Слайд 1Концепция ГОУО СПб в контексте государственной политики РФ в сфере общего
образования
Федеральная стажировочная площадка
Волков В.Н., к пед.н., доцент СПб АППО
Ноябрь 2011 года
Слайд 2Законодательство РФ и проекты развития системы образования о ГОУО
Слайд 3Основания ГОУ в образовании
Федеральное
законодательство:
Закон РФ «Об образовании»,
Национальная доктрина
образования (2000),
Приоритетные направления развития российского образования (2004)
Программы и проекты
развития общего
образования:
ПНПО (2006),
КПМО (2006),
НОИ «Наша новая школа» (2010)
ФЦПРО на 2011-2015 годы (2010)
Слайд 4Принципы государственной политики РФ в сфере образования
гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
единство образовательного пространства;
общедоступность, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
светский характер;
свобода и плюрализм;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием
Слайд 5Идея оценки качества образования
публичная отчетность ОУ;
объективная оценка индивидуальных достижений как основы
перехода к следующему уровню образования;
участие потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования;
общественно-профессиональная аттестация и аккредитация;
системы оплаты труда в ориентации на качество
Слайд 6
ПНП «Образование»
Выявление и поддержка «точек роста»;
обеспечение доступности, выравнивание условий для получения
качественного образования;
внедрение новых управленческих механизмов в сфере образования (через привлечение общественности);
изменение механизмов финансирования ОУ
Слайд 7КПМО
апробация новых УМК;
привязка финансирования ОУ к системе подушевого финансирования;
изменение условий работы
учителей и внедрение НСОТ;
оптимизация сети ОУ;
развитие системы оценки качества образования;
расширение общественного участия в управлении ОУ;
повышение открытости ОУ местному сообществу (Интернет, публичные доклады и др.)
Слайд 9Задачи
Основные понятия
Проблемы
Направления развития
Слайд 10Региональная нормативная база
распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга №29-р «Об организации самоуправления
и общественного контроля государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» от 05.06.2002 года;
информационное письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 04-3138/08 «О расширении общественного участия в управлении образованием и новых организационно-правовых формах образовательных учреждений» от 28.07.2008 года
распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга №143-р «Об утверждении Концепции развития ГОУО в Санкт-Петербурге» от 31.01.2011 года
Слайд 11Ожидаемые результаты
активизировать процессы институциализации гражданского общества,
построить образовательную среду с
различными формами социального и образовательного партнерства,
обеспечить развитие всего спектра форм ГОУО,
развить механизмы общественной экспертизы и расширить масштабы общественного наблюдения,
повысить эффективность взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и общества в сфере образования
Слайд 12Структура Концепции ГОУО в СПб
Общие положения
Проблемы и перспективы развития
Цели, принципы и
задачи ГОУО
Формы ГОУО
Форматы взаимодействия участников ГОУО в регионе
Комплексные механизмы по реализации Концепции
Ожидаемые результаты
Слайд 13Задачи Концепции
вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики;
повышение эффективности образовательной
политики;
удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса;
реализация прав работников ОУ, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образованием
Слайд 14ГОУО – ответственное взаимодействие в управлении образованием различных субъектов, представляющих интересы,
политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, руководители ОУ), и различных субъектов, выражающих интересы гражданского общества и населения в сфере образования
Слайд 15Направления ГОУО в регионе
Обеспечение функционирования
ОС:
участие в разработке нормативной базы системы
образования;
определение направлений расходования финансовых средств и оценка рациональности их использования;
контроль за соблюдением законодательства;
создание условий для гуманизации и гармонизации взаимоотношений участников образовательного процесса;
защита интересов системы образования
Содействие развитию ОС:
разработка проектов модернизации;
совершенствование содержания, оргструктуры, форм и методов образовательной деятельности и управления ею (изучение мнения потребителей услуг);
экспертная оценка проектов реформирования образования;
выявление резервов улучшения качества образования;
разработка, принятие и реализация мер стимулирования педагогов, обучающихся, родителей в интересах сферы образования;
поиск материальных и финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации ОС
Слайд 16Условия эффективности
Изучение ожиданий и потребностей населения в сфере образования;
разработка регламентирующих
документов;
обеспечение деятельности органов ГОУО;
подготовка методических рекомендаций и программ;
организация обучения руководителей и членов органов ГОУО;
работа со СМИ;
формирование положительной мотивации к ГОУО у руководителей ОУ, сотрудников органов управления образованием, участников образовательного процесса
Слайд 17Основные понятия ГОУО
Общественное наблюдение - участие представителей органов ГОУО, ОУ, представителей
профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в деятельности ОУ, Аккредитационной коллегии, аттестационных, конфликтных и иных комиссий.
