Слайд 1Критерии урока здоровьесберегающей направленности
Подготовила: учитель русского языка и литературы Емельянова Наталья
Анатольевна
Слайд 2
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Вступление
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей.
Решение этой проблемы зависит от внедрения в школе здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Слайд 4Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
1.Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за
период обучения в школе.
2.Сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 5Важная составная часть здоровьесберегающей работы -это рациональная организация урока.
Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
-Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
-Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
-Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п
Слайд 6
Здоровьесберегающее обучение направлено на
-обеспечение психического здоровья учащихся.
Достигается через
-учет особенностей класса (изучение и понимание человека);
-создание благоприятного психологического фона на уроке;
-использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
-создание условий для самовыражения учащихся;
-инициацию разнообразных видов деятельности;
-предупреждение гиподинамии.
Приводит к
-предотвращению усталости и утомляемости;
-повышению мотивации к учебной деятельности;
-прирост учебных достижений
Слайд 7Критерии здоровьесбережения на уроке
Обстановка и гигиенические условия в классе
Температура и свежесть
воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности
Продолжительность деятельности – 7-10 минут. Потом рекомендуется сменить деятельность.
Слайд 8Критерии здоровьесбережения на уроке
Чередование видов преподавания
Наличие и место методов, способствующих активизации
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки.
Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.
Поза учащегося, чередование позы
Слайд 9Критерии здоровьесбережения на уроке
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов
оздоровления
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке
Психологический климат на уроке
Эмоциональные разрядки на уроке
Момент наступления утомления и снижения учебной активности
Темп окончания урока
Слайд 10
Использования здоровьесберегающих технологий в процессе урока (русского языка,литературы)
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Снятие эмоционального напряжения)
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Слайд 11Профилактика переутомления учащихся на уроках
повысить умственную работоспособность и сократить период адаптации
к содержанию материала в начале урока;
выбрать оптимальный ритм и темп урока;
эмоциональность, артистизм педагога;
исключить шумовое раздражение на уроке;
использовать приемы поощрения, подбадривания учащихся;
проводить смену деятельности, практиковать нестандартные уроки;
использовать основные психолого-педагогические методы преподавания: внушение, погружение, ритмическую стимуляцию органов чувств идр.
проводить динамические паузы;
заканчивать урок за 1-2 минуты до звонка;
не задерживать учащихся на перемену.
Слайд 16Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:
во-первых,
внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.
Слайд 17
Выводы:
Важнейшим критерием оценки качества образования является состояние здоровья учащихся; для создания
здоровьесберегающей образовательной среды необходим системный комплексный подход, учитывающий все аспекты образовательной деятельности; для построения реальной здоровьесберегающей образовательной среды необходимо активное взаимодействие учащихся, учителей, родителей, представителей местного сообщества с учетом интересов всех заинтересованных сторон.