Слайд 1
ГОУ
Кувшиновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Слайд 3Презентация индивидуального занятия по ФП и РСВ с учащимся
3 класса
школы II вида
Удовенко Ярославом.
Краткая характеристика Удовенко Ярослава.
Удовенко Ярослав (родился 19 октября 2002 года) обучается в нашей школе с 1-го сентября 2007 года. Отец и мать Ярослава являются инвалидами по слуху. Бабушки и дедушка слышащие. Семья интеллигентная, Ярослав окружён вниманием и заботой. В школу Ярослав поступил с полным отсутствием речи. Словаря и звуков не было. Мог произносить (в виде гуления) слоги: мма…, ббба…. Диагноз ученика: двухсторонняя сенсоневральная глухота.. Сейчас Ярослав учится в 3 классе. Изолированно Ярослав может произносить правильно все звуки за исключением «Щ». В речи часто допускает ошибки при произношении звуков: з ш ж п н л х ч. К этим звукам приходится часто возвращаться в работе, брать их на коррекцию в виде дополнительного материала на занятии. Отработанный речевой материал Ярослав воспринимает с аппаратом «Otikon Atlas p» на правое ухо на расстоянии – 2 метра, без аппарата не воспринимает.
По классификации Л.П.Назаровой, которая выделяет четыре уровня развития речи у детей со сниженным слухом, о Ярославе можно сказать следующее. В первом полугодии нулевого класса уровень развития речи ученика нельзя было определить, речи просто не было. На конец нулевого класса, весь первый класс и первое полугодие второго класса Ярослав имел четвёртый – резко ограниченный уровень речевого развития. Во втором полугодии второго класса и сейчас, в третьем классе, Ярослав ещё больше накопил словарь, стал лучше понимать и воспринимать речь. В самостоятельной речи использует предложения, состоящие из 2, 3-4 слов. На данный момент Ярослав имеет третий – ограниченный уровень речевого развития.
Ярослав спокойный несколько «зажатый» мальчик. На занятиях внимателен, усидчив. Хорошо развилась у ребёнка память. Мышление конкретное, наглядно- образное.
Слайд 5Тема. Звуки «Ж», «Н».Текст «Птицы зимой». Диалог «День рождения».
Цели: закрепление умения
произносить звуки низким и высоким голосом; развитие слухового восприятия ритмов слогов, слов, текста и диалогов; автоматизация звука «ж» во всех позициях; воспитание внимательного отношения к членам семьи, к учителю; заботы о птицах.
занятия.
Организационный момент.
Дыхательно-голосовые упражнения.
РСВ ритмов и слов на аппарате «Суваг».
ФП. Автоматизация звука «Ж» во всех позициях.
РСВ. Восприятие диалога. Восприятие текста.
Итог.
Слайд 7
Организационный момент.
- Здравствуй.
- Как ты слышишь?
Послушай, что будем делать.
2. Дыхательно-голосовые упражнения.
- Сделай вдох через рот и долгий выдох через нос (с пёрышками).
- Сделай вдох через рот и несколько выдохов через нос.
- Говори слог НА_________ долго и низким голосом.
- Говори слог НА_________ долго и высоким голосом.
-Сними индивидуальный аппарат.
-Надень наушники.
- Включи аппарат «Суваг».
- Слушай ритмы слогов, повторяй.
Нана нана нанана нанана нананана
-Слушай слова, повторяй.
Нос диван
Телефон барабан
Звонок наволочка
3. РСВ ритмов и слов на аппарате «Суваг».
Слайд 94. ФП. Автоматизация звука «Ж» во всех позициях.
А). Произношение «Ж» изолированное.
-
Посмотри на профиль, скажи звук «Ж» хорошо (карточка 1-ж)
1-Ж
ЗВУК Ж
Положение органов артикуляционного
аппарата при правильном произнесении
звука ж
Схема артикуляции звука ж
Губы выдвинуты вперед, кончик языка высоко поднят по направлению к нёбу, но не касается его. Между языком и нёбом образуется узкая щель. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам струю выдыхаемого воздуха.
Слайд 10Б). Произношение «Ж» в слогах.
- Смотри, слушай, повторяй слоги.
Жа жу ажо
ужа жво жде
В). Произношение «Ж» в словах.
- Вот картинки. Слушай слова, открывай таблички, читай.
