КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОРОМЫ презентация

Содержание

Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода».

Слайд 1КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОРОМЫ


Слайд 2 Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода».


Слайд 3 В старину Русь-матушка была крестьянской, деревенской, деревянной. Из дерева были дома,

мосты, колодцы,..

Слайд 4…мельницы и амбары,..


Слайд 5…церкви и колокольни.


Слайд 6Весь хозяйственный и домашний обиход был из дерева: соха, борона, телега,

сани, лодки, рыбацкие и торговые суда (корабли), ткацкий станок,..

Слайд 7мебель, посуда, бочки, корыто, корзины, даже обувь (лапти, сплетенные из лыка

– молодого волокнистого подкорья деревьев).


Слайд 8Из дерева была и колыбель для младенца, и крест на могиле

предка.

Слайд 9
Каждый крестьянин мог точить посуду, резать ложки, ладить сани, плести лапти

и заплечные короба. Делом чести для каждого мужчины считалось обставить собственный дом. А некоторые и дом себе строили своими руками. Древоделы, работники деревянных строений и поделок, величались плотниками.

Слайд 10 В сильных и умелых руках мастера-плотника всегда был хороший топор. Топором

вырубали место для поселения. Рубили деревья для строительства. Лучшим для строительства считалась сосна. Она смолистая, дождей и снега боится меньше других деревьев, а значит и дольше не загнивает, не трухлявится. Очень прочен дуб. И елка смолистая. Ее заготавливали для кровель. Отбирать лес для построек старались зимой, после сильных морозов. Морозы выжимают из деревьев больше влаги, чем летняя жара, в это время они самые сухие.

Как же это происходило? Ходил по лесу человек с большой деревянной дубинкой в руках, останавливался у прямых высоких сосен без сучков снизу, оглядывал их, задрав голову и придерживая шапку. Ударял дубинкой по стволу и прислушивался. Если сосна отозвалась звонким гулом, человек вынимал из-за пояса топор и делал на ней зарубку. И на другой делал. На третьей. А на тех деревьях, которые отзывались на удары дубинкой глухо, зарубок не ставили – эти сосны были больны, с гнильцой внутри, в дело не годились. Помеченные зарубкой деревья рубили, срубали с них сучья и везли на место стройки.


Слайд 11 Там ранней весной соскабливали кору, бревна по особому складывали и еще

долго-долго сушили. Только на следующий или даже на третий год их пускали в дело.
В одиночку и вдвоем ставить дом было и сложно и тяжело. Чтобы осилить такое великое дело, требовалось не менее четырех-пяти человек. Только сообща и работали, и назывались такие компании артелью. Артелью работают плотники и в наши дни. Каждый в артели знает свое дело. Она живет по правилу: один за всех, и все за одного.
Артель избирает старшего – самого опытного в плотницком мастерстве и житейских делах. Его уважают и слушаются.

Чем лучше работала артель, тем больше был на нее спрос, тем чаще ее приглашали в другие деревни и города. Ведь стоило тайно оплошать одному, как спустя год-два выстроенный дом мог покоситься, крыльцо могло завалиться, дверь заскрипеть. Тайное становилось явным, и дурная молва обо всей артели шла.


Слайд 12 Любая постройка из дерева начиналась точно так же, как вы когда-то

складывали колодцы и прямоугольники из спичек или палочек деревянного конструктора. Только дома складывались из огромных бревен с пазами понизу, чтобы каждое следующее очень плотно ложилось на нижнее. На концах бревен делались особые вырубки, чтобы они намертво сцеплялись друг с другом. Вся эта работа называлась «вязать сруб», т.е. связывать прямоугольник. Сруб – основа любого строения на Руси.
Вязали срубы лишь летом, по теплу. Первый основой ряд – венец сруба укладывали из самых мощных бревен. По углам эти бревна опирались или на большущие камни или на могучие дубовые пни.

Слайд 13 Никаких гвоздей русские плотники никогда не использовали, но ни шелохнуть, ни

двинуть ни одного бревнышка в настоящем срубе невозможно. Интересно, что пилы у русских мастеров были, но концы бревен они не пилили, а обрубали топорами. Иностранцы в старину смеялись: вот, мол, русские не понимают, что пилой работать во много раз легче. А наши на это только хитро улыбались: «Пилой-то оно, конечно, быстрей, да вот только рвет она дерево, рыхлит его, и под нашими обильными снегами да дождями такой конец быстрее отсыреет, загниет. А топором хоть и труднее, зато он будто кует сосну, уплотняет ее – и дождь и снег ей уже нипочем и сто и двести лет».

Виды рубки стен в старину:


Слайд 14На выведенный до верха сруб на последний его венец поднимали и

укладывали поперек со стены на стену матицу – мощную балку, к которой крепили потолок. Как только она ложилась намертво, к ней привязывали в середине лыком овчинную шубу. Хозяин ставил в переднем углу зеленую веточку березы и икону, зажигал перед ней свечку. Затем на верхний венец взбирался самый ловкий и легкий из плотников и обходил его весь, рассеивая по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяева же в это время молились в свежем срубе перед иконой. Наконец плотник-севец вступал на матицу и обрубал топором лыко, державшее овчинную шубу, которую внизу подхватывали все присутствующие. И вынимали из ее карманов, заранее положенные туда хлеб, соль, кусок жареного мяса, кочанчик капусты и в стеклянной посудине вино. Все это торжественно выпивалось и съедалось, и к этому добавляли другие обильные угощения.
Почему же люди устраивали торжество, когда работа еще не закончена? Что это значило?
Такое событие было добрым пожеланием хозяевам, чтобы в новом доме в будущем всегда было тепло, как тепла овечья шуба, и всегда был достаток, чтобы хлеба насущного хватало всем домочадцам, чтобы все были здоровы, как зеленая ветка березы, и с ними был Бог, Его помощь в каждом деле, каждом событии, в печали и радости!

Слайд 15Поставлены стены, пришла пора настилать крышу, покрывать ее еловой щепой или

фигурными дощечками, наподобие черепицы, которые называли лемехом. Потом доделывали окна, лестницы, полы и потолки, пристраивали крыльцо. Издавна старались, чтобы дом был не только крепкий и удобный, но еще и красивый.

Слайд 16 Переднюю сторону дома называли – лицом. Окна – очами. Узоры вокруг

окон – наличниками, то есть украшающими лицо. Действительно, очень красивы и резные ставни, и нарядные наличники. Выступ над окнами – лобная доска. То, что над ней – чело, так в старину называли лоб. Украшения вокруг – очелье. Украшения углов – причелины. Таким образом, русские люди избу очеловечивали, считали живой. Деревянный дом и в наши дни считают живым: в нем легче дышится, кажется, что и он дышит.

Слайд 17Конек на доме в деревне Михайловское. Вологодская область. XIX век.
На кровлю

совсем готового дома водружали деревянного конька, то есть завершали стройку. В далекой-далекой древности главным божеством на Руси было солнце: оно приносит свет и тепло, дает всему жизнь. Люди считали, что по небу солнце ездит на конях или коне, а иногда и принимает его облик. И верили, что если нарисовать или вырезать солнечный круг из дерева, или нарисовать или вырезать из дерева коня (символ добра и счастья) и поместить их на самую макушку дома – над ним всегда будет солнце.

Слайд 18Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика