Подготовила Юлианна Смирнова
ученица 4R 2g класса
гимназии им. В. Качалова
г. Вильнюс
Подготовила Юлианна Смирнова
ученица 4R 2g класса
гимназии им. В. Качалова
г. Вильнюс
Надеюсь, что, выполнив задания, вы проверите свои знания, и, может быть, найдете для себя что - то новое.
Нажав кнопку , вы получите краткие теоретические сведения по разделам лексикологии.
Желаю успехов!
Теоретический материал к заданиям
1. От древнерусского существительного коло («круг») образовано много слов с лексическим значением – «круглый». Какие слова относятся к этой этимологической семье?
Колесо, колобок, кольцо.
Колея, кольчуга, коляска.
Колос, колышек, околыш.
Задания по теме
4. Помимо слов говядина, свинина, баранина, в русском языке есть ещё слова на «мясную» тему: буженина и солонина.
Можно ли выделять суффикс в них?
Знаете ли вы их происхождение?
5. Есть ли в русском языке такие слова: змеёнок, червячонок, петушонок, собачонок, коровёнок, баранёнок, свинёнок, лошадёнок? Для каких детёнышей животных из перечисленных выше есть другие, реальные названия?
2. К словам архаизмам подберите пару в современном языке:
око, чело, уста, ланиты, выя, длань,перст, перси, десница, шуйца
3. К словам старославянским подберите пару в современном русском языке:
глас, младость, град, врата, злато, страж, брег, хлад, ворог.
4. Есть выражение «хранить как зеницу ока».
Как оно «переводится» на обычный язык?
6. В предложении по И. С.Тургеневу
Дрозд «пел, свистал, тюрюлюкал»
найдите авторский неологизм и объясните способ его образования.
7. Попробуйте перевести на привычный нам русский язык неологизмы, сочинённые В. Хлебниковым:
«Летивый летало, летя над летьбищем, как прилетающий улетавль, испытывал леторадость от своего летёжа».
НОЧНАЯ ПЕСЕНКА
В тишине полночной
Выпал снег на крыши.
Выпал зуб молочный
Вечером у Гриши.
Вырастут сугробы
Выше крыш и труб…...
А к весне поближе
Вырастет и зуб!
(М.Яснов)
ЖАДИНА
– Ежик, ежик, дай иголку!
Еж пыхтел и думал долго,
И услышал я в ответ:
– У меня иголок нет!
(А.Мегрелишвили, пер. Я.Аким)
3. Укажите какой стилистический прием строится на свойстве многозначности слова:
а) гиперболы и литоты;
б) сравнения и инверсии;
в) метафоры и метонимии;
г) гротеска и антитезы.
град (осадки)
град (город)
куколка (уменьшит. от кукла)
куколка (насекомое)
4. Подчеркните:
многозначные слова ………
омонимы _____
бор (лес)
бор (стальное сверло)
шляпка (маленькая шляпа)
шляпка (часть гриба)
6. Объясните смысл каламбуров:
Дети – цветы жизни, не давайте им, однако, распускаться.
Весна хоть кого с ума сведёт. Лёд и тот тронулся.
У Пушкина: «Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за её тряпок я не в состоянии!»
Для обозначения масти лошади используются специальные названия, которые оказываются синонимами для обычных цветовых прилагательных. Напишите, что означают следующие масти: буланый, гнедой, саврасый, чубарый. А какого цвета Сивка-Бурка, вещая Каурка? Если вы вспомните названия и других мастей, укажите их.
2. Синонимом к слову «аляповатый» является:
а) вычурный; в) изысканный;
б) безвкусный; г) захолустный
3. Какой из синонимов русского слова хандра употребил А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин»:
а) тоска; в) ипохондрия;
б) уныние; г) сплин.
5. Какое из слов - синонимов стилистически отличается от других?
а) глазеть; в) таращиться;
б) взирать; г) вылупиться.
6. Только в одном из словосочетаний, приведённых ниже, слово худой можно заменить на слово тщедушный. В каком?:
а) худая шея; в) худые дела;
б) худой человек; г) худые руки.
8. Подберите к приведенным ниже словам антонимы, каждый из которых начинался бы с указанной буквы:
Обычный --- Н Спокойный --- Н
Комичный --- Т Пассивный --- А
Постылый --- М
Трусливый --- Х
11. Слова «чёрный» и «белый» – антонимы; какое
из перечисленных изобразительных средств языка строится на явлении антонимии:
а) инверсия;
б) антитеза;
в) анафора;
г) повторение.
В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
- Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти -
Прочие сласти.
Для этой головки –
Перловки.
Для этой глотки -
Селёдки.
Для этой башки -
Пирожки.
Для этой рожи -
Тоже.
Для этого личика -
Два сдобных куличика.
Что ещё? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.
Острое обаяние помогло собаке найти след преступника.
В конце книги был список замеченных отпечатков.
2. «Одеть» или «надеть»? Когда нужно употреблять эти глаголы?
Девочка одела маскарадный костюм.
Эту вещь я не одену.
Не надевай куртку, сегодня жарко.
4. Объясните, почему возможны такие шуточные толкования:
«беспечность – отсутствие в квартире печки»;
«земляк – червь»; «проигрыватель – игрок-неудачник».
Попробуйте сами дать шуточные толкования словам: дерюга, днище, изверг, каналья, сморчок.
2. Одно из слов вряд ли подойдёт для употребления в высоком стиле. Какое?
а) идти б) шествовать
в) двигаться г) тащиться
3. Какое слово больше всего подходит для употребления в высоком стиле. Вдобавок оно выражает и самую высокую степень признака.
а) невесёлый б) унылый
в) скорбный г) печальный
Слёзы лились... а мой милый чёрный дрозд продолжал, как ни в чём не бывало, свою безучастную, свою счастливую, свою вечную песнь! ( И. Т.)
- Какой ливень!
- Второй день…
- Говорят, река разлилась.
- Да. Теперь в Верейку не проехать. Два дня, а то и три ждать.
Может, лодку найдем?
- Да, пожалуй, скорей переберемся.
Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан, и её золотистые косы, и холщовый её сарафан. ( С. Е. )
Папирус был редкостью, поэтому во многих странах вскоре стали употреблять пергaмен (пергaмент) – писчий материал, выделанный из кожи животных.
Символом величия народного духа и предметом национальной гордости стало для нашего народа Бородино.
Заявка на участие в Олимпиаде направляется любым желающим в адрес организатора - Московского издательского и мультимедийного центра "Русская филология" по обычной или электронной почте.
Онегину наскучила жизнь в Петербурге, и он отвалил в деревню; Балы, праздники и светские тусовки не привлекали Татьяну.
миловидный дом
облокотиться грудью
В рассказе рассказывается…
В повести повествуется...
Князь Игорь убег из плена.
В правой деснице Игорь держал меч.
Наконец в работе наступил аншлаг.
Задания по теме
Изобразительно – выразительные средства языка.
Стилистические приемы – тропы.
Стилистические фигуры.
2. Подберите подходящие по смыслу эпитеты к слову «чёрный» в словосочетаниях:
чёрная дума - … чёрная доля - … чёрная жизнь - …
3. Выражение «забота грызла» является:
а) аллегорией; в) метафорой;
б) метонимией; г) иронией.
а) сравнение б) олицетворение
5. В фразеологизмах глоток воды, кот наплакал, капля в море, дотянуться до небес, море по колено, испугаться до смерти, мальчик с пальчик, миллион терзаний
укажите тропы:
а) гипербола б) литота
в) ирония г) олицетворение
в) метафора г) аллегория
6. Выражения
съел тарелку супа; люди в белых халатах; «бодрый серп гулял»; «горит костер рябины красной» будут:
а) сравнение в) олицетворение
б) метонимия г) метафора
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как сильно я страдаю.
а) анафора б) эпифора
8. Какая стилистическая фигура используется в выраже -ниях:
скупой рыцарь, живой камень, грустная радость, смех ужасный, «пышное природы увяданье», «непогрешимость греховная», «мертвая душа», .
Научная этимология объясняет происхождение слов и находит родственные связи между ними.
С помощью этимологии можно не только устанавливать забытое родство между словами, но и использовать это родство, чтобы проверять правописание более сложных слов с помощью более простых. Причём этимологически родственные слова иногда образуют целые «семьи», слова, в которых имеется общий элемент лексического значения – сема.
Возьмём, к примеру, слово волк. Кто они, его этимологические родственники? Этимологические словари дают на этот вопрос несколько неожиданных ответов.
Вот сколько неожиданных родственников оказалось у слова волк! Лексические значения у них разные, но всё же общий семантический элемент (или, как говорят лингвисты, общая сема) сохраняется во всех словах: то, что они обозначают, обязательно связано с «тянуть, волочить».
Вернуться к выполнению задания
Архаизмы – устаревшие названия вышедших из употребления предметов и понятий. Главное отличие их от историзмов: устарели только сами слова, а явление, предмет, понятие, обозначаемые этими словами, остались теми же. Например: зело – очень, зерцало – зеркало, сей – этот.
Теоретический материал к заданиям
1. Собственно лексический архаизм – слово, устаревшее целиком (уста – губы, зеницы – зрачки, брадобрей – парикмахер).
2. Лексико - фонетический архаизм – слово, которое отличается от современного отдельными звуками (нощь – ночь, аглицкий – английский, брег – берег).
3. Лексико - акцентологический архаизм – слово, в котором изменилось ударение (музы ´ка – му´зыка, призра ´ к – при´зрак).
4. Лексико - семантический архаизм – слово с устаревшим значением (позор – «зрелище»).
5. Лексико - морфологический архаизм – слово с устаревшими грамматическими категориями (домы – дома, зала – зал).
6. Лексико - словообразовательный архаизм –слово с устаревшим словообразовательным элементом (приставкой и/или суффиксом): рыбарь – рыбак, воспомня – вспомнив).
Среди неологизмов выделяется группа слов, которые создают поэты, писатели, публицисты. Это так называемые индивидуально - авторские неологизмы. Некоторые удачные «изобретения» тех или иных писателей, вошедшие в общее употребление: промышленность (Н.М.Карамзин), головотяп, благоглупость (М.Е.Салтыков-Щедрин), бездарь (И.Северянин).
