Слайд 1Конкурс «Гордость моего родного края»
Номинация «Мой школьный музей»
Проект-презентация
Тема: «Память. История
морского и речного флота в школьном народном музее Российского флота имени Петра Ивановича Ляшенко (МКУ ДО «Павловская станция юных техников»)»
Выполнил: Бойко Сергей Викторович, 19 лет, воспитанник МКУ ДО «Павловская станция юных техников»
Руководитель проекта: Уханова Валентина Петровна, заместитель директора, педагог-организатор МКУ ДО «Павловская СЮТ»
Слайд 2Посвящается:
- 320-летию Российского флота
- 110-летию подводного флота России
- 20-летию школьного народного
музея Российского флота имени Петра Ляшенко МКУ ДО «Павловская станция юных техников»
Слайд 3Цели и задачи проекта
1. Значение Воронежского края и малого исторического города
России Павловска в рождении Российского и Черноморского флота.
2. Важность сохранения исторической памяти через военно-исторический музей, созданный руками детей и педагогов.
3. Создавая модели кораблей, узнаём их славную историю и историю моряков и речников России, в том числе - земляков.
5. Мой вклад в музейную жизнь.
6.Социально-духовное значение музея и организации дополнительного образования.
Слайд 4«Не иметь музея – значит отказаться от
одного из главных средств
воспитания,
отнестись безучастно к доблести своих
предков, наложить незаслуженную
печать забвения на память о тех, кто
кровью сковал свое славное имя…»
«Пособие для составления полковых историй
и устройства музеев». 1906 год
Слайд 5
Экспонаты и фрагменты экспозиций музея, созданные и собранные руками воспитанников и
педагогов станции юных техников
Слайд 6Здесь зарождался флот России….
В музее три зала и экспозиция под открытым
небом
1- «Судоходство и судостроение на Дону. История г.Павловск»
2 –Подводный флот России
3 – Русско-японская и Великая Отечественная война
4 – якоря, швартовые устройства, пушки, мемориальные доски (на предмузейном пространстве)
Диорама «Крепость на Середе. Осередская верфь 1711 г.»
Слайд 7 Работный люд.
Корпус будущего корабля
Распиловка брёвен на доски специальной четырёхручной
долевой пилой («лесопильный завод»)
Слайд 8 Важные персоны раздают
указы и поручения
Здесь когда-то волею Петра,
именем
и силою России
под тройное русское «Ура!»
боевые судна проносились!....
Слайд 9Гордость музея – «Морская коллекция»
Модель галеры «Принципиум»
Модель первого корабля
отечественной постройки – 58-пушечный линейный корабль «Гото Предестинация»
Слайд 10Экспонаты ХVIII века: пушечные ядра и бомбы, 4-ручная долевая пила, 4-рогий
якорь времён Петра I
Слайд 11«Потаённое судно» Ефима Прокофьевича Никонова. Модель первой «подводной лодки» в России
Цель
изобретения: «Из глубины воды противника разить, чтоб Родину Отчизну защитить!!!»
Эта подлодка-бочка имела деревянный корпус и передвигалась с помощью вёсел. Водолаз в специальном обмундировании из «потаённого судна» должен был с помощью “огненных труб” (которыми была вооружена лодка) сделать пробоину в корабле противника для последующего затопления судна
Слайд 12Испытание «потаённого» судна было неудачным. Новые попытки, дорогостоящие опыты, «улучшизмы» подводных
минных аппаратов, «водобронных миноносцев-веломобилей» проводили уже в XIХ веке мастера разных профессий – Казимир Черновский, Карл Шильдер, Иван Александровский, больше всех посвятил этому важнейшему для Российского флота вопросу Степан (Стефан) Джевецкий.
И ровно 110 лет назад 6 (19) марта 1906 года последний император Николай II «высочайше повелеть соизволил» выделить во флоте отдельные классы – посыльных судов и подводного флота. В связи…..
Слайд 13В музее есть модель первой русской боевой подводной лодки “Дельфин”, участник
русско-японской войны, совершила боевой поход продолжительностью 8 суток. Вооружение: два наружны решётчатых торпедных аппарата системы Джевецкого с двумя торпедами Уайтхеда образца 1898 года
Слайд 14Модель крейсера «Варяг», на котором служили и участвовали в бою «Варяга»
и «Корейца» земляки из Воронежской губернии и Павловского уезда
Медаль «За бой «Варяга» и «Корейца»»
Слайд 15Цусимское сражение.
Модель эскадренного броненосца «Князь Суворов» («Бородино»)
Миноносец “Грозный
Слайд 16 Модель броненосца “Князь Потёмкин-
Таврический”, на котором было восстание матросов (14
(27) июня-25 июня (8 июля) 1905 г. )
Слайд 17«Аврора»
Модель крейсера «Аврора», сигнальным выстрелом из пушки которой дал знак к
атаке большевикам на Зимний дворец в 21:40 25 октября (7 ноября) 1917г. наш земляк, уроженец Воронежской губернии Богучарского уезда (ныне Петропавловского района), матрос Евдоким Огнев (1887-1918 гг.)
(В 2015 году попал на Украине в «Список лиц, подпадающих под закон о декоммунизации»)
Слайд 18 Адмирал Серафим Евгеньевич Чурсин – уроженец Воронежа, командующий ЧФ (1962-1968
г.г.)
На нём проходил практику курсантом будущий Командующий ЧФ, наш земляк С.Е.Чурсин.
В музее хранятся личные погоны вице-адмирала (переданы музею семьёй адмирала в Севастополе в ходе поисковой работы )
Модель учебного судна «Комсомолец» («Океан»)
Слайд 19
Фото Экипажа подводной лодки «С-7» перед последним боевым походом. В составе
экипажа в октябре 1942 г., защищая Ленинград, погиб наш земляк Пётр Иванович Ляшенко, старшина электриков. П.И.Ляшенко - в 3-м ряду 4-й слева
Его имя носит наш музей….
Слайд 20Модель подводной лодки С-7 в музее,
которому присвоено имя Петра Ляшенко
Слайд 21Катерный тральщик КМ-4 и Герой Советского Союза Григорий Митрофанович Давиденко
Уроженец села
Петровка Павловского района Григорий Митрофанович Давиденко - участник Великой Отечественной войны.
Командуя катерным тральщиком, с экипажем прошёл 6200 миль, сбросил 298 глубинных бомб, участвовал в 11 боевых операциях, 7 раз высаживал разведгруппы в тылу врага.
В августе 1944 г. под руководством Г.М.Давиденко была дезориентирована и разбита вражеская флотилия из 4-х немецких миноносцев, 3 из которых подорвались на собственных минных полях и затонули, а 4-й получил тяжёлые повреждения.
Слайд 22Модель катерного тральщика КМ-4, командиром которого был наш земляк Г.М.Давиденко, в
музейной экспозиции
Григорию Митрофановичу Давиденко присвоено звание Героя Советского Союза (когда?), также он был награждён: орденами Отечественной войны I и II степени, медалью Ушакова, медалью Нахимова и медалью “За оборону Ленинграда”.
Слайд 23Модель подводной лодки «Д-2» периода
Великой Отечественной войны
Д -2 (“Народоволец”). Лодки этого проекта были первыми, построенными в нашей стране после Октябрьской революции, и существенно превосходили проекты подводных лодок Российской Империи. Вооружение: 6 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата (калибр - 533 мм), 2 орудия (калибр 100- и 45-мм), 1 зенитный пулемет, экипаж 53 человека.
Слайд 24Во время войны эта подлодка совершила 4 боевых похода, в них
произвела 12 торпедных атак. 14 октября 1942 года потоплен транспорт “Якобус Фрицен”, 19 октября 1942 года тяжело повреждён железнодорожный паром “Дойчланд”. За успехи в боевых действиях и защиту Родины подлодка была удостоена Ордена Красного знамени. Сейчас подводная лодка действует в качестве музея в Санкт-Петербурге.
