Слайд 1
ИНТЕГРАЦИЯ НОВЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЙ И
УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Смирнова Валентина Григорьевна
Заведующий кафедрой
«Управление знаниями» ГУУ
Слайд 2Интеграция как фактор конкурентоспособности
Интеграция новых знаний и образования - один из
ключевых факторов конкурентоспособности российского управленческого образования
Слайд 3 Новые знания и задачи образования
появляются новые теории, концепции, подходы
знания
устаревают и требуют обновления
появляются совершенно новые области знаний
Возникает проблема включения новых знаний в
учебный процесс, их интеграции с образованием.
Возникает задача формирования новых компетенций менеджеров в различных образовательных программах
Слайд 4Внедрение в учебный процесс новых
подходов и концепций
Концепция жизненного цикла организации
Ресурсная теория
Концепция 6 сигм (Six Sigma)
Слайд 5 Концепция жизненного цикла организации
В начале 80-х годов были разработаны известные
модели жизненного цикла Дж. Криббина (1981) и И. Адизеса (1979).)
В 2007 г.(5 лет назад) переведена на русский язык и опубликована книга И. Адизеса «Управление жизненным циклом корпорации». С 2004 года в нашей стране появились статьи и диссертации по этой проблеме.
В практике преподавания управленческих дисциплин в университетах и бизнес-школах США и Европы теме « Управление организацией на стадиях жизненного цикла» уделяется очень большое внимание. Созданы специальные курсы, например, «Жизненный цикл систем».
У нас эти очень нужные менеджерам знания даются в ограниченном объеме, как правило, в пределах одной лекции в курсах «Организационное поведение» или «Основы менеджмента». И только в магистерских и МБА- программах отдельных вузов и бизнес-школ эта концепция изучается достаточно серьезно.
Слайд 6 Ресурсная теория
Сформировалась в 90-е годы за рубежом как новый подход,
одна из школ стратегического менеджмента. Акцентирует внимание на нематериальных ресурса компании, которые могут обеспечить ей устойчивые стратегические конкурентные преимущества .
В 2001 г. (11 лет назад) переведена на русский язык и опубликована книга Г. Минцберг и др. «Школы стратегий».
В практике преподавания стратегического менеджмента в российских вузах доминирует подход, основанный на теории стратегического позиционирования, развитой Майклом Портером, изучаются конкурентные стратегии, SWOT- анализ. О ресурсной теории либо не говорится ничего, либо крайне мало.
На современном этапе развития экономики, когда нематериальные ресурсы играют ключевую роль, эти знания как никогда необходимы менеджерам.
Слайд 7 Концепция «6 сигм»
Новый подход к повышению эффективности бизнеса 6 сигм
(Six Sigma), зародившийся в 80- х годах в недрах компании «Motorolla», перерос в концепцию управления, которую знает и может применить каждый выпускник бизнес-школы за рубежом.
Студенты- выпускники управленческих вузов в нашей стране, как правило, недостаточно подготовлены, чтобы использовать ее на практике, либо имеют отрывочные знания в этой области. И только в магистерских и МБА- программах отдельных вузов и бизнес-школ эта концепция изучается достаточно серьезно.
Слайд 8Знания устаревают и требуют обновления, появляются новые проблемы менеджмента
проблема доверия в
является одной из ключевых проблем менеджмента
Проблема доверия партнеров основана на бизнес- этике, ответственности, на компетенции людей, то есть на той базе знаний, которой они владеют. Однако, несмотря на важность этой темы для современного менеджмента, эта тема включена далеко не во все учебники.
Слайд 9 Управление творческой деятельностью
управление творческой деятельностью, управление талантами
В 2000 году журнал Business Week ввел в оборот понятие креативной экономики. Джон Хокинс в 2001 выделил 15 отраслей креативной экономики: реклама, архитектура, изобразительное искусство, ремесла, дизайн, мода, кино, музыка, исполнительские искусства, издательское дело, НИОКР, программное обеспечение, игрушки и игры, ТВ/радио, видеоигры.
Ричард Флорида определяет креативный класс, ядро которого составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Креативный класс включает также обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности. К суперкреативному ядру в США относятся 15 млн. человек или 12% всей рабочей силы. В него входят люди, работающие в науке, технике, математике и программировании, образовании, искусстве, дизайне и индустрии развлечений — все, кто занят собственно творческой деятельностью.
