Слайд 11
Источники финансирования для решения вопросов, связанных с изменением климата
Семинар
Территориальный
подход к изменению климата и
Семинар по повышению осведомлённости, проводимый в рамках Соглашения мэров
Минск, Беларусь
25-26 июня 2013 г.
Слайд 2Цели модуля
Ознакомить с возможностями и проблемами финансирования действий в области
изменения климата
Содействовать рассмотрению новых и инновационных схем финансирования мер в области изменения климата
Ознакомить с конкретными источниками финансирования для мер по адаптации смягчению последствий
Слайд 3Обзор
Раздел 1: Введение в финансирование деятельности в области изменения климата
Раздел 2:
Мобилизация финансов для решения вопросов, связанных с изменением климата, на субнациональном уровне
Раздел 3: Международные источники и поддержка для получения доступа к финансированию в области изменения климата
Слайд 4Климатическое финансирование: что это такое?
В настоящее время не существует международно принятого
определения «климатического финансирования»:
В широком понимании термин «климатическое финансирование» означает спонсирование мер, направленных на содействие низкоуглеродному и устойчивому к климату развитию путём покрытия расходов и рисков, связанных с деятельностью в области изменения климата, развития благоприятной окружающей среды, наращивания потенциала по адаптации и смягчению последствий и содействия исследованиям, разработкам и применению новых технологий (ОЭСР 2011 г.)
Слайд 5Структура климатического финансирования
Глобальный фонд зелёного климата
Слайд 6Обзор источников финансирования действий в области изменения климата
Многосторонние и двусторонние фонды
Рынки
капитала
Рыночные механизмы
Донорские источники
Национальные и субнациональные бюджеты
Source: Fotolia
Слайд 7Международное многостороннее финансирование и официальная помощь в целях развития
Официальная помощь в
целях развития охватывает всю помощь правительств стран-доноров, направленную на экономическое развитие и благосостояние
Традиционно связаны с конкретными проектами в области развития
Согласно последним тенденциям помощь всё чаще оказывается в качестве бюджетной поддержки конкретной отрасли
Значимые источники финансирования в области изменения климата:
Фонды под руководством ГЭФ (РКИК ООН и Киотский протокол)
Многосторонние банки развития (МБР)
Фонды и программы ООН
Механизм чистого развития (МЧР – CDM)
Двусторонняя помощь в целях развития
Слайд 8Обзор
Раздел 1: Введение в финансирование деятельности в области изменения климата
Раздел 2:
Мобилизация финансов для решения вопросов, связанных с изменением климата, на субнациональном уровне
Раздел 3: Международные источники и поддержка для получения доступа к финансированию в области изменения климата
Слайд 9Мобилизация национального и субнационального климатического финансирования
Законодательная система → инвестиционная политика в
области климата
Интеграция финансовой подотчётности и контроля
Усиление возможностей в области управления финансовыми средствами
- Национальные механизмы финансирования: МиО,
Национальные целевые фонды в области изменения климата
Источник: http://www.mycontinent.co/IMGBelarus/Cities
Слайд 10Национальные и субнациональные учреждения по климатическому финансированию
Национальные учреждения по климатическому финансированию
(NCFI) – это механизмы, позволяющие правительствам усиливать национальные политические и фискальные системы путём направления финансовых средств на нужды национальных проектов и программ в области изменения климата.
Поскольку инициатором является сама страна, этот механизм поддерживает усиление национальных учреждений и координирует деятельность в области изменения климата с целью содействия устойчивому развитию и повышению эффективности помощи
Слайд 11Национальное и субнациональное климатическое финансирование
Слайд 12Преимущества национального и субнационального учреждения по климатическому финансированию
Преимущества такого финансового учреждения
состоят в том, что оно:
Позволяет правительствам новаторским образом объединить международные и внутренние государственные и частные источники финансирования, что может оказать значительную пользу в повышении эффективности помощи
Усиливает национальные учреждения и управление финансовыми средствами в области изменения климата путём наращивания потенциала в области климатического финансирования (напр., доверительное управление) для оптимизации различных источников финансирования
Сокращает разрозненность климатического финансирования внутри правительственных структур путём сосредоточения усилий; и
Координирует и содействует реализации национальных мер в области изменения климата.
Слайд 13Ключевые возможности национального и субнационального климатического финансирования
Согласовывать предложения по финансированию с
национальными и субнациональными целями
Содействовать координации и согласованности усилий различных доноров, особенно в случае с двусторонними донорскими инициативами
Обеспечивать всесторонние консультативные процессы с участием ряда заинтересованных сторон с тем, чтобы изучить проблемы, а также варианты их решения
Разъяснять и поддерживать разделение различных институциональных обязанностей с тем, чтобы предотвратить дублирование ролей
Распределять деятельность среди способных лиц в целях поддержки и сохранения институциональной памяти и ограничения возможности возникновения конфликта интересов
Слайд 14 Национальная и субнациональная поддержка
Прямая бюджетная/политическая поддержка
Постепенное прекращение регрессивного субсидирования ископаемого топлива;
Финансирование развития базовой инфраструктуры (напр., транспорт)
Инструменты торговли квотами (ETI);
Налоговое стимулирование для содействия определенным видам инвестирования
«Зелёные» облигации
«Зелёные тарифы» на возобновляемую энергию
Поддержка исследований и разработок
(напр., новых технологий, механизмов раннего развития рынка)
Долговые и фондовые инструменты
Слайд 15Барьеры для национального и субнационального климатического финансирования
Государственные расходы для начала развития
зелёного рынка:
Государственные закупки (строительство общественных зданий, развитие транспортной инфраструктуры и т.д.) составляют крупную долю государственных расходов в развивающихся странах.
Правительства могут содействовать зелёным закупкам со стороны коммерческих компаний путём введения требования для государственных учреждений соответствовать определённым показателям по энергоэффективности и приобретать определённую долю энергии из источников возобновляемой энергии
Слайд 16Обзор
Раздел 1: Введение в финансирование деятельности в области изменения климата
Раздел 2:
Мобилизация финансов для решения вопросов, связанных с изменением климата, на субнациональном уровне
Раздел 3: Международные источники и поддержка для получения доступа к финансированию в области изменения климата
Слайд 17Источники многостороннего и двустороннего финансирования национальных правительств
Фонды, администрируемые ГЭФ в рамках
РКИК ООН и Киотского протокола
Многосторонние банки развития
Фонды и программы ООН
Двусторонние фонды
Новый Глобальный фонд зелёного климата
Источник: flickr
Слайд 18Глобальный экологический фонд и Беларусь
Учреждён в октябре 1991 года для содействия
защите окружающей среды во всём мире и экологически устойчивому развитию
Каждая страна-член ГЭФ назначила ответственного за деятельность ГЭФ, которого называют Координатором ГЭФ и который играет ключевую роль в гарантировании того, что проекты ГЭФ отвечают потребностям и приоритетам соответствующей страны
По состоянию на апрель в ГЭФ было передано 1,2 млрд. долларов США
Во время текущего периода финансирования ГЭФ (июль 2010 г. – июнь 2014 г.) Беларусь получила средства для подготовки и исполнения проектов на сумму 1,5 миллиона долларов США в области биоразнообразия, 9,5 миллиона долларов США – в области изменения климата и 0,5 миллиона долларов США в области деградации земельных ресурсов
Более подробная информация о Беларуси и ГЭФ на сайте: www.TheGEF.org/gef/country_profile/BY
Слайд 19Многосторонние банки развития (МБР)
Финансовое учреждение, созданное группой стран
МБР предоставляют финансирование и
профессиональное консультирование в целях поддержки развития
В число членов МБР входят развитые страны-доноры и развивающиеся страны-заёмщики
Финансирование проектов в виде долгосрочных кредитов по ставкам, равным и ниже рыночных, и в форме грантов
Финансирование, как правило, предоставляется только национальным правительствам
Слайд 20Международные банки развития (МБР) (продолжение)
В число МБР входят
Всемирный банк
Региональные банки развития
Африканский
банк развития
Азиатский банк развития
Европейский банк реконструкции и развития
Группа Межамериканского банка развития
Слайд 21Двустороннее финансирование развития в области изменения климата
Помощь, предоставляемая одной страной напрямую
другой стране
Поддерживает экономическое, социальное и политическое развитие стран-партнёров
Как правило, переговоры о двусторонних соглашениях проводятся между двумя партнёрами
Парижская декларация обеспечивает всеобъемлющие руководящие принципы для эффективной помощи в целях развития
Согласно оценкам, в 2009 году на меры по смягчению последствий изменения климата и адаптации было направлено 15 миллиардов долларов США в форме двустороннего финансирования
Финансирование, как правило, предоставляется только национальным правительствам
Слайд 22Обзор двусторонних фондов в области изменения климата
* REDD - Сокращение выбросов,
вызванных обезлесением и деградацией лесов
Слайд 23В 2011 году Банк инвестировал 18 млрд. евро в деятельность в
области изменения климата, из которых 16 млрд. евро было потрачено в ЕС (30% всей суммы займа).
Отраслевое кредитование ЕИБ направлено на энергетику, транспорт, водные ресурсы, сточные воды, твёрдые отходы, лесное хозяйство и исследования, разработки и инновации.
Европейский инвестиционный банк
Общая сумма финансирования ЕИБ в 2012 г.
Источник: ЕИБ
Слайд 24Экологическое партнёрство Северного измерения ЕБРР (ЭПСИ) предоставляет гранты Беларуси для экологических
проектов.
В марте 2013 г. предоставлен грант на сумму свыше 20 миллионов евро пяти белорусским городским водопроводным хозяйствам.
Восточноевропейское партнёрство по энергоэффективности и экологии (E5P)
новый фонд для инвестирования в проекты по энергоэффективности и экологии с целью снижения выбросов парниковых газов в 5 странах восточного партнёрства
ВЕБСАЙТ: http://www.ebrd.com/pages/country/belarus.shtml
Европейский банк реконструкции и развития
Слайд 25ЕИСП – это географический инструмент, созданный специально для стран, входящих в
состав Европейской политики соседства, с бюджетом свыше 12 миллиардов евро на период 2007-2013 гг.
Региональные программы ЕИСП обеспечивают платформы для получения финансирования для проектов по контролю за загрязнением и по охране окружающей среды.
ВЕБСАЙТ: www.enpi-info.eu
Европейский инструмент соседства и партнёрства (ЕИСП)
Source: European Commission
Слайд 26Ресурсы для финансирования деятельности в области изменения климата
Слайд 27
Контактное лицо ГЭФ в Беларуси
Г-н Виталий КУЛИК
Координатор
Первый заместитель министра
Министерство природных ресурсов
и охраны окружающей среды
Ул. Коллекторная 10
Минск – 220048
Беларусь
Тел.: +375 17 200 6762
Факс: +375 17 200 9047
Email: climate.belarus@tut.by,
icd@minpriroda.by, minproos@tut.by
Полезные ссылки по климатическому финансированию
Слайд 28
Контактное лицо ЕБРР в Беларуси
Ричард Уоллис (Richard Wallis)
Москва – тел.: +7495
787 1111
Полезные ссылки по климатическому финансированию