К этой же группе неологизмов принадлежат и так называемые окказионализмы (лат. occasionalis – случайный).
За ужином объелся я
Да Яков запер дверь оплошно
И стало мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.
Вернуться к выполнению задания
Одно и то же слово может иметь разные лексические значения. Это свойство слова называется многозначностью.
Теоретический материал к заданиям
Вернуться к выполнению заданий
Посмотрите на рисунок. Фигуры на двух ветках одинаковые, но «выросли» на разных деревьях. Они не связаны друг с другом.
Это случайное совпадение.
Слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но значения которых никак не связаны друг с другом, называются омонимами.
Такая омонимия часто встречается в анекдотах:
В окно дуло... Штирлиц закрыл окно, и дуло исчезло.
Вернуться к выполнению заданий
Если вам надоело без конца повторять слово маленький, то позовите на помощь синонимы: крошечный, небольшой, крохотный, миниатюрный, микроскопический — ваш рассказ станет живее и разнообразнее.
Теоретический материал к заданиям
Синонимы различаютя оттенками значений. Часто эти оттенки касаются степени проявления того или иного качества, свойства. Смятение — гораздо большая степень замешательства, чем смущение; различие в степени проявления признака наблюдается и у синонимов гордый — спесивый — чванный; нелёгкий — трудный — тяжкий; обрадованный — восхищённый и т.п.
Например, какой глагол, например, лучше выбрать для описания внезапного падения в лужу: «Я упал в лужу», «Я низвергнулся в лужу» или «Я шмякнулся в лужу».
Ответ прост: всё зависит от ситуации, в которой вы рассказываете о происшествии.
«Я упал в лужу» - упал слово общеупотребительное, нейтральное, главное, принадлежит к среднему стилю.
«Я низвергнулся в лужу» - низвергнулся слово торжественно – поэтическое принадлежит высокому стилю, но в данной ситуации употреблено с иронией, создает комический эффект.
«Я шмякнулся в лужу» - шмякнулся слово сниженного стиля, разговорно-просторечное.
Вернуться к выполнению заданий
Слова, которые противоположны по своим значениям, называются антонимами.
Вернуться к выполнению заданий
К примеру, часто смешивают существительные эмигрант и иммигрант, обоняние и обаяние, глаголы стать и встать.
Паронимы можно назвать «ошибкоопасными» словами. Ошибку можно сделать не только при написании слова, но и при его употреблении. Они бывают так похожи, что их легко можно перепутать. Чтобы этого не случилось, необходимо точно знать их лексическое значение, справляться по словарю.
Много хлопот почему-то бывает с глаголами надеть и одеть. Не любят их люди. А ведь эти слова встречаются в нашей речи на каждом шагу. Вспомните у С. Маршака: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду».
Теоретический материал к заданиям
Вернуться к выполнению заданий
Основу языка составляют слова общелитературные, широкоупотребительные, нейтральные, которые используются во всех разновидностях речи.
Кроме них есть слова более ограниченные по своему использованию, присущие тому или иному стилю речи.
Если в речи есть разговорно-бытовые и просторечные слова, то это разговорный стиль.
Теоретический материал к заданиям
художественно – поэтический - это язык произведений художественной литературы, в которых писатель создает яркие образы, характеры, картины из жизни и стремится воздействовать на мысли и чувства читателей.
Вернуться к выполнению заданий
Теоретический материал по теме.
Изобразительно-выразительные средства языка называются тропами; с их помощью поэты и писатели создают запоминающиеся образы, передают тонкие грани смысла, оживляют и украшают человеческую речь.
К ним можно отнести слова и выражения, употреблённые в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях.
Виды тропов весьма разнообразны. Чаще всего встречаются сравнение и эпитет, метафора и олицетворение, гипербола и литота, аллегория и ирония.
Сравнение – сопоставление явлений или понятий («наш двор как сад») или уподобление одного предмета другому («слово – серебро, молчание – золото»).
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Метафора – перенос значения на основе аналогии, сходства, сравнения двух явлений предметов, их признаков, действий («огонь стыда», «косые скулы океана»).
Без метафоры – перед нами обычная констатация факта: пчела за мёдом летит из улья. Пропало главное – образность и поэтичность.
А. С. Пушкин:
Это действительно своеобразные повороты речи, порой непредсказуемые, но всегда завораживающие своей новизной и очарованием.
Аллегория – иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретный образ (правосудие – «женщина с весами»).
Ирония – иносказание, когда комическо - смешное скрывается под маской серьезности: преобладает отрицательное отношение к предмету. В юморе - наоборот- положительное.
Эпифора - повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) в смежных отрезках речи.
Вид эпифоры – рифма. «Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик…» (А. П.)
я червь, – я бог» (Г.Державин)
Антитеза – сопоставление или противопоставление контрастных понятий, образов. «Я царь, – я раб, –
Вернуться к выполнению заданий
Литература
Спасибо за внимание!
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть