Слайд 1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида «Сказка»
с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Авторы-составители:
заместитель заведующего Замятина Е.А., высшая квалификационная категория
музыкальный руководитель Менязева О.С., высшая квалификационная категория
инструктор по физкультуре Максимова С.Р., первая квалификационная категория
инструктор по физкультуре Краснова Н.Н., первая квалификационная категория
воспитатель Прейс Р.В., высшая квалификационная категория
педагог дополнительного образования Дудырева Н.А., высшая квалификационная категория
Рецензент:
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО ИвГУ
«Шуйский филиал ИвГУ» Плисенко Н.В.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
педагогического совета
от «__29_» __08___2014 г. № 1
г.п. Фёдоровский
Ханты-Мансийский автономный округ- Югра
департамент образования администрации Сургутского района
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Слайд 2
Основная образовательная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
Образовательная программа составлена с учётом нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность дошкольного учреждения:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89);
- Конституция РФ от 12.12.93 (ст. 38, 41, 42, 43);
- Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в - Российской Федерации";
- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской федерации";
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
- постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 г. N 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы";
- Устав образовательного учреждения, постановление администрации Сургутского района от 09.11.2011 г. № 4186, изменения от 12.09.2013 г. № 3953, изменения от 19.04.2013 г.
№ 1653.
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 41 от 13 января 2012 года выдана Службой по контролю и надзору в сфере образования и науки Ханты – Мансийского автономного округа – Югры.
Образовательная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
Образовательная программа составлена с учётом нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность дошкольного учреждения:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89);
- Конституция РФ от 12.12.93 (ст. 38, 41, 42, 43);
- Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в - Российской Федерации";
- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской федерации";
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
- постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 г. N 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы";
Устав образовательного учреждения;
Лицензия на право ведения образовательной деятельности.
Слайд 3
Содержание образовательного процесса в МБДОУ выстроено в соответствии с программой:
«От
рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией
Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой,
М.А. Васильевой.
Образовательная программа МБДОУ разработана для детей дошкольного возраста 1,5-7 лет на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Программа реализуется на государственном языке РФ
Слайд 4Включение дополнительных парциальных программ в образовательную программу представляет более широкие возможности
для познавательного, социального и личностного развития ребенка:
«Приобщение к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханёва
Цель программы:
Приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра.
Формирование патриотических чувств и развития духовности детей.
Слайд 5
«Росток» А.В. Шестакова
Цель программы:
раскрытие специфических возможностей искусства в духовном и
эмоционально-нравственном формировании личности начиная с 3 лет.
формирование у дошкольников общих предпосылок художественно- творческой деятельности, обеспечивает ее поступательный характер в дошкольном детстве и на других возрастных ступенях художественного образования
Слайд 6«Музыкальные шедевры» О.П. Радынова
Цель программы:
формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного
возраста.
Слайд 7
«Воспитание здорового ребёнка» М.Д. Маханёва.
Цель программы:
создать систему полноценного физического развития и
здоровья детей дошкольного возраста;
сохранить и укрепить здоровье детей, улучшить их двигательный статус с учётом индивидуальных возможностей и способностей;
сформировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственность в деле сохранения собственного здоровья.
Слайд 8
Создание благоприятных условий для позитивной социализации и разностороннего развития детей раннего
и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями, для формирования основ базовой культуры личности средствами организации здоровьесберегающей образовательной системы дошкольного учреждения.