Слайд 10Знания устаревают и требуют обновления, появляются новые проблемы менеджмента
« Даже
согласно самым строгим из моих критериев, в России сейчас около 13 млн. представителей креативного класса, то есть ей принадлежит второе после США место в мире по абсолютному числу работников, занятых в креативных профессиях»
Ричард Флорида
Слайд 11Новые области знаний и новые области менеджмента
В 90-ые годы ХХ
века за рубежом начала формироваться концепция управления знаниями.
Управление знаниями представляет собой формирование в организации всех необходимых условий для осуществления процессов создания, обмена, передачи и использования знаний.
В настоящее время управление знаниями - это:
система управления, ориентированная на развитие интеллектуальных ресурсов и инновационной активности (СУЗ)
новый вид управленческой деятельности (функция управления)
новая область научных исследований
новые курсы и образовательные программы
Слайд 12 Формирование новых компетенций,
необходимых менеджерам в инновационной экономике
Для инновационной экономики
необходим новый тип менеджера, ориентированного на знания, умеющего сознательно и целенаправленно управлять процессом создания, обмена, передачи и использования знаний в организации, превращения знаний в интеллектуальные активы.
Слайд 13 Интеграция новой области «управление знаниями» и управленческого образования
Управленческая подготовка
должна быть направлена на развитие интеллектуальных ресурсов компании
Будущие менеджеры должны уметь создавать в компании такую организационную среду, в которой есть все необходимые условия, связанные с созданием, обменом, использованием, коммерциализацией знаний.
Программы управленческой подготовки (всех направлений, профилей и уровней обучения) должны включать комплекс взаимосвязанных дисциплин, выстроенный в логической последовательности в учебных планах (а не так, как уже сложилось), который позволяет приобрести эти знания, навыки и умения (базовый курс «управление знаниями» или «управление интеллектуальными ресурсами» и связанные с ним дисциплины: «проектирование систем управления знаниями», «интеллектуальная собственность», «формирование компетентности организации», «управление инновациями» и т.п.) Новые знания также должны быть интегрированы и в уже существующие учебные дисциплины в виде новых разделов или новых тем, в курсовые и дипломные проекты.
Слайд 14Что может дать решение этой задачи
в управленческом образовании?
Приобретение менеджерами новых
компетенций, необходимых для создания продуктов и услуг в условиях инновационной экономики
Вклад в подготовку управленческого персонала для высокотехнологичных отраслей экономики
Специализированную управленческую подготовку персонала компаний, внедряющих проекты по управлению знаниями
Слайд 15Российские вузы, реализующие программы УЗ
Среди российских организаций, осуществляющих научные исследования и
образовательные программы по управлению знаниями, прежде всего, следует отметить ГУУ, МЭСИ, МИРБИС, МИМ ЛИНК, ВШМ Санкт-Петербургского университета, ВШЭ
Слайд 16Развитие компетенций преподавателей
Ключевую роль во внедрении новых знаний играет преподаватель,
который является основным в учебном процессе. Однако, как показали исследования ЮНЕСКО, роль преподавателя часто недооценивается.
Новые знания часто приходят из-за рубежа. Отсюда проблема языковой подготовки.
Во многих университетах существует проблема, как повысить качество подготовки преподавателей на основе современных информационных технологий, как мотивировать преподавателей к цифровому стилю преподавания.
В нашей стране проблема усугубляется тем, что происходит увеличение среднего возраста научных кадров, в том числе и в секторе вузовской науки и ППС. Почти 51% исследователей перешагнули 50-летний рубеж и лишь 17% находится в возрастной группе до 29 лет (Наука России в цифрах:2009.
Стат.сб.-М.:ЦИСН,2009, с.62). Сегодня средний возраст исследователей составляет 49 лет, кандидатов наук - 53 года, докторов наук - 61 год.
Для сравнения в Японии почти 50% научных работников и инженеров моложе 35 лет и только 7% старше 55 лет.
Слайд 17Интеграция новых областей знаний в учебный процесс
Проведение учебно-методических семинаров, подготовка и
обсуждение новых тем, их освоение преподавателями кафедры, обязательное включение в программу дисциплины.
Обновление содержания и разработка новых курсов
Повышение квалификации преподавателей на тех кафедрах и в тех вузах, где действительно есть, чему поучиться
Координация деятельности различных вузов в новой области знаний, обмен опытом и учебно-методическими разработками
Слайд 18Интеграция и стратегическое партнерство образовательных организаций в новой области знаний
Слайд 19Управление знаниями в ГУУ
В 2006 году создана кафедра «Управление знаниями».
Разработаны базовая структура, программы и учебные материалы для всех уровней обучения (аспиранты, студенты, бакалавры, магистры, МБА), проводятся научные исследования, в том числе в рамках подготовки диссертационных работ по управлению знаниями.