Слайд 25Модель крейсера “Киров”. Крейсер - участник обороны Таллина и Ленинграда, а
также Ленинградско-Новгородской операции в январе 1944 г. Последний раз ударил из своей артиллерии по позициям финнов в ходе Выборгско-Петрозаводской операции
Модель линейного корабля «Севастополь», участвовавшего в обороне Севастополя
ОБА КОРАБЛЯ НАГРАЖДЕНЫ ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
Слайд 26Модель лидера эсминцев “Ташкент”
Этот эсминец воевал в составе Черноморского флота.
Самый сложный бой “Ташкент” провел 27 июня 1942 г. Призванный транспортировать грузы, эвакуировать мирных жителей и атаковать вражеские самолёты, сам подвергся чудовищной атаке в лице 86-ти гитлеровских бомбардировщиков. Этот неравный бой длился 4 часа, благодаря слаженности членов экипажа, которые одновременно маневрируя, уклоняли эсминец от воздушных ударов и тушили места попаданий бомб. После этого сражения кораблю-герою присвоили звание «Гвардейский» спас «панораму….»
Слайд 27Ракетоносец «Акула»(«Тайфун») (модель)
и мой вклад в музейную жизнь
Модель ракетоносца стратегического
назначения проекта «Акула» (код НАТО «Тайфун»). Подлодка была построена в противовес агрессивным планам США в холодной войне. Её мощность и дальность полёта ракет послужила толчком к окончанию холодной войны между СССР и США. Я работал над моделью этой подлодки, выступал с очной защитой в Москве на Всероссийском конкурсе юных техников при Московском университете “Станкин” в 2014 году (1 и 2 место).
Кроме судомоделирования, я пишу исследовательские работы на конкурсы по краеведению и истории
Слайд 28Деятельность воспитанников музея. Модели, хранящие память
В школьном народном музее есть объединения
дополнительного образования, в том числе – «Историческое судомоделирование». С помощью инструментов и станков по чертежам ребята изготавливают точные ходовые копии кораблей, подводных лодок, речных судов, авиа- и бронетехники. Я сюда пришёл в 8 классе, и интерес не угас до сих пор. Все занимаются бесплатно. Мы - наследники наших предков, делаем всё своими руками и, благодаря этому, с каждым годом музей пополняется новыми экспонатами и экспозициями. Со временем такие экспонаты начинают “стареть”, слезает краска, появляются повреждения от транспортировки моделей на выставки, мы их реставрируем, так как память о нашей истории нам дорога, и наша обязанность - сохранить её для своих потомков. В музее ежегодно бывает около 25 тысяч посетителей и участников различных мероприятий.
Слайд 29На базе музея с 1989 года действует детско-юношеская военно-патриотическая организация –
клуб юных моряков и речников
(Фото юных моряков на параде)
КЮМиР – это организация, в которую входят обучающиеся всех ОУ города Павловска. Воспитанники клуба и музея вместе с педагогами СЮТ – организаторы и участники всех масссовых мероприятий гражданско-патриотической, краеведческой и технической направленности в городе и районе
Слайд 30Социально-политическое и духовное значение школьного музея
*В данном презентационном проекте я показал
небольшую часть моделей и фрагменты экспозиций школьного народного музея Российского флота. Узнал подробно о земляках-героях, а также кораблях-героях Российского флота. Это важно потому, что каждая модель надводного или подводного корабля хранит свою историю.
*Я считаю, что духовное и патриотическое значение имеет наш музей и деятельность, которую он проводит для детей, молодёжи и населения. Особо в настоящее время, когда русскую историю пытаются нагло и несправедливо перелагать, когда главной мишенью войны против России являются молодые неопытные умы. Так что изучение правильной истории, а также наше непосредственное участие в сохранении памяти и подготовке к активной жизни в обществе сейчас - сверхнеобходимое дело.