Слайд 1Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России
Лекция С.Л.Каганович, д.филол.н.
зав.кафедрой
теории и методики
общего образования НИРО
2010 г.
Слайд 2С 2001 г. –
несколько ступеней модернизации:
1. Широкомасштабный
эксперимент=реформа (42 школы области) – апробирование новых идей и подходов.
2. Локализация и отработка основных, наиболее перспективных и актуальных направлений модернизации (в нач.школе - 4-летнее образование, безотметочная система, введение со 2 кл. информатики и ин.яз.)
3. С 2006 г. - Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), выявление и распространение опыта лидеров – школ и педагогов.
Слайд 34. С 2007 г. в рамках ПНПО - Региональный комплексный проект
модернизации образования (РКПМО).
Слайд 4На основе послания президента РФ Федеральному собранию 5.11.2008 г.) разработана
Национальная
образовательная
инициатива
«НАША НОВАЯ ШКОЛА»
(подписана президентом 21.01.2010)
Слайд 5Ключевые направления проекта
«Наша новая школа»
1. Обновление образовательных стандартов.
2. Система
поиска и поддержки талантливых детей.
3. Развитие учительского потенциала (2010 год – Год Учителя)
4. Современная школьная инфраструктура.
5. Здоровье школьников.
Слайд 6
Суть концептуальных изменений в образовании:
превращение ЗУНов из основной цели образования в
средство развития личности
переход от знаниевой к развивающей парадигме
введение понятия "ключевые компетентности" как основного результата образования
деятельностный подход в образовании, актуализация понятий «универсальные учебные действия» (УУД), «общеучебные умения»
Слайд 7
Реализация новой концепции требует новых подходов к
стандартам образования
Слайд 8Структура стандартов 2004 г.
Отражает деятельностный, компетентностный подход:
Цели
Обязательный минимум содержания
Требования
к уровню подготовки:
- знать/понимать
- уметь
- уметь использовать в…
Слайд 9Стандарты
нового поколения
см. на сайте:
www.standart.edu.ru
Слайд 10
В основе концепции
стандартов нового поколения – тот же деятельностный подход,
предполагающий развитие личности учащегося на основе освоения УУД (способов деятельности).
Слайд 11Стандарты нового поколения
Если раньше стандарты связывали только с содержанием
образования, то новые стандарты должны определять также:
требования к структуре основных образовательных программ
требования к условиям реализации основных образовательных программ
требования к результатам освоения основных образовательных программ
Слайд 12
Требования
Т
К структуре основных
образовательных программ
Т
К результатам освоения
основных
образовательных программ
Т
К условиям реализации
основных
образовательных
программ
Тр + Тс + Ту – новая формула
структуры стандартов
Слайд 13Требования к структуре основных образовательных программ:
Слайд 14
Объекты
нормирования
БОП
Программы
развития
УУД
Универс.
уч.д.
Примерные
учебные
программы
Модели
оцени-
вания
Ядро
содер-
жания
образо-
вания
образовательный процесс
Другие
матери-
алы
Программы
воспитания
и социа-
лизации
Программы
внеуроч-
ной дея-
тельности
Слайд 15
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
Слайд 16Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных
отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
Слайд 17 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана
в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию
Российской Федерации.
/изд-во «Просвещение», М.,2009/
Слайд 18Концепция определяет:
характер современного национального воспитательного идеала;
цели и задачи духовно-нравственного развития и
воспитания детей и молодежи;
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Слайд 19
«Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования /…/ включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".
( Закон "Об образовании". Ст. 9, п. 6)
Слайд 20Образование - это
целенаправленный
процесс воспитания и обучения
в интересах
человека, общества и государства
Слайд 21Воспитание - это
комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства,
содействующая решению
стоящих перед ними проблем.
Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.
Слайд 221. Современный национальный воспитательный идеал
определяется:
в соответствии с национальным приоритетом;
исходя из
необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
согласно Конституции Российской Федерации;
согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).
