубежом:
К. Поппер
Т. Эриксен
Ф. Барт


Слайд 29Инструментализм
Существование этнических общностей объясняется с позиций социологического функционализма: этнические группы существуют

и служат определенным целям, соответствуют конкретным целям, создавая определенный психологический комфорт для человека.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика