Слайд 1Контрольная работа по административному праву
тема: Административно-правовые нормы
Слайд 2Содержание
1. Понятие норм административного права
1.1. Признаки административно-правовых норм
1.2. Особенности структуры административно-правовых норм
2. Виды административно-правовых норм
3. Реализация административно-правовой нормы
3.1.Исполнение административно-правовой нормы
3.2. Применение административно-правовой нормы
Слайд 3Административно-
правовые нормы,
что это?
Слайд 4Под административно-правовой нормой понимают правила поведения, установленные государством в целях закрепления
и развития общественных отношений в сфере государственного управления, за нарушение которых может наступать административная ответственность
Слайд 5
Для административно-правовой нормы характерны:
Признаки
Структура
Слайд 6Признаки административно-правовой нормы:
1. Общеобязательный характер
2. Исходят
санкционируются
государством
признаются
3.Обеспечиваются возможностью государственного принуждения
4. Возлагают на участников отношений юридические обязанности
Слайд 7
5. Предоставляют участникам общественных отношений субъективные права
6. Не персонифицированы (не индивидуальны)
7.
Не казуистичны (рассчитаны на неопределенное количество повторений)
8. Логическая структура.
Слайд 8
9. Преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования, как всей
системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
10.Формально определены и выражены в формах (источниках) права
11. Предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации;
Слайд 9Источники административного
права в России:
Конституция Российской Федерации
Законы (федеральные конституционные и федеральные)
Кодексы
Нормативные акты Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти
Нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления
Слайд 10Структура административно- правовых норм
Гипотеза
Диспозиция
Санкция
Слайд 11ГИПОТЕЗА
- предположение («Если…»), указывающее на условия, при которых реализуется административно-правовая норма,
то есть содержащее указание на юридический факт – жизненные обстоятельства.
Слайд 12Например:
Ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях:
«Появление на улицах, стадионах,
в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».
Слайд 13
Условия, при которых реализуется административно- правовая норма –
появление на
улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность
Слайд 14Диспозиция
часть правовой нормы, в которой содержится само правило поведения, которому должны
следовать участники правоотношения и которое является стержнем, основной частью правовой нормы.
Слайд 15Например:
Ст. 11.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Безбилетный проезд»: «Гражданин,
осуществляющий проезд в пригородном поезде, обязан оплатить проезд до посадки в вагон. Безбилетный проезд влечет наложение административного штрафа в размере 100 рублей
Слайд 16Правило поведения -
гражданин, осуществляющий проезд в пригородном поезде, обязан оплатить проезд
до посадки в вагон
Слайд 17Санкция
это часть юридической нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в
результате нарушения правила, предусмотренного диспозицией
Слайд 18Например:
ст. 11.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
Безбилетный проезд влечет
наложение административного штрафа в размере 100 рублей
Слайд 19Виды административно-правовых норм:
- по содержанию;
- по предмету регулирования;
- по методу воздействия;
-
по форме предписания;
- по способу действия.
Слайд 20Административно-правовые нормы по предмету правового регулирования:
Материальные (регулирующие сущность управленческих отношений)
Процессуальные (регламентирующие
порядок реализации управленческих отношений)
Слайд 21Административно-правовые нормы по методу воздействия:
Обязывающие
Уполномочивающие
Запрещающие
Стимулирующие
Слайд 22Административно-правовые нормы по форме предписания:
1. Императивные
2. Диспозитивные
3. Рекомендательные
Слайд 23Административно-правовые нормы по способу воздействия
В пространстве:
общероссийские
местные
в пределах субъекта
Слайд 24По времени:
бессрочные
срочные
с определенным сроком действия
Слайд 25 По субъектам регулирования:
в сфере деятельности органов исполнительной власти
государственного управления
касающиеся физических
или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений
Слайд 26Реализация административно-правовой нормы:
есть процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них
требований, их исполнение, применение, то есть принятие на их основе государственно-властных решений применительно к конкретным случаям или субъектам управленческого процесса.
Слайд 27Варианты реализации административно-правовых норм
Исполнение
основные способы
Применение
Соблюдение
Использование
Слайд 28Исполнение – это совершение всеми участниками административно-правовых отношений тех действий, которые
предписаны в нормах. В отличие от исполнения применение административно-правовых норм осуществляется органами исполнительной власти (должностными лицами) и практически выражается в издании ими индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Например, издание Президентом указа о назначении конкретного лица на должность федерального министра является применением п. «д» ст. 83 Конституции.
Слайд 29Применение административно-правовых норм -прерогатива соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается
в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм
Слайд 30Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, связанного
с реакцией участников управленческих отношений на запреты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкретным выражением их исполнения. Соблюдение - основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее способов; это - наиболее общая категория, характеризующая правопорядок и дисциплину в сфере государственного управления, а не их частное проявление.
Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, имеющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм.
Слайд 31Своей главной цели – регулирование общественных отношений административно-правовые нормы достигают путем:
1.
возложения на конкретных субъектов определенных юридических обязанностей;
2. предоставления исполнительным органам (должностным лицам) полномочий требовать от этих субъектов должного поведения, т.е. исполнения возложенных на них обязанностей;
3. предоставления участникам регулируемых отношений определенного комплекса прав (особенно гражданам, общественным объединениям и т.п.);
4. гарантирования этих прав.
Слайд 32Список использованной литературы
1. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №
195-ФЗ (ред. от 16.05.2008).
2. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Указ. соч. М., -1997.- с. 47–48.
3. Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций/; ГУАП. СПб.- 2007. – с. 21.
4. Кашина Т.В. Российское право: учебник/ Т.В. Кашина,А.В.Кашин. – 2-е изд., пересмотр. – М.- 2009. - с. 75.
5. Лушников А.М. Теория государства и права: учебное пособие/ А.М. Лушников; Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ).- Ярославль. – 2012.- с. 120.
6. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М. -2002. – с. 468.
7. Четвериков B.C. Административное право. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону. - 2004. -с. 76.