Слайд 1Информационные системы и технологии в логистике
Слайд 2Информационно-коммуникационные ресурсы:
комплекс программно-аппаратных, сетевых, телематических, организационных решений и инструментов для передачи,
приема, обработки и потребления (использования) информации в совокупности с данными и знаниями, формализованными в виде документов и моделей бизнес-процессов.
Слайд 3Составляющие информационно-коммуникационных ресурсов:
информационные системы (программное обеспечение, данные, системы управления базами данных
и операционными платформами);
информационные технологии (методы, средства и способы формирования среды обращения информации);
информационный менеджмент (методы, средства и технологии управления информационными ресурсами).
Слайд 4Показатели информационного потока:
источник возникновения;
направление движения;
скорость передачи и приема;
интенсивность потока и др.
Слайд 5Взаимосвязь материального и информационного потоков:
опережающий информационный поток во встречном направлении (заказ);
опережающий
информационный поток в прямом направлении (предварительное сообщение о предстоящем прибытии груза);
одновременно с материальным потоком в прямом направлении (количественные и качественные параметры материального потока);
вслед за материальным потоком во встречном направлении (результаты приемки груза, претензии, подтверждения).
Слайд 6Характеристики логистических информационных потоков:
неоднородность;
множественность подразделений-поставщиков информации;
множественность подразделений-потребителей информации;
сложность и трудность практической
обозримости информационных маршрутов;
множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту;
многовариантность оптимизации информационных потоков.
Слайд 7Классификация информационных потоков в зависимость от индикации:
цифровые;
алфавитные;
символические;
предметно-визуальные.
Слайд 8Классификация информационных процессов по месту в системе управления
целеполагание (выбор и формулировка
целей логистического управления);
планирование (разработка развернутой во времени последовательности будущих действий в рамках управляемой производственно-сбытовой системы);
регулирование (процессы, обеспечивающие фактическое протекание в реальном масштабе времени производственно-сбытовой деятельности в соответствии с составленными планами).
Слайд 9Классификация информационных систем по уровням управления:
плановые (создание и оптимизация звеньев логистической
цепи, общее управление запасами и т.п.) – уровень организации;;
текущие (детальное упрвление запасами, распоряжение внутрискладским транспортом, отбор грузов по заказам и комплектование и др.) – уровень подразделения;
оперативные информационные системы – уровень исполнителей.
Слайд 10Элементы информационных потоков:
телефонограммы и факсы;
накладные, поступающие вместе с товаром;
информация о поступлении
и размещении грузов на складах;
данные о транспортных тарифах и о возможных маршрутах и типах транспорта;
изменения в динамических моделях состояния запасов;
библиотеки управляющих программ для технологического оборудования с числовым программным управлением и каталоги этих библиотек;
различная нормативно-справочная производственная информация;
изменения в динамических моделях рынка и его сегментировании;
текущие сведения о производственных мощностях;
текущие сведения о поставщиках и производителях;
изменения в динамических моделях портфеля заказов;
текущие сведения о незавершенном производстве;
данные о планах выпуска;
текущие данные о складах;
данные об объемах и видах готовой продукции;
данные о фактическом сбыте продукции потребителям;
данные о финансовых потоках.
Слайд 11Направления эволюции управленческих технологий
от функций к процессам (переход от функционального управления
к сквозному (процессному) сбалансированному планированию и управлению всеми бизнес-процессами;
от товаров к потребителям (переход от учета клиентов и планирования продаж к технологии управления взаимоотношениями с покупателями (знания о клиентах и их предпочтениях) и автоматизации торговых операций);
от прибыли к эффективности (переход от финансового учета и планирования к оперативному бюджетированию и адаптивному финансовому управлению на основе сбалансированной системы показателей.
Слайд 12Внешние информационные потоки:
фискальные и другие государственные службы;
экспедиторы, брокеры;
страховые фирмы;
партнеры, конкуренты;
интернет;
банки;
СМИ, реклама;
клиенты,
потребители;
поставщики;
транспортные компании;
ассоциации, союзы, консультационные центры.
Слайд 13Внутренние информационные потоки:
вертикальные (приказы, распоряжения, отчеты);
горизонтальные.
Слайд 14Характеристики, отражающие роль информационных технологий в управлении поставками
Слайд 15Направления развития информационного обеспечения логистики:
автоматизация (оптимизация) планирования производственных процессов;
клиентоориентированное управление, парадигма
«всеобщего сотрудничества»;
автоматизация стратегического управления эффективностью бизнеса на основе сбалансированной системы показателей логистической деятельности;
автоматизация планирования поставок и управления дистрибутивными операциями;
фрахт, активный мониторинг и навигация в цепях поставок на основе интернета, телематики и RFID-технологий;
физическое и организационно-функциональное проектирование цепей поставок;
развитие комплексных систем информационно-коммуникационного обеспечения систем поставок регионального и глобального уровней.
