Историческая перспектива развития лицейского образования в России презентация

Содержание

Ликей: античные истоки «Ликей» или «ликейон» – древнегреческая школа в Афинах, основанная Аристотелем в 335 году до н.э. и существовавшая около восьми столетий. Диалог как метод познания. Предпосылки научных исследований.

Слайд 1Историческая перспектива развития лицейского образования в России
Обухов Алексей Сергеевич
к.психол.н., профессор,

зав. кафедрой психологии образования, заместитель декана по научной работе
факультета педагогики и психологии
Московского педагогического государственного университета

19 октября 2011 года


Слайд 2Ликей: античные истоки
«Ликей» или «ликейон» – древнегреческая школа в Афинах, основанная

Аристотелем в 335 году до н.э. и существовавшая около восьми столетий.
Диалог как метод познания. Предпосылки научных исследований. Помимо майевтических бесед, Аристотель ввел в своей школе и лекционные занятия.
Закрыт в 529 г. по эдикту римского императора Юстиниана, запретившего деятельность «языческих» (т. е. дохристианских) философских школ

Слайд 3Ликейон: возрождение в эпоху классицизма
Античный термин «ликейон» возродился во Франции в

конце XVIII века для обозначения нового типа высших общественных школ.
1781 г., Париж: лицей – первый университет «для светских людей».
Первый в России лицей был открыт 19 октября 1811 года в Царском Селе


Слайд 4Лицеи в Российской империи
Лицеи – привилегированные учебные заведения со сроком обучения

от 6 до 11 лет, охватывавшие программу обучения средней и высшей школы.
Предназначались главным образом для подготовки государственных чиновников.
В. И. Даль: «Лицей – высшее учебное заведение, то равное университетам и академиям, то ниже или даже выше их, но не разделяемое на факультеты; общее высшее училище».

Слайд 5Лицеи в Российской империи
Царскосельский лицей (1811—1918) (с 1843 – Императорский

Александровский лицей)
Ришельевский лицей (1817—1862)
Волынский (Кременецкий) лицей (1819—1833)
Нежинский юридический лицей (1832—1875)
Демидовский юридический лицей (1833—1919)
Лицей в память цесаревича Николая (Катковский лицей) (1868—1918)

Слайд 6«Отечество нам Царское Село»
Ситуация и инициатива создания
Основания создания: условия жизни, педагоги,

ученики
Лицей как колыбель романтизма, свободы, братства
Лицей как авторская школа и педагогическая лаборатория
Лицей как условие инициирования творчества и свободомыслия
Нравственные идеалы воспитания и образования


Слайд 7Контекст эпохи
Реформаторские начинания
Александра I
Гуманистические идеи
М.М. Сперанского


Слайд 8Первые директора: превращая образование в жизнь
Василий Федорович Малиновский
Егор Антонович
Энгельгардт
Первый директор Царскосельского

лицея (1811 — 1814)

Второй директор Царскосельского лицея (1816 — 1823)


Слайд 9Принципы лицейского образования
Гуманность
Нравственность
Творчество
Свобода мысли
Дух независимости
Уважение к собственному достоинству
Культ дружбы
Лицейское братство
Уважение к

личности
Сообразность возрасту
Осознанность слов и ясность идей
Оценка без отметки

Элитарность
Равноправие
Патриотизм
Образование на образцах
Образование как образ жизни
Преподавание как педагогическая лаборатория
Разносторонность развития
Неразрывность образования и воспитания
Традиции и новации
Наставничество
Школа как дом родной


Слайд 10Личностное начало в преподавании


Слайд 11Координаты лицейский ценностей


Слайд 12Эффект первого класса


Слайд 13Александровский императорский лицей
1843 – переезд в Санкт-Петербург
1882 – перевод из подчинения

Министерству народного просвещения – Военному ведомству
29 мая 1918 года – лицей закрывается по постановлению СовНарКомов.
В 1925 году многие бывшие воспитанники лицея репрессированы («Дело лицеистов»)

Слайд 14Возрождение лицейского образования в конце ХХ века
Социальный слом эпох, демократизация, романтические

идеи, вседозволенность
Обращение к исторической памяти к прогрессивным ценностям образования прошлого
Создание авторских школ на новых основаниях (зачастую «от противного»)
Лицей как метафора и как ориентир

Слайд 15Лицеи Москвы сегодня:
1. Лицей "Вторая школа" ЮЗАО
2. Лицей №1303 Москва

ЮВАО
3. Лицей №1310 Москва ЮВАО
4. Лицей №1500 Москва ЦАО
5. Лицей №1501 Москва ЦАО
6. Лицей №1502 Москва ВАО
7. Лицей №1511 Москва ЮАО
8. Лицей №1523 Москва ЮАО
9. Лицей №1524 Москва ЮВАО
10. Лицей №1525 Москва ЮЗАО
11. Лицей №1533 Москва ЮЗАО
12. Лицей №1535 Москва
13. Лицей №1536 Москва ЮЗАО
14. Лицей №1537 Москва СВАО
15. Лицей №1546 Москва ЦАО
16. Лицей №1547 Москва ЮВАО
17. Лицей №1548 Москва ЦАО

18. Лицей №1550 Москва САО
19. Лицей №1553 Москва ЦАО
20. Лицей №1555 Москва ЦАО
21. Лицей №1557 Зеленоград
22. Лицей №1560 Москва СЗАО
23. Лицей №1561 Москва ЮЗАО
24. Лицей №1564 Москва СЗАО
25. Лицей №1568 Москва СВАО
26. Лицей №1571 Москва СЗАО
27. Лицей №1574 Москва ЦАО
28. Лицей №1575 Москва САО
29. Лицей №1580 Москва ЮАО
30. Лицей №1581 Москва ЦАО
31. Лицей №1586 Москва ЗАО
32. Лицей №1589 Москва ЦАО
33. Лицей №1594 Москва САО
34. Лицей №1598 Москва
35. Православный лицей им. Серафима Саровского ВАО


Слайд 16Принципы лицейского образования конца ХХ – начала ХХI века
Авторская концепция и

уникальность образовательного учреждения как со-бытийной общности
Атмосфера творчества и созидательной деятельности как основы общности
Академизм и исследовательский подход в преподавании
Авторские курсы и авторское изложение. Учебные пособия как приложение к диалогу ученика и учителя
Интеграция базового и дополнительного образования
Связь лицея с вузами, наукой, учреждениями культуры, производством

Слайд 17Принципы лицейского образования конца ХХ – начала ХХI века
Построение индивидуальной образовательной

траектории для учащихся на основе создания ситуации выбора
Становление субъектности как ориентир развития учащихся и педагогов
Опора не на память, а на мышление
Значение слова и ценность дела. Диалог как средство, поступок как цель
Многообразие смыслов и поливерсионность видения мира
Патриотизм и межкультурное взаимодействие. Общечеловеческие ценности и культурная уникальность


Слайд 18Перспективы лицейского образования в современной России
Ситуация изгнания «лицейского духа» (по аналогии

преобразования Царскосельского лицей в Императорский Александровский лицей)
Усиление нормирования по форме и содержанию («Вверх по лестнице, ведущей вниз»)
Противопоставление свободомыслия и творчества прагматизму и успешности (подмена общества государством)
От взращивания уникальной единичности к массовому производству («подушевое» финансирование)
От уникальности к типичности (сохранится ли самобытность авторский лицеев?; массовость лицеев девальвирует уникальность)


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика