Слайд 1Информационное обеспечение модернизации здравоохранения
на региональном и муниципальном уровнях
Директор КМИАЦ, зав.
кафедрой НГИУВа
д.м.н., профессор, заслуженный работник РФ, заслуженный деятель науки РФ
Чеченин Геннадий Ионович
Слайд 2О модернизации
О необходимости модернизации всех отраслей экономики и сфер жизнедеятельности, выдвинутой
руководством страны и обусловленной социально-экономическим положением, качеством жизни, состоянием общественного здоровья много говорят и пишут.
Однако до настоящего времени нет однозначного понимания значения данного понятия и четкого определения, и, его довольно часто применяют не по назначению.
Слайд 3Понятие «модернизация»
Модернизация - усовершенствование, улучшение, обновление объекта (системы), приведение её в
соответствии с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, приводящие к качественным изменениям.
Модернизацию, как процесс невозможно ограничить какой либо областью социальной реальности, её признаки пронизывают все аспекты социума, всего общества.
Слайд 4Всякая модернизация – это всегда один проект …. «Сохранение народа –
это единственный проект, ради которого должна строиться модернизация» …. Любая модернизация - это создание параллельной структуры, которая постепенно вытесняет и навязывает себя структуре прежней.
Модернизация России – это замена устаревших технологий на инновационные – это, прежде всего, коренное изменение условий жизни народа, его сбережение».(* Российская газета № 244 от 28.10.10.).
Продолжение
Слайд 5В основе модернизации лежат инновационные процессы.
Инновации, в нашем понятии, –
это интеллектуальные услуги в основе которых: новые знания, новые технологии, неоднократно реализованные в реальных условиях (на практике), в результате которых получен желаемый эффект, оформленные в удобном для широкого тиражирования виде.
Слайд 6Составляющие модернизации
◆ Создание общества с открытой стратификационной системой и высокой мобильностью;
◆
Изменение ментального сдвига, характеризующегося верой в прогресс, экономический рост, готовностью адаптироваться к изменениям;
Слайд 7◆ Ролевой характер взаимодействия (ожидания и поведение людей обусловлены их общественным
статусом и социальными функциями);
◆ Формальная сторона регулирования отношений (на основе права, законов, положений, договоров);
◆ Сложная система социального управления и др.
Продолжение
Слайд 8Почему нужна модернизация общества?
Слайд 9Проект модернизации должен включать ряд подпроектов, в том числе, подпрограммы, касающейся
системы охраны здоровья (СОЗ) населения.
Все они в своей основе базируются на инновационной составляющей.
Основная их целевая установка – преодоление демографического провала.
Продолжение
Слайд 11Методология системного исследования
Методология системного исследования любых систем, явлений и процессов предусматривает
анализ и оценку прошлого, настоящего и будущего.
Особое внимание должно быть уделено выявлению неопределенностей поведения системы в будущем. То есть, в любом случае должна быть проведена системная проработка любой программы или инновации.
Слайд 12Системный подход, прежде всего, позволяет выявить внешние связи, провести их анализ
и оптимизацию в процессе достижения конкретной цели, что особенно важно при организации охраны здоровья граждан.
Другими словами, системный подход объединяет деятельность многих компонентов больших и сложных систем или структур (объектов) разных ведомств для достижения единой цели и получения желаемого результата - воспроизводства здоровья и сбережение народа
Продолжение
Слайд 14Система охраны здоровья - ведущая подсистема СЖО
Системное рассмотрение охраны здоровья позволяет
обосновывать концептуальные положения модернизации здравоохранения как связующего звена целостной системы охраны здоровья (СОЗ).
Объединяет деятельность многих компонентов больших и сложных систем или структур (объектов) разных ведомств для достижения единой цели.
Слайд 15Уровни системы охраны здоровья (СОЗ)
Муниципальная
Регио-нальная
Феде-ральная
Система здравоохранения
Другие системы СЖО
Слайд 16ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Конечная цель работы, связанной с применением информационных технологий –
понимание того или иного явления, проблемы.
Создание возможностей для принятия адекватного управленческого решения, а не получения каких-либо чисел и картинок.
Слайд 17ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Основная проблема при построении информационных систем – отсутствие
единой теории, связывающей воедино данные, информацию и знания.
Слайд 18Основные причины недостаточной автоматизации в здравоохранении
1. Отсутствие в службе заказчика специалистов
достаточной квалификации, способных с системных позиций поставить задачу и сформулировать требования.
2. Нарушение последовательности проектирования, установленной ГОСТом:
- не проводится предпроектное обследование;
- техническое задание, как правило, отсутствует или не отражает все виды обеспечения;
- несовершенная документация пользователя и др.
Слайд 193. Недостаточность теоретической базы управления здравоохранения в современных условиях.
4. Кадровая проблема.
5.
Несовместимость нормативно-методической базы автоматизации управления здравоохранением.
6. Разрушение института главных разработчиков автоматизированных управленческих комплексов.
7. Отсутствие типовых проектных решений.
Продолжение
Слайд 20Основные составляющие автоматизации
1. Экспертные системы, где главное правило:
‹правило›:=(ЕСЛИ‹условие›
ТО‹действие›);
2. Моделирование:
-
имитационных моделей;
- оптимизационных моделей;
- финансовых потоков.
Слайд 21Основные составляющие автоматизации:
3. Маршрутизация и диспетчеризация на основе теории массового обслуживания
и логистики (ССМП, поликлиника);
4. Информационно-поисковые системы:
- общего назначения;
- специализированные.