Слайд 9Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного
детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
Слайд 10
обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы, организационных форм дошкольного образования, возможности
формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
создание благоприятных условий для саморазвития культуры здоровья детей и семьи через совершенствование физкультурно-оздоровительной и коррекционно-профилактической работы с учётом условий Крайнего севера;
обеспечение уровня социального развития ребёнка, дающего возможность творческой самореализации личности, её интеграции в системе отечественной культуры, включая ознакомление с историей и культурой коренных народов Югорского края (патриотическое, нравственно-эстетическое воспитание);
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Слайд 11Структура Программы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
1.1. Общие положения
1.2. Цели
и задачи реализации Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Общая характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения и характеристики возрастных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
2. Планируемые результаты освоения программы
Слайд 12Структура Программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка
1.1. Образовательная область «Физическое развитие»
1.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1.3. Образовательная область «Развитие речи»
1.4. Образовательная область «Познавательное развитие»
1.5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
4. Способы и направления поддержки детской инициативы
5. Содержательные разделы авторских и парциальных программ
6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, совместных с родителями образовательных проектов
7. Содержание коррекционной работы
Слайд 13Структура Программы
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Материально-техническое обеспечение программы
2. Обеспечение методическими рекомендациями и
средствами обучения и воспитания
3. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
4. Cпецифика образовательного процесса МБДОУ детского сада общеразвивающего вида «Сказка» (в т.ч. традиционные события, праздники, мероприятия)
5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
ПРИЛОЖЕНИЯ
Слайд 14
Структура и количество групп
Дети-инвалиды – нет
Дети с ОВЗ - нет
Слайд 15Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Режим работы дошкольного образовательного учреждения
МБДОУ детского сада «Сказка»: 12-ти часовое пребывание с 7.00 до 19.00, поэтому режим дня составлен с расчётом на 12-часовое пребывание ребёнка в детском саду. Режим дня детей разного возраста включает примерно одни и те же для всех дошкольных групп виды деятельности и отдыха. От года к году изменяется лишь содержание и объем некоторых нагрузок, продолжительность сна и бодрствования. Так, основные режимные процессы – приём пищи, пребывание на свежем воздухе, сон, игры, трудовая и непосредственно образовательная деятельность, развлечения – во всех группах четко определены необходимыми требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.
В МБДОУ разработаны и утверждены на каждую возрастную группу:
- режим дня на холодный период, - режим дня на тёплый период
- режим дня на День здоровья, - режим дня на актированные дни
- режим дня в адаптационный период
Слайд 16
При проведении режимных процессов МБДОУ придерживается следующих правил:
Полное и своевременное удовлетворение
всех органических потребностей детей (в сне, питании).
Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Игровые занятия (НОД) проводятся по подгруппам и фронтально, в 1 и 2 половине дня. Подгруппа для занятий состоит из 10-12 человек. Музыкальные занятия проводятся в зале со всей группой фронтально. В теплое время года максимальное число игр-занятий происходит на участке во время прогулки. Адаптационные, коррекционно-развивающие мероприятия проводятся с подгруппой детей во 2 половине дня.
Слайд 17Базовый учебный план МБДОУ
*Нагрузка на 1 ребёнка на 5-дневную
рабочую неделю в количестве занятий
Слайд 18Основные задачи образовательных областей
Социально – коммуникативное развитие
1) Усвоение норм и ценностей, принятых
в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
3) Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
4) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
5) Формирование готовности к совместной деятельности.
6) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
7) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
8) Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Слайд 19
Познавательное развитие
1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2) Формирование познавательных
действий, становление сознания.
3) Развитие воображения и творческой активности.
4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд 20
Речевое развитие
1) Владение речью как средством общения.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4) Развитие речевого творчества.
5) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
6) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
7) Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 21
Познавательное развитие
1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2) Формирование познавательных
действий, становление сознания.
3) Развитие воображения и творческой активности.
4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд 22
Художественно - эстетическое развитие
1) Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3) Формирование элементарных представлений о видах искусства.
4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, моделирования, музыкальной и др.)
Слайд 23
Физическое развитие
Развитие физических качеств.
Правильное формирование опорно–двигательной системы организма, развитие
равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
Правильное выполнение основных движений.
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
Овладение подвижными играми с правилами.
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Слайд 24
Особенности образовательной деятельности
Национально-культурные, демографические, климатические особенности проживания субъектов образовательных отношений.
Основное
приоритетное направление в деятельности образовательного учреждения: художественно-эстетическое развитие детей.