В 2006 году опубликовано учебное пособие: Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. «Управление знаниями в корпорациях». В 2009 году опубликован первый в стране учебник «Управление знаниями в инновационной экономике/ Под ред. Б.З. Мильнера (Гриф УМО в области менеджмента).
Организация новых секций по управлению знаниями, участие в российских и зарубежных научных конференциях, семинарах, круглых столах
Публикация научных статей, монографий по управлению знаниями (Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями/ Под ред. Б.З. Мильнера .- М.: ИНФРА-М, 2009)
В ГУУ заложены фундаментальные основы для разработки и реализации образовательных программ различного уровня.
Слайд 20Управление знаниями в МЭСИ
Создана кафедра управления знаниями и прикладной информатики в
менеджменте, разработаны учебные курсы, проводятся научные исследования, в том числе в рамках подготовки диссертационных работ по управлению знаниями.
Регулярно организуются и проводятся научные конференции, включая студенческие, по управлению знаниями.
Создан НИИ управления знаниями, который проводит исследования по оценке и аудиту знаний, мотивации персонала и др. проблемам УЗ. Разрабатывается Система управления знаниями для МЭСИ, новые методики апробируются в институте, есть планы создавать продукты для внешних потребителей.
МЭСИ лидирует в области использования информационных технологий для формализации, накопления, систематизации и обмена знаниями. Создано E-learning - сообщество, которое объединяет заинтересованные организации, предлагаются различные программы дистанционного электронного обучения
Слайд 21Управление знаниями в МИМ ЛИНК
ЛИНК лидирует в области открытого дистанционного бизнес-образования
в форме сетевой организации. Деятельность института изначально была построена на управлении знаниями, что в последствии позволило сформировать в МИМ ЛИНК целостную систему управления знаниями.
Разработан курс «Управление знаниями в организации» для слушателей МБА, разработаны все необходимые учебные материалы высокого уровня качества.
Проводятся научные исследования в рамках подготовки диссертационных работ преподавателей по управлению знаниями.
Накоплен большой опыт проведения научно-практических конференций «Качество дистанционного образования», в рамках которых работает секция «Управление знаниями и открытое дистанционное образование».
МИМ ЛИНК внес значительный вклад в развитие технологий дистанционного образования, института тьюторства, методов создания и извлечения знаний в процессе обучения, оценки интеллектуального капитала и других аспектов управления знаниями.
Слайд 22Управление знаниями в МИРБИС
МИРБИС позиционирует себя как бизнес-школа, поэтому в программах
обучения преобладают МБА и другие программы для бизнеса. Разработан курс «Управление знаниями», который включен в программу МБА.
МИРБИС активно участвует в организации и проведении международных конференций по управлению знаниями (совместно с бизнес-партнерами и другими организациями)
проводит научные исследования в рамках подготовки диссертационных работ (создана творческая группа (лаборатория по управлению знаниями).
В 2008 году опубликован учебник Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. «Управление знаниями», подготовленный издательством «Эксмо» совместно с МИРБИС для программы МБА
Слайд 23Научная деятельность других российских вузов по управлению знаниями
Проведение научных исследований
в рамках подготовки диссертационных работ, выполненных в 2011 году:
«Организационный механизм управления знаниями (на примере вуза)», кафедра менеджмента Сургутского государственного университета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
«Управление интеллектуальным капиталом промышленных предприятий», кафедра экономики и управления Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова
«Теоретические и методологические основы управления знаниями в организации» Самарский государственный экономический университет
«Административные знания как управленческий ресурс инновационного развития образовательного учреждения» МЭСИ и др.
Слайд 24 Коммуникации в новой области знаний
Для интеграции новых областей знаний в
образование очень важную роль играют коммуникации, современные интерактивные информационные технологии, сетевое взаимодействие вузов в новой области знаний.
- создание сообщества (существуют бизнес-сообщества; созданные отдельными людьми, интересующимися этой областью знаний и т. д.)
- сайт сообщества с новостной лентой
- создание секции УМО
Это позволит сообщать о новых разработках, научных исследованиях, учебно-методической литературе, новых образовательных программах, заранее планировать участие в конференциях, находить партнеров для проведения совместных исследований в том числе, учитывая потребности бизнеса, оказывать консультационную помощь, находить партнеров для заявок на получение грантов, отзывы на диссертации и т.п., что часто бывает очень сложно в новой области знаний.
Слайд 25СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
27 апреля 2012 г.