Основные составляющие автоматизации
Слайд 22СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
УРОВНИ
(федеральный,
субъект федерации,
муниципальный)
СУБЪЕКТЫ
УЧАСТНИКИ
функции;
обязанности;
права и ответственность;
конечные
результаты (целевая функция);
необходимое ресурсное обеспечение;
регламентированная учетно-отчетная документация.
СУ
СУ
СУ
Слайд 23ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
разрабатываются нормативно-правовые документы, методические рекомендации;
вырабатываются требования
по содержанию, объему, периодичности поступления необходимых данных для координации деятельности, субъектов и участников федерального уровня, организации планирования, прогнозирования, контроля
и т.п.
Слайд 24УРОВЕНЬ
СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
определяются целевые установки для муниципальных образований, осуществляется координация
деятельности всех участников;
предоставление персонифицированных баз данных муниципальным органам для решения задач проекта ;
формирование сводных отчетных данных, представление информации, необходимой для мониторинга;
создается единое информационное пространство с регламентированным доступом к информационным ресурсам;
проводится дооснащение ПК, передача программных средств из центра, обеспечение нормативно-справочной информацией и инструктивно-методическими материалами;
оказание организационно-методической помощи муниципальным органам власти.
Слайд 25МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
проводятся непосредственный медицинский осмотр граждан;
оказание первичной медико-санитарной
помощи населению;
прививки;
организация, установка, получаемого медицинского оборудования и оперативный контроль за его использованием;
осуществляется оперативное управление реализацией всех направлений проекта.
На этом уровне выполняется основной технологический процесс по каждому направлению проекта «Здоровье»
Слайд 26Основные функции общества
Население
Гармония с природой
Воспроизводство
Производство предметов и материальных ценностей
Культурно-нравственное и духовное
развитие
Слайд 27Основные функции СОЗ
СОЗ
Оказание медицинской помощи
Воспроизводство здоровья
Предупреждение появления новых заболеваний и обострения
хронических
Медико-социальное обслуживание контингентов
Слайд 28Основные компоненты единой системы
СОЗ
Население
Внешняя среда
Слайд 29Информационное обеспечение СОЗ
СОЗ
Население
Внешняя среда
Потребная информация:
Нормативно-правовая;
2. Общественное здоровье;
Проблемные ситуации;
4. Потребность в ресурсном
обеспечении;
5. Эффективность СОЗ;
6. Новые организационные формы.
Права и ответственность;
Факторы, влияющие на здоровье (внешняя среда и производство);
Модель здорового образа жизни;
4. Рейтинги МП;
5. Ресурсное обеспечение;
6. Результаты СГМ «Здоровье» и «Среды обитания».
Слайд 30Ведущее звено в СОЗ
Врач
Пациент
Внешняя среда
Слайд 31Составляющие профессионального уровня врача
Системное мышление
Знания
Умения
Навыки
Слайд 32Информационное обеспечение ведущего звена СОЗ
Внешняя среда
Потребная информация:
Нормативно-правовое обеспечение;
2. Стандарты, схемы лечения;
Новые
мед. технологии;
4. Патенты, методические рекомендации;
5. Современные лекарственные препараты;
6. Новые организационные формы.
Потребная информация:
Модели здорового образа жизни;
Рейтинги МО врачей;
Графики работы;
4. Получение полной информации о здоровье;
5. Права и ответственность;
Слайд 33Необходимость интеграции информационного обеспечения управления системой охраны здоровья на муниципальном уровне
Многофункциональная система охраны здоровья населения;
Здравоохранение – ведущая составляющая системы охраны
здоровья населения;
Многоукладность в организации оказания медицинской помощи;
Многоканальность финансирования медицинских услуг;
Многоэтапность в оказании медицинской помощи;
Иерархический принцип в организации охраны здоровья
населения;
Обеспечение принципа преемственности при организации
медицинской помощи.
Слайд 34Развитие информатизации в системе охраны здоровья г. Новокузнецка
АСУ «Горздрав»
I очередь
АСУ «Горздрав»
II
очередь
ИАСУ «Здоровье»
ИУС «Охрана
здоровья»
Слайд 35Основные направления автоматизации в АСУ «Горздрав»
Автоматизация управляющих функций
и технологических процессов
Организационное
управление
Формирование муницип.
государст. заказов
Управление качеством
мед. помощи
Стратегия развития
служб здравоохранения
Технологические
процессы
АРМы-врачей
Плановая
госпитализация
АРМы-ССМП
Санэпид
Слайд 36Основные составляющие ИУС
« Охрана здоровья»:
Слайд 37Концепция и обобщенная структура ИУС «Охрана здоровья»
Слайд 38Информационно-функциональная структура ИУС «Охрана здоровья»
Слайд 40ЗАДАЧА ДНЯ
Не «облачные» дали, а создание информационной модели объекта,
которая связывает разнообразные данные, превращая их в информацию для принятия решения – важнейшая задача сегодняшнего дня.
Слайд 41Информационное обеспечение модернизации здравоохранения
Первый способ: централизованный,
(по согласованному проекту
с представителями всех уровней и участников разрабатывается типовой программный продукт, который бесплатно поставляется всем участникам, с последующим сопровождением и представлением новых версий).
Второй способ: региональный (поставить задачу и отдать на откуп регионам для решения. При этом, соблюдается принцип преемственности и специфика субъекта).
Слайд 42● Разработать единый нормативно-справочный фонд;
● Передавать на территории форматы выгрузки требуемой
информации с указанием реальных сроков для выполнения требований;
● Разрабатывать и передавать на территории подробные методические рекомендации по реализации проектов, а также описания предполагаемых информационных потоков.
Для реализации проекта модернизации необходимо