Слайд 1 ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПО ВИЧ/СПИДу В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Министерство здравоохранения
Республики
Беларусь
Слайд 2Проблемный анализ ситуации по созданию и продвижению информационных материалов по ВИЧ/СПИДу
в Республике Беларусь
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Слайд 4отсутствие единых стандартов производства информационной продукции, и, как следствие, снижение качества
и эффективности информационного воздействия.
Слайд 6Отсутствие критериев для определения границ позитива и негатива при создании информационных
материалов по теме ВИЧ/СПИДа
Слайд 7Отсутствие национальных стандартов разработки информационных материалов. Так, например, при изготовлении печатной
продукции, направленной на профилактику ВИЧ-инфекции, разработанные макеты не всегда тестируются на целевых группах. Часто не учитываются образовательные, культурные, гендерные, возрастные особенности целевых групп.
Слайд 8Европейский опыт
Ранние европейские кампании по профилактике ВИЧ-инфекции часто использовали страх в
качестве основного мотивирующего фактора, с фокусом на смертельную опасность инфекции, угрозу существования человечества и катастрофические последствия эпидемии. Видеоряд был в основном посвящен передаче образов смерти и практически не имел образов
утверждения жизни или возможности ее продолжения.
Слайд 10Самым ярким примером такого рода кампаний является английская кампания «Не умирай
от незнания» («Don’t die of ignorance», 1986-1987). Основным
лейтмотивом этой кампании является смерть в образе могильных камней, забивающихся в гроб гвоздей и извергающихся вулканов.
Слайд 11Интересной представляется оценка этой кампании — кампания проходила с осени 1986
года по весну 1987 года и в течение активной фазы проведения кампании был зарегистрирован всплеск обращений по тестированию на ВИЧ-инфекцию (более чем на 300% в течение времени проведения кампании), но уровень тестирования на ВИЧ после проведения кампании упал ниже уровня, зарегистрированного до начала кампании. Данный результат свидетельствует о том, что страх вызывает краткосрочный эффект и после прекращения активного воздействия быстро вытесняется из человеческой памяти. Паника, граничившая с истерией, которая была одним из основных результатом кампании, сменилась равнодушием после получения отрицательного результата теста на ВИЧ. Люди продолжили свой стиль жизни, удостоверившись, что они не инфицированы ВИЧ и не поменяли своего поведения, тем самым продолжая подвергать себя риску инфицирования.
Слайд 12 Европейский опыт
Очень интересен опыт Голландии, где кампании проводились последовательно с
1987 года, и отличительной чертой этих кампаний было отсутствие запугивания, образов страха и смерти — кампании были ориентированы на продолжение жизни, пропагандировали безопасное сексуальное поведение и использование презервативов. Дизайн этих кампаний и сообщения тщательно тестировались с участием целевых групп. Основным сообщением, которое прослеживается во всех кампаниях, было то, что люди должны взять ответственность за свое здоровье и свою жизнь на себя. Сообщение о профилактике ВИЧ-инфекции было интегрировано в более широкое сообщение о сохранении сексуального и репродуктивного здоровья.
Слайд 13Некоторые результаты европейских кампаний:
• Более 75% молодых людей используют презервативы при
первом контакте;
• Более 75% молодых людей используют презервативы со случайным партнером;
• 45% используют презервативы всегда.
Специалисты не останавливаются на достигнутом и продолжают работу с учетом новых современных средств связи и коммуникации. Интересен опыт работы в интернете, который отвечает стилю жизни молодых людей и является на сегодняшний день самым доступным и быстрым средством получения информации. На сайте кампаний можно создать свою собственную страничку и обсудить с профессионалом и со сверстниками свой риск, любые другие возникающие вопросы.
Аналогичный опыт проведения масштабных (чаще всего на уровне страны) кампаний есть у Германии, Испании, Франции, Бельгии, Швейцарии, Великобритании и др.
Слайд 14Опыт США
В США в течение 10 лет проводили программы продвижения идей
верности и полового воздержания, и анализ эффективности данных программ не дает основания считать этот подход результативным.
Программы не только не привели к желаемым результатам, но, к сожалению, имели эффект обратного действия. Молодые люди, охваченные данными кампаниями, не только не сформировали пропагандируемое поведение, но дефицит достоверной информации привел к тому, что доверие к средствам контрацепции не было сформировано, а также отсутствовала практика их применения. Как результат, среди данной группы молодежи инфекции, передающиеся половым путем, регистрировались в полтора раза чаще, по сравнению с молодыми людьми, не охваченными данными программами
Исследования показывают, что молодые люди, имеющие доступ к достоверной информации о сексуальных отношениях, рисках и средствах контрацепции, позже начинают половую жизнь, и значительно чаще пользуются средствами контрацепции. Молодые люди, охваченные программами абстиненции, не верят в эффективность контрацепции и используют средства контрацепции в три раза реже, тем самым подвергая себя большему риску.
Слайд 18ПОДХОДЫ
• позитивный;
• устрашающий;
• морализаторский;
• отрицательный/осуждающий;
• логический/ рациональный;
• эмоциональный;
• юмористичный
Слайд 20
Цель: ???
Подход: морализаторский.
Содержание кампании:
2005 – Россия, Москва. Слоган: Безопасного секса
не бывает.
Результат:
Кампания «БЕЗОПАСНОГО СЕКСА НЕТ!» ставит под угрозу достижения проводимых до этого кампаний по профилактике ВИЧ/СПИДа и несет в себе недостоверную и неполную информацию.
Оскорбляет и дискриминирует людей, живущих с ВИЧ.
Противоречит основным принципам профилактики ВИЧ, принятым в международной практике и доказавшим свою эффективность
Кампания в СМИ по профилактике ВИЧ/СПИДа Московской Городской Думы
Слайд 32«Я слушаю эту несчастную девушку и думаю: «Ей всего 19 лет,
а она уже никогда не будет счастливой…»
Слайд 33«Страшной чумою ХХ века – СПИДом назвал эту болезнь человек. Вирус,
страшнее которого нету, гибкий, как спрут, заразил всю планету».
Слайд 34«Восемь маленьких брестчан сейчас живут в приемных семьях. Диагноз «ВИЧ/СПИД» подтвержден,
они обречены».
Слайд 35«СПИД – чума XXI века, губящая все и всех подряд. И
до настоящего времени никто не застрахован от этой ужасной болезни. Ежегодно человечество борется со СПИДом, но статистика с каждым разом все страшнее».
Слайд 36«Цифры расползаются, как раковая опухоль, накрывая своим черным вороньим крылом все
большее и большее количество людей».
Слайд 37«Мы знаем, что СПИД – очень страшная болезнь, всегда приводящая к
смерти».
Слайд 38Примеры некорректных публикаций
«И хотя СПИД и все с ним
связанное – тема, прямо скажем, грустноватая, но мероприятия, ему посвященные, никогда не бывают скучными, как сарай под дождем».
Слайд 40отсутствие доступа у целевых групп и специалистов ко всем информационным материалам,
выпускаемым различными организациями по теме ВИЧ/СПИДа (нет единого информационного ресурса)
Слайд 41Интернет
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И СМИ НА ТЕМУ ВИЧ
По информации новостного
портала tut.by (http://it.tut.by/news/91546.html), согласно данным исследовательской компании "Акавита", самой активной возрастной категорией остается группа пользователей от 18 до 24 лет (39,62%).
Количество регулярных пользователей интернета в Беларуси около 2,5 млн. Всех интернет-пользователей (включая тех, кто бывает в сети раз в полгода и реже) – порядка 3 млн.
Количество пользователей Интернета в мире увеличится до 2.2 млрд. к 2013 году
«Если вас нет в Интернете, то вас нет в бизнесе»
Слайд 42СМИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И СМИ НА ТЕМУ ВИЧ
С какой сферой
жизни связывается проблема ВИЧ/СПИД
% публикаций 2007/08 гг.
