Слайд 1Крепостное право и рабство..
Россия и Америка?
Возможно ли социальное равенство?
Слайд 2Творческие группы
Интервьюеры – проведение социологических опросов
Библиографы – работа с литературой, источниками
Информаторы
– поиск информации в интернете
Аналитики – сбор и анализ данных
Слайд 3Интервьюеры
Разработать вопросы для разных возрастных групп, которые помогут выяснить понимание терминов
«Рабство» и «Крепостное право»
Провести опрос в разных возрастных фокус-группах
Разместить вопросы в сети интернет и провести дистанционный опрос.
Слайд 4Библиографы
Используя различные типы источников найти ответы на вопросы:
Как относились к крепостному
праву: в высших слоях Российского общества, в Европе, сами крепостные?;
Как относились у рабству: на севере и юге Америки, в Европе, рабовладельцы, рабы?;
Почему именно в XIX веке началась активная борьба за отмену крепостничества и рабства?
Известны ли ещё истории примеры ущемления экономических и гражданских прав населения, занимающегося с/х трудом.
Слайд 5Информаторы
Поиск информации в глобальной сети по проблеме: существует ли сегодня социальное
и гражданское равенство между людьми на разных континентах и в разных странах?
Слайд 6Аналитики
Собрать информацию в группах
Выделить точки соприкосновения проблем равенства и неравенства В
России и Америке второй половины XIX века и сегодня.
Слайд 7РАВЕНСТВО И НЕРАВЕНСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выполнил: Шадринцев Владислав, 8 «А» класс
Слайд 8"Свобода, равенство, братство".
Изначальным и основным принципом современной социальной борьбы считается
один из триады принципов либерализма Великой Французской революции
"Свобода, равенство, братство".
В чем же заключалась потребность борьбы за равенство?
Сама иерархическая природа общества и государства исключала равенство людей в доходах, в положении и пр.
Консерваторы и реакционеры всегда пытались утрировать равенство, представить его невозможным.
Но за равенство, в частности в политических правах, как раз таки первыми стали бороться представители правящего класса.
Слайд 9Рабство и крепостничество
Традиция отождествления американского раба и русского крепостного восходит к
ХVIII в.
А.Н.Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» назвал крепостных рабами.
А.С.Пушкин‚ доказывал‚ что крестьянина нельзя считать рабом.
Американский историк П.Колчин посвятил фундаментальное исследование двум формам несвободного труда, утверждая, что со второй половины ХVIII в. крепостное право превратилось в разновидность рабства.
Слайд 10Рабство и крепостничество
У американского раба и крепостного действительно можно обнаружить немало
сходства: личная зависимость‚ отсутствие собственности‚ бесправие. Они одинаково не распоряжались своей жизнью‚ их продавали‚ разъединяли с семьями; контролировалась личная жизнь.
Принудительный труд воспитывал отношение к работе как к проклятью. Её ненавидели‚ всячески старались избежать. Для рабов и крепостных свойственно пассивное каждодневное сопротивление в форме лживости‚ лени и воровства.
Слайд 11Рабство и крепостничество
Труд по принуждению характеризуется низкой производительностью‚ незаинтересованностью работника в
результатах.
В России существовало выражение «работать‚ как на барщине» — без охоты‚ лениво. В пореформенное время мужики-хуторяне и немцы Поволжья отказывались нанимать бывших помещичьих крестьян‚ поскольку те не привыкли к интенсивной работе, говоря: «Вы у нас не выдержите».
Принудительный труд предполагает использование примитивных орудий‚ ни раб ни крепостной не станут их совершенствовать. В обоих институтах существовал целый комплекс мер понуждения и наказания.
Слайд 12Есть сходные признаки у двух обществ, российского и американского Юга. Оба
аграрные, с крупным землевладением‚ резкой социальной поляризацией; для них характерна кастовость, принявшая в России форму сословности‚ высокая концентрация богатства. В 1857 г. 22‚5% дворян‚ имевших 100 и более душ‚ владели 80‚8% всех крепостных. На Юге перед Гражданской войной у плантаторов (владельцев 20 и более рабов)‚ составлявших 12% рабовладельцев‚ — половина всех рабов.
Слайд 13Различно происхождение двух институтов. Рабство вызвано дефицитом рабочих рук в английских
колониях. На Юге плантационные культуры с круглогодичным сельскохозяйственным циклом требовали постоянной рабочей силы‚ поэтому колонистам пришлось обратиться к опыту испанцев, начавших использовать рабов на сто лет раньше. В России прикрепление крестьян к земле происходило в период становления централизованного государства и являлось частью процесса подчинения всех слоёв населения, что диктовалось в первую очередь нуждой государства в пополнении казны для содержания армии, ведения войн. Крепостное право — государственный институт‚ система принудительного труда в несвободном обществе‚ где все жители — «слуги государевы».
Слайд 14Существенно отличался статус крепостного и раба. Крепостной крестьянин имел свой дом‚
орудия труда‚ участок земли‚ где самостоятельно хозяйничал, хотя его надел находился в пользовании‚ а не собственности. Он, в отличие от раба‚ работал на помещика 3—4 дня в неделю‚ остальное время на себя. За крестьянином‚ наконец‚ стояла община‚ помогавшая в трудную минуту. Крепостной более независим в своих действиях‚ чем раб‚ получавший всё от хозяина. В крупных плантациях даже дети воспитывались вместе в своеобразном детском саду‚ чтобы не отвлекать женщин от работы‚ а пищу часто готовили для всех рабов.
Слайд 15До сих пор в сознании россиян сохраняются черты‚ воспитанные крепостничеством‚ —
неуважение к личности‚ своей и чужой‚ закону‚ привычка к покровительству‚ происходящие от отсутствия опыта частной собственности и свободного труда. Остаётся в силе русская пословица «от трудов праведных не наживёшь палат каменных». Общество бывших крепостных не может быстро превратиться в гражданское. Ему ещё долго придётся преодолевать последствия крепостничества‚ «выдавливать из себя раба»‚ по выражению А.П.Чехова.