Слайд 23Современный национальный воспитательный идеал:
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Слайд 242. Цель и задачи
духовно-нравственного
развития и воспитания
Цель воспитания – социально-педагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Слайд 261). В сфере личностного развития
обеспечить:
Слайд 27готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла
своей жизни;
готовность и способность к реализации творческого потенциала;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
Слайд 28
способность формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;
принятие личностью базовых
национальных ценностей, национальных духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты;
Слайд 29трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности человеческой жизни,
нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, умение им противодействовать;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональ-ному, гражданскому и иному самоопределению;
патриотизм, укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями
Слайд 302). В сфере общественных отношений
обеспечить:
Слайд 31
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
готовность
граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
Слайд 32осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу;
понимание
и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Слайд 333).В сфере государственных отношений
содействовать:
Слайд 34формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании
власти, в государственных делах;
укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
укреплению национальной безопасности
Слайд 353. Духовно-нравственное развитие и воспитание
Это процесс постепенного расширения ценностно-смысловой сферы
личности, осо-
знанного восприятия и последовательного принятия ценностей:
семейной жизни;
культурно-регионального сообщества;
культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской
религии;
российской гражданской нации;
мирового сообщества.
Слайд 36Ценности семейной жизни
формируются в сотрудничестве семьи и школы
Слайд 37Ценности культурно-регионального сообщества
Это культурные и нравственные ценности «малой
родины» - Новгородского края
Осваиваются в процессе изучения истории и культуры родного края
Слайд 38
см.: Примерные программы регионального компонента «Новгородский край» «Человек и
искусство», «Человек и история», «Человек и природа», В.Новгород, 2000
Слайд 39Ценности культуры
своего народа
Это укоренённость в этнокультурных традициях,
к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации, приобщение к богатству национальной культуры (для каждого народа – своей), в том числе – религиозной.
Осваиваются в процессе семейного воспитания, самообразования, приобщения к религии, а также в школе – главным образом в процессе внеурочной и внешкольной деятельности.
Слайд 40Ценности российской гражданской нации
Это освоение культурных богатств всех
народов России, осознание единства российской гражданской нации, восприятие себя гражданином России, частицей ее многонациона-льного народа
Слайд 41Ценности мировой культуры
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является
открытость миру, приобщение к духовному и культурному миру других народов, диалогичность с другими националь-ными культурами.
Слайд 424. Базовые национальные ценности
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные российские религии
Искусство и литература
Природа
Человечество
Слайд 43Патриотизм
Любовь к России;
Любовь к своему народу;
Любовь к своей малой родине;
Служение
Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
Слайд 44Социальная солидарность
свобода личная и национальная,
доверие к людям, институтам государства и
гражданского общества,
справедливость,
милосердие,
честь,
достоинство;
Слайд 45Гражданственность
правовое государство,
гражданское общество,
закон и правопорядок,
поликультурный мир,
свобода
совести и вероисповедания;
Слайд 46Семья
любовь и верность,
здоровье,
достаток,
уважение к
родителям,
забота о старших и младших,
забота о продолжении рода;
Слайд 47Труд и творчество
уважение к труду,
творчество и созидание,
целеустремлённость и настойчивость;
Слайд 48Наука
ценность знания,
стремление к истине,
научная картина мира;
Слайд 49Традиционные
российские религии
представления, формируемые на основе межконфессионального диалога, о:
вере,
духовности,
религиозной жизни человека,
ценности религиозного мировоззрения,
толерантности,
Слайд 50Традиционные
российские религии
православие,
ислам,
иудаизм
буддизм
В российской светской
школе могут преподаваться только
в культурологическом контексте
Слайд 51Искусство и литература
красота,
гармония,
духовный мир человека,
нравственный выбор,
смысл жизни,
эстетическое
развитие,
этическое развитие;
Слайд 52природа
эволюция,
родная земля,
заповедная природа,
планета Земля,
экологическое сознание
Слайд 53человечество
мир во всём мире,
многообразие культур и народов,
прогресс человечества,
международное
сотрудничество.
Слайд 545. Основные принципы организации
духовно-нравственного развития
и воспитания
Слайд 55 Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности
осуществляется на основе:
нравственного примера педагога;
социально-педагогического партнёрства (сотрудничества школы и социума);
индивидуально-личностного развития;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания (их соотнесенности с образовательным процессом в целом);
социальной востребованности воспитания