Медицинской 69%
Социальной 40%
Образовательной 35%
Нравственной 25%
Правовой 8%
Слайд 43СМИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И СМИ НА ТЕМУ ВИЧ
Доминирует жанр информационного
сообщения, который составляет 65% всех публикаций
Слайд 44СТАНДАРТ 1
Публикация фото и видео, мнения или цитаты человека, живущего с
ВИЧ, должна быть с ним согласована
Журналист до выхода в свет должен показать финальную версию материала человеку, живущему с ВИЧ, чьи изображение, цитаты, мнение, жизнеописание использованы в данной публикации, и получить его визу. В случае получения отрицательной визы материал не может быть издан.
Слайд 45СТАНДАРТ 2
Запрещено в информационных материалах прямо или косвенно раскрывать ВИЧ-статус человека
без его письменного согласия, как конфиденциальную информацию.
Конфиденциальной или ограниченной для распространения считается любая информация, относящаяся к определенному (или определяемому на основании такой информации) человеку, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы. Эта информация называется персональными данными. Человек вправе сам определять, что именно он хотел бы отнести к своим персональным данным. Без согласия человека (или его законных представителей, если он недееспособен или не достиг 18 лет) распространение его персональных данных не допускается.
Слайд 46СТАНДАРТ 3
При публикации статистических данных и информации медицинского содержания по ВИЧ/СПИДу
обязательна ссылка на официальный источник, указание даты публикации данных.
Официальными источниками статистических данных и информации медицинского содержания по ВИЧ/СПИДу в Республике Беларусь являются: специалисты Министерства здравоохранения; информационные ресурсы Министерства здравоохранения, ЮНЭЙДС.
Слайд 47СТАНДАРТ 4
Нельзя рассматривать в информационных материалах ВИЧ-инфекцию как заболевание, не требующее
изменения
образа жизни
ВИЧ-инфекция является серьезным и пока неизлечимым заболеванием. В случае определения положительного ВИЧ-статуса человека существуют медицинские рекомендации по изменению его образа жизни: правила безопасного секса, приверженность АРВТ-терапии, если она назначена.
Слайд 48СТАНДАРТ 5
При выпуске информационных материалов на ему ВИЧ/СПИДа, предназначенных для длительного
многократного использования тиражом: на национальном уровне – не менее 15 000 тысяч экз., на областном – не менее 3 000 экземпляров, на городском – не менее 1000, а также информационных материалов, предназначенных для длительного и многократного показа в национальном телеэфире, обязательно проведение фокус-групп на целевой аудитории.
Фокус-группы должны проводиться специалистами по проведению фокус-групп в соответствии с разработанным механизмом проведения фокус-группы на тему ВИЧ/СПИДа
Слайд 49СТАНДАРТ 6
Нельзя употреблять в информационных материалах по ВИЧ/СПИДу термины, аббревиатуры, примеры,
непонятные целевой группе
Например, употребление специфических медицинских терминов, описывающих научным языком патогенез ВИЧ, непонятно водителям-дальнобойщикам или работникам коммерческого секса.
Слайд 50СТАНДАРТ 7
Нельзя публиковать изображения, иллюстрирующие технологию приготовления и употребления наркотиков.
Частое изображение
атрибутов, связанных с приготовлением и употреблением наркотиков, может формировать устойчивый интерес и любопытство к наркотикам, в особенности у детей и подростков.
Слайд 51СТАНДАРТ 8
Недопустимо рассматривать ВИЧ-статус человека как следствие его религиозных убеждений, социального,
культурного статуса, сексуальной ориентации, национальных, этнических характеристик.
В ряде публикаций существуют устоявшиеся стереотипы, например: «ВИЧ-кара божья», «болеют одни гомосексуалисты», «все цыгане – распространители наркотиков и ВИЧ», «богема – среда беспорядочных половых связей и наркотиков, следовательно – и ВИЧ», «Если человек принадлежит к «группе риска», скорее всего, он будет
инфицирован». Это не так. Например, многие мужчины, вступающие в сексуальные отношения с мужчинами, практикуют только защищенный секс или имеют только одного партнера. Поэтому в данном случае риск не выше, чем у человека с гетеросексуальной ориентацией. Кроме того, у людей, не причисляющих себя к уязвимым группам, может возникнуть ложное чувство безопасности.