Авторские и парциальные образовательные программы.
Использование музейной педагогики.
В МБДОУ разработаны и успешно используются в работе с детьми:
авторская программа «Югория» педагога дополнительного образования МБДОУ Дудыревой Н.А.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей и воспитание любви к родному краю, родине через национально-региональную культуру.
авторская программа «Корригирующая гимнастика в дошкольном учреждении» инструктора по физической культуре Красновой Н.Н.
Цель программы: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, для профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения средствами и формами оздоровительной физкультуры, формирования физически совершенного, гармонично развитого ребенка с ответственным отношением к собственному здоровью.
Слайд 25
Особенностью организации образовательной деятельности по реализации нашей программы является комплексно-тематический принцип,
ситуационный (событийный) подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Такая работа помогает определить задачи и ориентиры, которые бы эмоционально увлекли, захватили бы всех детей на длительный срок (например, во время подготовки к празднику). Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Образовательный процесс есть реализация ряда проектов. Каждый проект – это тема, которой объединены все виды деятельности детей. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).
Комплексно-тематический принцип организации образовательной деятельности
Слайд 26
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
Технологии исследовательской деятельности
Технологии проектной
деятельности
Технологии «Портфолио дошкольника»
Информационно - коммуникационные технологии
Технологии создания образовательных ситуаций
Слайд 27
Принципы построения полифункциональной предметно-развивающей среды МБДОУ
Предметно-развивающая среда МБДОУ организована в соответствии
с современными нормативными требованиями.
принцип информативности, насыщенности предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением;
принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
принцип комплексирования и гибкого зонирования, предполагающий легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования;
принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды;
принцип доступности;
принцип безопасности;
принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка.
Слайд 28 М
Традиции МБДОУ
Праздники:
День знаний (1 сентября)
День здоровья (1 раз в квартал)
«Капустница»
(октябрь) – проводится в рамках реализации программы «Приобщение к истокам русской народной культуры» М.Д.Маханёвой , О.Л.Князевой
«Рождественские Святки» (январь) – проводится в рамках реализации программы «Приобщение к истокам русской народной культуры» М.Д.Маханёвой , О.Л.Князевой
День защитника Отечества (февраль)
8 марта
Масленица (февраль-март) – проводится в рамках реализации программы «Приобщение к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханёвой
Шашечный турнир (март)
«День неожиданностей или День смеха» (1 апреля )
«Пасха»(апрель) – проводится в рамках реализации программы «Приобщение к истокам русской народной культуры» М.Д.Маханёвой , О.Л.Князевой
День Победы
Слайд 29
Традиции МБДОУ
Выставки, соревнования, конкурсы и др.
Экспозиционные тематические выставки в рамках музейной
педагогики (ежемесячно)
Выпуск малотиражной газеты «Вести из «Сказки» (1 раз в 2 месяца)
День открытых дверей (ноябрь, март)
Сон с использованием колыбельных песен, чтение любимых книг.
Смотр-конкурс оформления зимних участков «Сказки зимушки-зимы» (ежегодно)
Конкурс чтецов (апрель)
Спортивные Губернаторские состязания
Конкурс среди группового персонала «Самая здоровая группа»
Акции:
Внутри МБДОУ:
«Помогите птицам» (ноябрь)
«Зелёная ёлочка-живая иголочка» (декабрь)
Окружные, районные
районная профилактическая акция «Маленьким детям – большие права!» (ноябрь)
окружная экологическая акция «Спасти и сохранить» (май)
районная профилактическая акция «Дорога и дети»
Слайд 30
Модель взаимодействия педагогического коллектива и родителей
Ведущей целью взаимодействия детского сада с
семьей для нас является создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.
Знакомство с семьей
Информирование родителей о ходе образовательного процесса
Образование родителей
Совместная деятельность
Проектированию образовательных событий и мероприятий
Слайд 31
Планируемые результаты освоения программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.