Слайд 1Круглый стол
для педагогов-наставников участников регионального этапа ВОШ по химии
г.
Ноябрьск, 2015.
Слайд 2По теме:
Одаренные дети и особенности педагогической работы
с ними
Слайд 3“Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться.”
А. Экзюпери
Слайд 4“Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к
себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод”.
В. А. Сухомлинский
Слайд 5Одно из главных направлений работы школы–создание условий для оптимального развития одаренных
детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Слайд 6Одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет
возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Слайд 7Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 8Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в
его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Слайд 9Для максимального успеха, деятельность по сопровождению развития одаренного ребенка должна иметь
комплексный характер и включать в себя:
методическое сопровождение;
медико-социальное сопровождение;
психолого-педагогическую диагностику;
воспитательную работу;
и работу с родителями.
Слайд 10Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком — индивидуальный образовательный
маршрут. Учителю-предметнику в работе необходимо составить план занятий с ребенком, определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам, выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Слайд 11На каждого ребенка необходимо также составить индивидуальную карту поурочного самоконтроля, что
позволит:
ученику непосредственно самому выявлять свои ошибки, пробелы знаний тут же по результатам проверяемого материала — он сам контролер своих знаний;
учителю детально видеть деятельность, успехи и неудачи ученика на каждом уроке;
родителям иметь полное представление об уровне подготовки своего ребенка по всем разделам программы.
Слайд 12Кроме того, для максимального учета личностных особенностей ребенка в обучении идеальным
является индивидуальное обучение. Предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом — разработать индивидуальные учебные планы и программы для каждого ученика, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Слайд 13В условиях профессионально осуществленной
педагогической поддержки можно представить модель
личности одаренного
ребенка. Эта личность:
здоровая физически, духовно-нравственно и социально;
способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность;
проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
способная осуществить самостоятельную деятельность;
обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
Слайд 14В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
возведение ребенка на
пьедестал, подчеркивания его особых прав;
с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.
Слайд 15Таким образом, под педагогической работой с одаренными детьми следует понимать систему
педагогической деятельности, раскрывающую личностный потенциал человека, включающую помощь школьникам, преподавателям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей (проблем).
Слайд 16Работа с ОД диктует определенные требования к личности педагога:
желание работать нестандартно;
поисковая
активность, любознательность;
знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
готовность педагога к работе с одаренными детьми.