Слайд 1«Концепция и опыт создания комплексного
информационно-библиотечного центра школы»
Реальный и виртуальный музей
«КОРАБЛИ И КАПИТАНЫ»
ГОУ №2
Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2009 год
Слайд 2
Стаж библиотечной работы
в образовательных учреждениях – 5 лет,
в данной
школе – 1, 5 года.
Образование – высшее библиотечное.
Специализация: информационный менеджмент.
Руководитель КИБЦ – заведующая
Алиса Николаевна Старовойтова
Имеет более 12 публикаций, в том числе соавторство в 3 книгах.
Слайд 3 Основные данные о КИБЦ:
Общий фонд – 35600 единиц хранения.
Выделены:
Фонд редкой книги,
Активный фонд,
Пассивный фонд,
Фонд учебной литературы,
Медиа фонд.
В КИБЦ имеются:
Электронный каталог детской литературы (около 5000 названий);
Библиографическая База данных для учащихся «Маринистка» (около 600 названий книг, включая издания для детей с 19 века);
Библиографическая База данных по краеведческой и музейной работе с детьми (около 450 названий книг и статей)
Слайд 6Цель создания КИБЦ:
Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс гимназии.
Работа над созданием КИБЦ начиналась с разработки концепции
«Комплексного информационно-библиотечного центра»
в рамках проекта
«Библиотека/медиатека гимназии (21век)»
Фонда Поддержи Образования, города Санкт-Петербурга.
Слайд 7Что получат читатели:
Получат свободный доступ ко всем информационным ресурсам не только
библиотеки своей школы, но и всех других, входящих в корпоративный проект;
Получат свободный доступ ко всем информационным ресурсам библиотек внегимназического библиотечного сообщества;
Получат навыки и умения работы с информационными системами библиотек вузов России.
Слайд 8Что получат библиотекари других образовательных учреждений
от создания КИБЦ:
Облегчение доступа пользователей,
в том числе и библиотек, к непрерывно растущим ресурсам знаний во всех областях науки, техники, литературы и образования;
Развитие форм и методов библиотечного обслуживания, видов и качества предоставляемых библиотечных услуг;
Сокращение стоимости и времени библиографической обработки литературы в результате исключения, или, по крайней мере, резкого сокращения дублирования работ;
Обеспечение высокого качества обработки документов для реализации быстрого и эффективного поиска в объединённых базах данных корпоративной сети гимназических библиотек по критериям “полнота” и “точность”.
Слайд 9Что получит администрация ГОУ СОШ №2
при создании КИБЦ:
Повышение конкурентоспособности школы
на рынке образовательных услуг;
Возможность привлечения средств организаций, коммерческих фирм и физических лиц для инвестиции деятельности и развития гимназических библиотек, в частности, путём оказания им услуг, связанных с рекламированием их продукции и услуг и т.д.
Слайд 10Создание модельного
«Комплексного информационно-библиотечного центра» (КИБЦ) способствует развитию межпредметной и надпредметной
работы всех участников образовательного процесса.
Слайд 11Реальный и виртуальный музей
«КОРАБЛИ И КАПИТАНЫ»
Школьный музей имеет учебно-педагогическое
назначение.
Являясь результатом совместного коллективного труда учителей и учащихся, музей своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательной работы в школе.
Цели и задачи школьного музея
имеют сходство с государственными музеями, но и обладают своими, специфическими особенностями.
Сама организация музея является одной из форм проявления самостоятельности и инициативы учащихся.
Слайд 12Музей как «ядро» надпредметной и межпредметной деятельности КИБЦ:
Профиль музея «Корабли и
капитаны»
избран в соответствии с профилем школы и с учетом интересов учителей и учащихся, при этом, также, предусматривается выход на краеведческую и музейную деятельность.
Непосредственное изучение реальной действительности, а также изучение описаний действительности в познавательной, справочной, художественной литературе, в среде разнообразных информационно-образовательных ресурсов, в том числе - в среде Интернет –
формирует у учащихся научное мировоззрение.
Слайд 13Деятельность учащихся в интересах создания и развития музея стимулирует учащихся к:
свободному
чтению;
поиску, анализу, переработке информации;
созданию новой информации, т.е. практически повышает уровень информационной компетентности учащихся
и степень использования ими ресурсов и сервисов КИБЦ.
Деятельность учащихся в интересах создания и развития музея способствует как удовлетворению, так и развитию их информационных потребностей в области естествознания, истории, культуры и искусства - развивает присущую детям потребность исследования, познания, укрепляет их интерес к науке, что является важным условием успеваемости в обучении.
Слайд 14Структура музея включает в себя:
традиционные и виртуальные, постоянные и временные
экспозиции.