Общественная экспертиза – механизм оценки или выявления проблем и зон развития ОУ общественными экспертами.
Орган государственно-общественного управления в сфере образования - коллегиальный орган, обеспечивающий согласованные действия исполнительных органов государственной власти, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования.
* Публичная отчетность – информация о деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием, предъявляемая в средствах массовой информации и в иной форме
Слайд 18Проблемы ГОУО в регионе
отсутствие четкого разграничения полномочий и ответственности с администрацией
ОУ и между собой;
недостаточное взаимодействие между руководством ОУ и общественными органами управления;
отсутствие реальных властных полномочий у органов общественного управления;
недостаток правовых, экономических и управленческих знаний у членов общественных структур;
недостаточная заинтересованность общественности в развитии ОС региона
Слайд 19Социальное партнерство наиболее показательно для ОУ Санкт-Петербурга, принимавших участие в ПНПО.
Большинство из таких ОУ являются открытыми институтами, сотрудничающими с организациями вне системы образования. Данные контакты расширяют ресурсную базу ОУ и позволяют реализовывать совместные проекты, направленные на повышение качества образовательного процесса и расширяющие его рамки
Социальное партнерство
Слайд 20Основные принципы ГОУО в регионе
законность;
целевая направленность деятельности субъектов ГОУО на
реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства;
свобода самодеятельности - возможность выбирать методы и средства деятельности;
сочетание государственного управления и общественного самоуправления в ОС на всех уровнях управления;
приоритетность гражданского заказа на образование как согласование запросов личности, общества и государства;
приоритетность внешней оценки качества образования;
реализация и защита прав участников образовательного процесса;
добровольность участия и самодеятельность общественности в формировании гражданских институтов ГОУО;
охват всех уровней управления;
прозрачность образовательной деятельности
Слайд 21Формы ГОУО в регионе
органы ГОУО на региональном и районном уровнях;
объединения
родительской и педагогической общественности;
детские общественные объединения;
ассоциации выпускников
и др.
Слайд 22Объекты общественного наблюдения
процедуры итоговой аттестации учащихся;
деятельность аттестационных, конфликтных и иных
комиссий;
конкурсные процедуры при проведении мероприятий в сфере образования;
организация питания и медицинского обеспечения
Слайд 23Объекты общественной экспертизы
проекты нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга
и программ развития системы образования и ОУ;
материалы конкурсов профессионального мастерства, конкурсов образовательных программ и программ развития ОУ (районов, Санкт-Петербурга);
заявки ОУ на получение дополнительной поддержки из бюджетов разных уровней;
метапредметные и надпредметные олимпиады по оценке уровня образованности, компетентности, социализации учащихся;
публичные доклады
Слайд 24Публичные отчеты/
Информационные доклады
Публичная отчетность ТОУО и ОУ в форме ежегодных информационных
докладов (публичных отчетов);
Доклад (отчет) информирует о результатах деятельности и перспективах районных ОС и ОУ; в содержании отдельный раздел отводится для ГОУО
Слайд 25Нормативная база
Институциональная поддержка
Информационная поддержка
Слайд 26Нормативная база
Создание локальных актов (в т.ч. примерных) регионального, муниципального и школьного
уровней, определяющих полномочия, относящиеся к общественному участию в образовании и общественной составляющей в управлении им, стимулирующих попечительскую и благотворительную деятельность в образовании, демократизацию отношений субъектов системы
Слайд 27Институциональная поддержка
научное и методическое сопровождение посредством использования ресурсов СПб АППО;
возобновление
программ обучения в СПб АППО общественных управляющих, руководителей и специалистов ТОУО, ИМЦ и ОУ;
организация научно-методического консультирования представителей ОУ и членов органов ГОУО со стороны СПб АППО;
разработка и апробация механизмов общественной оценки качества образовательных услуг, установление обратной связи между заказчиком образования и ОУ;
разработка и реализация трехлетнего плана мониторинга в сфере ГОУО региона;
проведение конкурсов для ОУ региона по развитию воспитательных систем, школьного ученического самоуправления и детских самодеятельных объединений
Слайд 28Информационная поддержка
Организация публикаций в региональных СМИ (телевидение, газеты и журналы);
представление материалов
на региональном портале wwwпредставление материалов на региональном портале www.представление материалов на региональном портале www.petersburgпредставление материалов на региональном портале www.petersburg-представление материалов на региональном портале www.petersburg-eduпредставление материалов на региональном портале www.petersburg-edu.представление материалов на региональном портале www.petersburg-edu.ru и официальном сайте Комитета по образованию Санкт-Петербурга;
обязательное представление ОУ Санкт-Петербурга на своих официальных сайтах информации о реализации ГОУО;
представление ОУ Санкт-Петербурга информационных докладов (публичных отчетов) местному населению и организациям-партнерам