Слайд 16Качественные преимущества мониторинга в управлении бизнес-процессами:
дополнительные услуги клиентов;
качество оперативного управления поставками;
точность
планирования и надежность (безопасность) поставок.
Слайд 17Дополнительные услуги для клиентов:
подтверждение доставки;
информирование по запросу о местоположении и состоянии
товара4
подтверждение оплаты услуг.
Слайд 18Качество оперативного управления поставками:
определение местоположения объектов, диспетчеризация и навигация;
сокращение простоев на
пограничных переходах, терминалах и в портах на основе видеонаблюдений и оперативных сообщений о состоянии транспортного средства и экипажа, событий и условий движения на маршруте;
сокращение порожних пробегов транспортных средств за счет применения средств навигации, позиционирования транспорта и клиентов;
сокращение времени выполнения учетных складских и дистрибутивных операций за счет применения портативных мобильных средств сбора данных.
Слайд 19Точность планирования и надежность поставок:
обеспечение исполнения контрактов и графиков поставок посредством
ситуационных корректировок, обусловленных изменчивостью условий;
контроль выполнения требований к качеству (условиям) транспортировки и выполнения погрузочно-разгрузочных операций на основе применения интеллектуальной упаковки или тары (smart package) и индивидуальных разовых индикаторов;
обеспечение безопасности в транспортных операциях с помощью беспроводного дистанционного контроля на основе интеллектуальных автоматических средств идентификации прохождения заданного маршрута, скорости движения, содержимого и состояния контейнеров.
Слайд 20Средства и методы обеспечения безопасности в цепях поставок:
автоматическое слежение за отправкой;
электронные
средства генерации предупреждений об опасности (например, при вскрытии контейнера или нападении на экипаж);
электронные замки-печати;
аудиоидентификация при оплате счетов с помощью кредитных карт;
электронный документооборот в глобальных цепях поставок, обеспечивающий опережающее информационное сопровождение операций в виде электронных сообщений;
виртуальная инспекция контейнеров с помощью WAP, RFID и мобильных сканеров маломощного рентгеновского излучения.
Слайд 21Средства и технологии мониторинга:
спутниковая система (обеспечение глобальной связи, навигации и позиционирования;
глобальное диспетчерское управление транспортными операциями);
сотовая связь (голосовая связь, передача данных, позиционирование);
интернет (видеомониторинг, уведомления, мониторинг в режиме запросов о состоянии);
индивидуальный разовый индикатор (специальные ярлыки-наклейки разового использования для контроля состояния объекта по температурному воздействию, динамической нагрузке (удару), положению (наклону, перевороту);
бортовой прибор (бортовой компьютер, тахограф);
радиоэлектронные и оптические средства и технологии идентификации (радиометки и устройства их считывания).
Слайд 22Преимущества электронного документооборота:
операционные;
стратегические.
Слайд 23Бумажный документооборот:
до 38 документов на одно грузоотправление;
средние затраты на документирование грузоотправления
$30;
мировой объём бумажной документации в 2010 г. 7,8 тыс.т (вместимость 80 самолётов Boeing 747-400F).
Слайд 24Операционные:
снижение прямых затрат на ведение документооборота;
устранение возможности ошибок, обусловленных ручным вводом
информации;
общая экономия в мировом масштабе $4,9 млрд.
Слайд 25Стратегические:
ускорение доставки грузов за счёт сокращения времени на документационное обеспечение обслуживания
перевозки;
рационализация использования складских ёмкостей, повышение эффективности процессов складирования;
содействие развитию мультимодальных перевозок.
Слайд 26Страны-пионеры в развитии электронного документооборота:
Канада;
Великобритания;
Нидерланды;
Швеция;
Гонконг;
Сингапур.
Слайд 27Направления развития электронного документооборота:
внедрение новых электронных форм документов, прямое вытеснение соответствующих
бумажных форм;
расширение аэропортовой и маршрутной сети, обеспечивающей возможность реализации электронного документооборота;
увеличение перечня операций, осуществляемых с применением преимущественно электронного документооборота, включение в него наряду с прямыми перевозками транзита и перевалки, а также мультимодальных перевозок;
развитие обеспечивающих решений, таких как RFID-технологии.