Слайд 1 Курс по выбору
русский язык
«Речевой этикет»
9 класс
Позднякова
Людмила Анатольевна
Слайд 2Основные задачи курса:
Познакомиться с историей русского речевого этикета;
Уметь употреблять этикетные формулы
в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, приглашения, поздравления , извинения, отказа, благодарности и т.д.;
На основе наблюдений над речевыми особенностями человека уметь выявить и некоторые черты его характера.
Слайд 3Ожидаемые результаты обучения:
учащиеся должны усвоить, что в общении очень важны вежливость
и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере;
иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете, а также некоторых особенностях речевого этикета других народов;
знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;
Слайд 4
уметь вести разговор, убеждать собеседника в чём-либо, тактично отстаивая свою правоту;
владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;
иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;
уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях;
уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами.
Слайд 5
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Для чего нужны правила речевого этикета. Этикетные слова. Понятие
речевой ситуации. Вежливость и этикет. (1 час)
2.Из истории русского этикета. “Домострой” (16 век). “Юности честное зерцало” (1717г.) Дореволюционные этикетные формулы. Речевой этикет в советское время. (1 час)
Слайд 6
3.Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях. Ситуация знакомства. Как обращаться
к собеседнику. Ты и вы. Беседа. Телефонные разговоры. Письма. Вежливость в семье, на улице, в общественных местах, в рабочем коллективе.
4.Умение спорить. Спорим или ссоримся? Части спора. Спор со взрослыми.
5.Роль интонации в речевом общении.