Слайд 1Компетентностное содержание новых ФГОС
Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры
управления образованием ФП ТГУ,
зам. директора НОЦ «Институт
инноваций в образовании»ТГУ
Слайд 2Линии обсуждения
Основные положения компетентностного подхода (КП)
Отражение КП
в новых стандартах
КП и задачи управления образовательным
процессом
Слайд 3Основные положения компетентностного подхода
Инновация
Нововведение, изменяющее
качество системы
Система образования:
Содержание
Организация
Управление
Коммуникации
Контексты КП
Изменение представлений о
качестве образования
Требования рынка труда
Образовательная политика
Образовательный заказ
Слайд 4Исследования результатов образования (2000, 2003)
60% затрудняются в
анализе текстов
70% не могут провести оценку социальных
фактов и явлений
51% не могут создать речевое высказывание
Слайд 5Исследования результатов образования (2000, 2003)
2-ой базовый уровень
- способность учащихся применять знания и умения
в простых не учебных жизненных ситуациях.
3-ий и 4-ый уровни - способность самостоятельно приобретать знания на основе уже имеющихся.
5-ый и 6-ой уровни – способность конструировать новые знания.
Большинство российских детей работают на 2-м уровне, тогда как страны ОЭСР – на 3-м. По работе с текстом на 5-м и 6-м уровнях у нас 3% детей, в ОЭСР – 7%, в странах-лидерах – до 15%.
Слайд 6Требования рынка труда
Работник, способный
принимать решения
ставить и
решать новые профессиональные задачи
работать в команде
эффективно действовать
в условиях неопределенности
мобильно перестраиваться
Слайд 7Образовательная политика
Болонский процесс
Приоритетный национальный проект «Образование»
Современные
образовательные стандарты
Образование как инструмент решения социально-экономических
проблем
Слайд 8Образовательный заказ
Как оценивают студенты специфику и
результативность компетентностных программ?
Слайд 9Новое качество образования
знания +
компетентности +
социализация +
индивидуальные приращения
Слайд 10КОМПЕТЕНЦИЯ:
СПОСОБНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ
ДОСТИГАТЬ РЕЗУЛЬТАТА
ЭФЕКТИВНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ
ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ
В НЕСТАНДАРТНОЙ СИТУАЦИИ
Слайд 11Определение в новых ФГОС
Компетенция – способность
и готовность применить знания и умения при
решении профессиональных задач в различных областях; способность и готовность проявлять гибкость в изменяющихся условиях рынка труда
Компетентность – владение определенными компетенциями
Слайд 12Рабочее определение группы по разработке макета ГОС
общего образования (2008)
Компетентность – качество индивида, проявляющееся
в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно значимых задач относительно проблемного характера.
Слайд 13Характеристики компетентности
Компетентность не сводима к обобщеному
способу действия и не может быть сформирована
как умение или навык: она формируется в результате личного опыта действия как индивидуализированная способность.
Слайд 14Характеристики компетентности
Компетентность представлена в культуре в
виде реальных персонализированных образцов персонализированного действия.
Ключевые
компетентности – компетентности, которые имеют множество сфер применения и необходимы каждому субъекту действия.
Слайд 18Компетентности как результат овладения способом деятельности
Интерес
– Проблема - Цель – Задачи –
Действия – Результат - Контроль/оценка – Рефлексия
Виды деятельности – функциональная составляющая – алгоритм
Слайд 19Обязательные элементы педагогической деятельности в КП
Использование
мотивационных приемов
Моделирование деятельности
Организация групповых форм
Интерактивный режим
Организация возможности выбора студентами
Формирование личной позиции, мнения
Обеспечение презентации продукта образовательной деятельности
Организация рефлексия результата и процесса
Слайд 20Организация учебного процесса (стандарты ВПО 3-го поколения
)
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
Широкое использование в
учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30% аудиторных занятий.
Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий.
Слайд 21Уровни формирования компетентности
(Г.Н.Прозументова,Е.А. Суханова)
1 уровень. Построение свободного действия.
2 уровень. Реконструкция свободного действия для построения алгоритма
3 уровень. Освоение алгоритма действия через пробы действия в разных ситуациях, нестандартной ситуации
4 уровень. Обобщение алгоритма в нормы деятельности (выделение инварианта последовательности действий)
5 уровень. Обобщение знаний о норме деятельности
Слайд 22Материалы ФГОС (пример)
Выпускник должен уметь решать
типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации,
указанной в п.1.2. настоящего Государственного образовательного стандарта.
Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности педагога-психолога являются:
в области развивающей деятельности:
диагностика уровня психического развития детей;
разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе;
разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении;
……
в области учебно-воспитательной деятельности:
организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;
использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;
…….
в области социально-педагогической деятельности:
проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;
организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;
проведение профориентационной работы;
оказание помощи в решении задач социализации учащихся;
индивидуальное консультирование участников образовательного процесса;
И т.д.
Слайд 23Материалы ФГОС: требования к квалификации по специальности
«Прикладная экономика»
Расчетно-проектная деятельность
Сбор и анализ исходных
данных
Расчет по известным моделям и с использованием стандартных средств
Разработка и оформление проекта
Контроль соответствия стандартам и нормативным документам
Проведение предварительного экономического обоснования проекта
Производственно-экономическая деятельность
Выполнение служебных обязанностей с большей долей формально-логических операций
Научно-исследовательская деятельность
Сбор и анализ исходных данных, поиск информации по полученному заданию
Изучение информации
Проведение исследований по заданной методике
Использование основных методов экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности
Оформление полученных данных, результатов в соответствии с установленными стандартами отчетности
Подготовка отчета по проведенной работе, реферата прочитанной литературы, основных видов деловой документации
Организационно-управленческая деятельность
Организация собственной работы
Организация работы малых коллективов исполнителей
Организация выполнения конкретного порученного этапа работы
Слайд 24Материалы ФГОС: требования к результатам освоения основных
образовательных программ подготовки магистров
Выпускник по направлению подготовки
________________ с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп. 3.2. и 3.6.2 настоящего ФГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями:
а) универсальные:
____________________________________________________________
б) профессиональные: (указываются по видам деятельности)
Например:
- производственно-технологическая деятельность:
_____________________________________________________________
- организационно-управленческая деятельность:
______________________________________________________________
- научно-исследовательская деятельность:
______________________________________________________________
проектная деятельность: _____________________________________________________________
другие виды деятельности____________________________________.
Слайд 25НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ
Томск, пр.Ленина
36, ТГУ, корп.НИИПММ, оф.145
(3822) 529-873
noc@psy.tsu.ru
WWW. TSU.RU
ГОТОВЫ
К СОТРУДНИЧЕСТВУ !