- Какие слова ты прочитал? Назови одним словом.
(«Трудные звуки» стр.32).
Слайд 12Г). Произношение «Ж» в предложениях, скороговорках, загадках
(используется компьютерная программа «Домашний логопед»).
-
Сядь к компьютеру. Открой 1-ую закладку.
Прочитай предложение. Сверни закладку.
Открой 2-ую закладку. Послушай скороговорку. Прочитай. Повтори. Повтори быстрее. Закрой закладку. Запомнил? Повтори.
- Открой 3-ю закладку. Прочитай загадку. Кто это? Открой отгадку. Ты отгадал правильно? (я отгадал правильно). Сверни закладку.
Слайд 13
5. РСВ. Восприятие диалога, текста.
А). Диалог «День рождения».
Слушай вопросы, повторяй.
Когда у
тебя день рождения? (на слух)
Когда день рождения у твоей мамы? (на слух)
Когда у вас день рождения? (на слух)
Отвечай на вопросы… Задай мне вопрос...
- Теперь поговорим без табличек (на слух).
Слайд 14Б). Восприятие текста «Птицы зимой».
Зима – очень трудное время для
птиц, особенно, если она снежная.
Не найти птицам под снегом корма.
Жаль птиц, они страдают от холода и голода.
Чтобы выжить, не замерзнуть, птицам
пищи нужно съесть больше, чем летом.
Слайд 15В) Восприятие вопросов по тексту.
- О ком текст?
- О каком времени
года говорится в тексте?
-Ты понял, как живётся птицам зимой?
- Как можно помочь птицам?
- Посмотри на картинку,
тебе нравятся мальчики? Почему?
Слайд 16В). Восприятие на голое ухо ударов в бубен и количества свистков.
Итог.
-
Ты хорошо работал. Молодец. До свидания.
Анализ занятия.
1.02.11года я с Удовенко Ярославом провела индивидуальное занятие по теме. Звуки «Ж», «Н», Диалог «День рождения». В работе использовала программу Министерства образования Российской Федерации для специальных школ 1-го и 2-го вида. Использовала книгу «Трудные звуки. Звуки Ш-Ж.» автора Скворцовой И.В., компьютерную программу по обучению произношению (раздел «Звук Ж»). В работе над темой «Звук Ж» это был шестой урок по счёту. На тему отводится обычно 8-9 уроков.
На занятии использовала методику обучения произношению авторов: Рау Ф.Ф., Слезиной Н.Ф., методику развития слухового восприятия автора Назаровой Л.П.. Работу над произношением и слуховым восприятием вела с помощью индивидуального слухового аппарата и аппарата «Суваг СТ 10». Также использовала компьютер, таблички, картинки, рассыпной словарь. Применяла индивидуальный и дифференцированный подход, развивающие упражнения.
Цели занятия, а это: закрепление умения произносить звуки низким и высоким голосом; развитие слухового восприятия ритмов слогов, слов и диалога; автоматизация звука «ж» во всех позициях; воспитание внимательного отношения к членам семьи, к учителю, к природе, считаю, достигнуты.
В течение занятия мною решались задачи: интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха Удовенко Ярослава; усиление слухового компонента в слухо-зрительном восприятии устной речи; обогащение представлений о звуках окружающей среды (свисток, бубен); применение звукоусиливающей аппаратуры «Суваг СТ-10»,настроенной под слуховые возможности Ярослава; использование остаточного и сниженного слуха для формирования произношения; совершенствование навыков общения на слуховой и слухо-зрительной основе восприятия и продуцирования речи.
Специально подобранный речевой материал о самом ученике, о его маме, об учителе мотивировало Ярослава на более активную работу и воспитывало у него внимательное отношение к членам семьи, к учителю, к природе.
Занятие состояло из шести этапов:
Организационный момент.
Дыхательно-голосовые упражнения.
РСВ ритмов и слов на аппарате «Суваг».
ФП. Автоматизация звука «Ж» во всех позициях.
РСВ. Восприятие диалогов, текста.
Итог.
Ярослав на занятии был внимателен и собран, работал старательно. Звуки «Ж» и «Н» произносил правильно. Речевой материал на слух воспринимал хорошо.
Слайд 18Проект подготовили: учитель-дефектолог Михайлова Александра Викторовна,
сурдопедагог Семёнова Светлана Сергеевна.