Историческая часть музея посвящается истории отечественного и голландского флота от глубины веков до наших дней. Голландия выбрана не случайно. Школа имеет соглашение о совместной деятельности с одной из школ Голландии, в рамках которого, происходят обмены группами учащихся и учителей. Кроме того, было учтен и тот факт, что основатель российского флота - Петр I - обучался на верфях Голландии.
Слайд 15
Важной частью музея является экспозиция, посвященная
памяти героя-подводника Олега Аванесова,
который учился в ГОУ СОШ №2.
Экспозиция состоит из материалов о подводной лодке «Комсомолец» и личных фотографий и вещей, переданных музею родителями подводника.
Третий блок музея ориентирован на музейную, краеведческую и иную самостоятельную познавательную деятельность учащихся 5-8 классов.
Цикл сменных выставок, основанных на фактографических сведениях из художественных произведений, имеющих различный читательский адрес.
Слайд 16
Четвертый блок музея ориентированный на музейную, краеведческую и иную
самостоятельную познавательную деятельность учащихся начальной школы.
Вся работа ведется на межпредметном уровне и завершается выставками иллюстраций и поделок учащихся, разработкой (совместно с родителями и учителями) виртуальных экскурсий.
Слайд 17
ПЕТР I
Постоянная краеведческая экспозиция
История Российского Флота 17-18 веков
История Российского
19-го — начала 20-го века
Цикл временных книжно-иллюстративных экспозиций, обновляющихся за счет материалов Центральной военно-морской библиотеки
История Голландского Флота от средник веков до наших
История Голландского Флота от средник веков до наших
Постоянные экспозиции, обновляющиеся за счет поисковой деятельности школьников и материалов, представленных голландской стороной
Первый блок музея:
«История флота »
Слайд 18
Временная мемориальная экспозиция корабли – музеи: Ледокол «Красин»
Временная мемориальная
экспозиция корабли – музеи: Подводная лодка
«Ленинский комсомол»
Временные виртуальные выставки по теме
«Корабли-музеи», разработанные учащимися с участием учителей информатики в процессе изучения курсов истории и географии, а также в рамках деятельности школьного пресс-центра
Постоянная мемориальная экспозиция памяти героя-подводника Антона Аванесова и подводной лодке «Комсомолец»
Цикл временных книжно-иллюстративных экспозиций, посвященных современному Флоту России обновляющихся за счет материалов Центральной военно-морской библиотеки
Второй блок музея:
«Современный военно-морской флот России»
Слайд 19Шхуна-бриг "Пилигрим"
Жюль Верн
Герои романа "Плавающий город" путешествуют из Ливерпуля в Нью-Йорк
на гигантском судне, настоящем шедевре кораблестроения XIX века, в каютах которого можно разместить до 4000 пассажиров.
Каверин
«Два капитана»
«Бороться и искать, найти и не сдаваться»
Работа над экспозицией
предполагает изучение
Северного морского пути,
истории
географических открытий
отечественных и
зарубежных ученых и
Мореплавателей
Шхуна «Мария»
Яхта «Дункан»
Дети капитана Гранта
Жюль Верн
Работа над экспозицией предполагает изучение
географии, ботаники, зоологии. А также - работу учащихся начальной школы по созданию иллюстраций, поделок и т.п., всего, что может иллюстрировать флору и фауну, описанную в романе.
Третий блок музея:
«Капитаны книжных морей»
Слайд 20Четвертый блок музея:
«Мой любимый капитан»
Кроме постоянных и временных экспозиций
, представляющих результаты изучения школьниками художественных произведений с надпредметных позиций – данный блок музея содержит виртуальные галереи и выставки. Создание названных выше галерей и выставок работ учащихся может быть предметом соревновательной деятельности между классами или малыми группами в классах, а также поводом для привлечения родительской общественности к внеклассной познавательной и творческой деятельности школьников, проблемам создания коллектива в классе.
4 класс
В. Крапивин
Слайд 21Заключение:
Создание КИБЦ — один из путей повышения качества школьного образования.
Эффективность деятельности
КИБЦ заключается в том, что центр трансформируется из хранилища ресурсов в «ворота доступа» к ним.
КИБЦ, включающий музейную составляющую, является базой для развития межпредметной деятельности, и, следовательно, оказывает влияние на развитие познавательных интересов учащихся.
Музейная составляющая центра — может быть использована для привлечения в библиотеку КИБЦ нечитающих школьников и служить одним из инструментов приобщения их к чтению.
Слайд 22Заключение:
Создание в КИБЦ условий для полноценной НИР-библиотечного обслуживания учителей-предметников послужит не
только созданию положительного имиджа центра, но и повышению качества образования.
Включение КИБЦ в корпоративную библиотечную сеть образовательных учреждений является новым этапом в информатизации библиотек, т.к. работа в корпорации требует прозрачности, соблюдения правил, эффективности.
Функционирование КИБЦ в условиях школы предполагает систематическую работу по повышению уровня информационной культуры всех групп читателей.