Слайд 1«Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения учащихся средней школы по предметам естественно-научного
цикла»
Концептуальные основы,
структура и содержание
Федерального государственного образовательного стандарта
общего образования
Слайд 2Зафиксированы в:
Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
(одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36);
Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р);
Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2009-2012 годы;
Федеральной целевой программе развития образования;
Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
Приоритеты образовательной политики
Слайд 3
Основная цель российского образования
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного,
творческого,
инициативного, компетентного гражданина России
Слайд 4Образование должно обеспечить:
Формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных,
обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей
Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции
Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса
Укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав граждан
Стратегия 2020
Слайд 5
Стандарт как социальная конвенциональная норма,
реализующая общественный договор
Слайд 6«Наша новая школа»
Основные направления инициативы:
Переход на новые образовательные стандарты
Развитие системы поддержки
талантливых детей
Развитие учительского потенциала
Изменение инфраструктуры школьной сети
Сохранение и укрепление здоровья школьников
Расширение самостоятельности школ
Слайд 7
Переход на новые образовательные стандарты
От стандартов, содержащих подробный перечень тем по
каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов
Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора
Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость
Слайд 8
Переход на новые образовательные стандарты (2)
Результат образования – это не только
знания, но и умение применять их в повседневной жизни.
В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности
Слайд 9Порядок утверждения стандартов
Утвержден Постановлением Правительства от 24.02.2009 г. N 142 «О
правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»
проект ФГОС вносится в Совет при Министерстве (в том числе в инициативном порядке);
публикуется на сайте и рассылается в экспертные организации для экспертизы;
все экспертные заключения рассматриваются на Совете;
принимается решение об отклонении, направлении на доработку или принятии ФГОС;
ФГОС утверждается приказом Министерства (каждый отдельно), регистрируется в Минюсте
Слайд 10Состояние разработки и утверждения стандартов
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от
6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
ФГОС основного общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года);
ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года)
Слайд 11
Последовательность введения ФГОС
Слайд 13Определяет:
Систему базовых национальных ценностей.
Современный национальный воспитательный идеал.
Цель и задачи духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
Слайд 14Базовые национальные
ценности российского общества
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество
Слайд 15Базовые национальные
ценности российского общества (2)
Патриотизм – любовь к России; к
своему народу; к своей малой родине; служение Отечеству
Социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство
Гражданственность – служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода совести и вероисповедания
Слайд 16Базовые национальные
ценности российского общества (3)
Семья - любовь и верность, здоровье,
достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении семьи
Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость
Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира
Традиционные религии России – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога
Слайд 17Базовые национальные
ценности российского общества (4)
Искусство и литература – красота, гармония,
духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие
Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание
Человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество
Слайд 18Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России
Слайд 19Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников
Формирование у учащихся:
Личностной культуры
Семейной культуры
Социальной
культуры
Слайд 20Личностная культура
Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла
своей жизни, индивидуально-ответственному поведению
Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки
Слайд 21Личностная культура (2)
Способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за
их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата
Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм
Осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности
Слайд 22Семейная культура
Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к
народу, Отечеству
Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших
Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
Слайд 23Социальная культура
Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных
и нравственных ценностей
Вера в Россию. Забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия
Готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи
Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности
Способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию
Слайд 25Фиксирует:
Систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования
Систему основных понятий,
относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании
Систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Слайд 26Формирование универсальных учебных действий, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения
жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.
Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Системно - деятельностный подход
Слайд 28новый формат стандарта (рамочный документ);
новое содержание стандарта (совокупность требований);
расширение функций и
пользователей стандарта;
новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)
Основные характеристики нового стандарта
Слайд 29Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
структуре основных образовательных
программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
результатам освоения основных образовательных программ.
Закон «Об образовании» Статья 7. ФГОС
Слайд 30
Стандарт как совокупность требований
Слайд 31Зафиксированы требования к:
личностным результам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности);
Требования к результатам ООП
Слайд 32Зафиксированы требования к:
метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
Требования к результатам ООП
Слайд 33Зафиксированы требования к:
предметным результатам, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира
Требования к результатам ООП (2)
Слайд 34Требования к результатам ООП (3)
Слайд 35Зафиксированы требования к:
количеству и наименованию разделов (всего-13), в том числе к
учебному плану общеобразовательного учреждения;
минимальному и максимальному количеству учебных часов за 5 лет (5 320 - 5 845 часов);
содержанию каждого из разделов;
соотношению частей основной общеобразовательной программы (75/25%);
организации внеурочной деятельности
Требования к структуре ООП
Слайд 37кадровым (укомплектованность, уровень квалификации, аттестация, повышение квалификации и переподготовка);
материально-техническим (сформулированы требования
к информационной среде образовательного учреждения);
учебно-методическим и информационным (учебники, ЭОР, учебные пособия);
финансовым (нормативное подушевое финансирование; новая система оплаты труда)
Требования к условиям реализации ООП
Слайд 38
От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для
изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов
Переход на новые стандарты
Слайд 39В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая
формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия
Переход на новые стандарты (2)
Слайд 40Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но
и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов
Переход на новые стандарты (3)
Слайд 41http://standart.edu.ru/ - сайт Федерального государственного образовательного стандарта
http://fgos.isiorao.ru/index.php - сайт Федеральные государственные
образовательные стандарты
http://mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru/ - Российское образование. Федеральный портал.
Список источников
Слайд 42http://www.ict.edu.ru/ - портал Информационные и коммуникационные технологии в образовании
http://www.vestnik.edu.ru – журнал
«Вестник образования»
http://www.eurekanet.ru/ - инновационная образовательная сеть «Эврика»
www.edubank.perm.ru – единый банк образовательных программ
Список источников
Слайд 43«Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения учащихся средней школы по предметам естественно-научного
цикла»
Концептуальные основы,
структура и содержание
Федерального государственного образовательного стандарта
общего образования