Слайд 52СТАНДАРТ 9
Недопустимо в информационных материалах рассматривать ВИЧ-инфекцию как способ приобретения каких-либо
жизненных благ
Например, фраза в информационном сюжете: «Если бы у меня не было ВИЧ, я бы не посетил разные страны, не приобрел столько друзей» подает ВИЧ-инфекцию как один из способов получения жизненных благ, в то время как на самом деле источником достижений является сам человек.
Слайд 53СТАНДАРТ 10
Нельзя использовать в информационных материалах по ВИЧ/СПИДу некорректную терминологию (см.
таблицу).
Слайд 55СТАНДАРТ 11
Нельзя использовать изображения символов смерти, а именно: гробы, надгробные кресты,
могилы, черепа, скелеты, смерть с косой.
Изображения символов смерти стигматизируют людей, живущих с ВИЧ, вызывают панику и СПИДофобию, что не снижает риск распространения ВИЧ и затрудняет проведение эффективной профилактики.
Слайд 56Из представленных для анализа материалов большинство составила наглядная печатная продукция –
листовки, плакаты, календари и пр. – 57% (70 материалов). Далее следуют брошюры и буклеты – 38% (47 материалов) и аудио- видеоматериалы – 5% (2 аудиоролика и 4 видеоматериала).
Слайд 57
Абсолютное большинство материалов (72% или 88 материалов) носило агитационный характер, каждый
пятый материал являлся практическим пособием / пособием для специалистов (9% или 11 пособий), либо пособием для групп риска или ЛЖВ (11% или 13 пособий). Кроме того, было проанализировано 8 периодических изданий (7%) и 3 материала исследований (2%).
Слайд 58Целевые группы, на которые ориентированы материалы (%)
Слайд 59Главные заказчики печатных материалов (%)
Слайд 60Тип печатных материалов (%)
Две трети материалов по своему содержанию были направлены
на широкую аудиторию. В оставшейся трети по 8-9% материалов предназначались для таких целевых групп как врачи/специалисты, МСМ и ПИН. Менее чем по 5% материалов были направлены на ЛЖВ и ЖСБ.
Слайд 61Случаи несоответствия материалов информационным стандартам
Слайд 62Влияние ИС на информационно-профилактическую работу с молодёжью.
Основная целевая группа.
Точное определение
её потребностей и особенностей.
Учёт положений , принципов и стандартов ИС при планировании и проведении ИК для молодёжи.
Слайд 63 Деятельность в рамках ИС для молодёжи.
Экспертиза и рекомендации по разработке
и проведения ИК по профилактике ВИЧ для молодёжи.
Разработка и апробация учебного курса для журналистов « Профилактика ВИЧ-инфекции: информационный аспект.
Подготовка телевизионного ток- шоу для молодёжи « Мифы и стереотипы в отношении ВИЧ СПИДа».
Слайд 64 Ближайшие планы и перспективы
Создание журналистского, социально пула.
Создание школы
социального пиара.
Слайд 67Роль социального и журналистского пула в профилактике ВИЧ-инфекции.
В Информационной стратегии сформулирована
актуальная задача: вывести на новый качественный уровень подготовку специалистов, работающих над созданием и продвижением информации по проблематике ВИЧ/СПИДа.
Именно с помощью участия журналистов и специалистов коммуникационной сферы можно добиться реализации основных положений ИС. Поэтому выстраивание правильных взаимоотношений с журналистами, а также другими представителями СМИ часто становится фундаментом постоянного и качественного присутствия темы профилактики ВИЧ-инфекции в средствах массовой информации. Специалисты по PR называют этот процесс – формирование пула лояльных журналистов (пул журналистов)