Слайд 123 сентября 2014 г.
Тюмень
Государственная политика
по профилактике и противодействию
коррупции
«Антикоррупционная политика государства
должна основываться на принципе неотвратимости наказания за правонарушения. На всех направлениях борьбы с коррупцией надо действовать последовательно, наступательно»
В.В. Путин
Слайд 2Коррупция (от латинского слова corrumpere - портить) - использование должностным лицом
своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным законом и правилам.
Понятие коррупции
Слайд 3Коррупция
представляет собой сложное, многоаспектное, системно организованное социальное явление, органически интегрирующее в
себе экономическую, юридическую, социальную, управленческую, политическую и даже этическую составляющие
Слайд 4Мифы о коррупции в России
Коррупция является неотъемлемым элементом национальной культуры и
поэтому имманентно присуща российской системе государственного управления .
Коррупция является одним из механизмов, обеспечивающих функционирование экономической системы России.
Коррупция порождается действием бюрократии, «алчных чиновников»
Слайд 5Факторы, детерминирующие коррупцию
Социально-экономические
Политические
Социально-психологические
Правовые
Организационные
Кадровые
Слайд 61. Социально-экономические
Имущественная поляризация населения
Следование индивидов и субъектов; хозяйствования «этике эффективности, которая
выводится из исчисления капитала»;
Периодические экономические финансовые кризисы, а также безработица.
Слайд 72. Политические
Слабая политическая воля в деле противодействия коррупции
Слайд 83. Социально-психологические
Отсутствие или размытое понятие долга;
Наличие «престижного потребления»;
Насаждение СМИ особой поведенческой
модели;
Этнокультурные обычаи и традиции.
Слайд 94. Правовые
Несовершенство действующей правовой системы;
Лавинообразное принятие законодательных актов;
Наличие законодательных пробелов, коллизий,
противоречий между нормативными правовыми актами;
Несогласованность и непоследовательность проводимых в Российской Федерации реформ.
Слайд 105. Организационные
Недостаточно эффективная организация контроля деятельности государственных служащих;
Чрезмерная закрытость и
необоснованная корпоративная солидарность госорганов;
Недостаток гласности и прозрачности в деятельности органов власти;
Слабость внутреннего, ведомственного контроля.
Слайд 116. Кадровые
Недостатки в подборе и профессиональной расстановке кадров госслужащих;
Низкий профессионализм
и некомпетентность;
Социальная незащищенность госслужащих.
Слайд 12Несовершенства механизма государственного управления
Плохое взаимодействие правоохранительных органов, противоречие в компетенции органов,
осуществляющих борьбу с преступностью;
Перегрузка системы уголовной юстиции, отсутствие профессионалов;
Сложность привлечение к ответственности лиц, наделенных правовым иммунитетом.
Слайд 13Проявления коррупции
распространены в формах
уголовного преступления,
административного правонарушения,
гражданского правового деликта,
дисциплинарного проступка.
Слайд 14Антикоррупционная политика
- это научно обоснованная, последовательная системная деятельность институтов государства
и гражданского общества, цель которой состоит в активном противодействии коррупции, выявлении и устранении причин и условий, способствующих ее возникновению, в борьбе за правовое и эффективное государство, за те институты, которые призваны служить обществу, но которые используются организованной преступностью, структурами теневой экономики, иными теневыми структурами в своих интересах, перекупленными ими.
Слайд 15Антикоррупционную политику характеризует
1. Целенаправленный характер при наличии принципов бихевиористичности и аксиологичности;
2.
Целевое управление;
3. Необходимость подержания баланса интересов в системе «человек-общество-государство» при соблюдении принципа законности;
4. Системность антикоррупционной политики;
5. Единство федерального и регионального компонентов.
Слайд 16Приоритетные направления глобальной политики:
утверждение в политической сфере идеалов честности и неподкупности,
справедливости, ответственности и равенства перед законом;
формирование всеобъемлющего и многодисциплинарного подхода к решению проблем предупреждения коррупции и борьбы с ней;
создание эффективных систем управления публичными делами и публичным имуществом;
определение приоритетов региональной, национальной и локальной антикоррупционной политики;
поощрение, облегчение и поддержка технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней;
определение роли различных социальных групп и организация их взаимодействия в процессе осуществления антикоррупционной деятельности;
содействие формированию культуры, отвергающей коррупцию;
совершенствование антикоррупционной пропаганды и системы информирования населения;
поддержка деятельности международных организаций, региональных неправительственных организаций и движений, деятельность которых направлена на предупреждение коррупции и борьбу с ней.
Слайд 17Глобальная цель подразделяется на три направления:
1. Борьба с внешними проявлениями коррупции;
2. Предупреждение деяний коррупционной направленности;
3. Минимизация или ликвидация последствий коррупционных правонарушений.
Слайд 18Задачи
а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;
б)
организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции
Национальная стратегия противодействия коррупции.
Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460.
Слайд 19Основные
направления реализации Национальной стратегии противодействия коррупции
Обеспечение участия гражданского общества в
противодействии коррупции;
Совершенствование работы государственных органов и органов местного самоуправления;
Совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме;
Расширения использования современных юридических технологий;
Общесистемные меры.
Слайд 20Противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы
Федеральный закон от 27
июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ).
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон № 25-ФЗ).
Слайд 21Под конфликтом интересов
понимается
ситуация, при которой личная заинтересованность государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами других субъектов права.
Слайд 22Конфликт интересов возникает
между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами
и законными интересами граждан, организаций, общества или государства;
у самих государственных и муниципальных служащих в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц;
также обусловливается работой государственного служащего по совместительству в иной организации, в которой он выполняет иную оплачиваемую работу.
Слайд 23По сравнению с Законом № 79-ФЗ и Законом № 25-ФЗ Федеральный
закон «О противодействии коррупции» в определении сущности конфликта интересов содержит следующие новеллы:
1. теперь конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности государственного или муниципального служащего на надлежащее исполнение им не только должностных, но и общих служебных обязанностей;
2. новый Закон подчеркивает, что личная заинтересованность государственного и муниципального служащего может быть не только прямой, но и косвенной;
3. государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Они также обязаны в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника и возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно.
Слайд 24Федеральный закон «О противодействии коррупции» предусматривает следующие меры, направленные на предотвращение
и урегулирование конфликта интересов:
изменение должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке;
отказ государственного или муниципального служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
отвод или самоотвод государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Полагаем, что указанный перечень должен быть расширен за счет таких мер, как:
отстранение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности в период урегулирования конфликта интересов;
передача принадлежащих государственному или муниципальному служащему ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Слайд 25Для более эффективного предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и
муниципальной службе целесообразно:
совершенствование нормативно установленного определения конфликта интересов;
внедрение системы индикаторов, сигнализирующих о возможности конфликта интересов;
расширение комплекса мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
применение мер юридической ответственности за невыполнение обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. При этом должны быть предусмотрены конкретные меры юридической ответственности, вплоть до дисквалификации государственных (муниципальных) служащих.
Слайд 26Правовые средства противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы
Антикоррупционную направленность
законодательства в государственной и муниципальной службе обеспечивают запреты, и ограничения, обязанности и дозволения для государственных и муниципальных служащих. Именно эти элементы правового статуса и государственных и муниципальных служащих образуют главную антикоррупционную составляющую институтов государственной и муниципальной службы.
Слайд 27К числу антикоррупционных относятся запреты:
участвовать в деятельности органа управления коммерческой организацией,
за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;
осуществлять предпринимательскую деятельность;
приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе (органе местного самоуправления), в котором он замещает должность государственной (муниципальной) службы, если иное не предусмотрено федеральным законом;
получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц;
Слайд 28
выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц;
использовать в
целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;
разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной (муниципальной) службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера;
принимать без письменного разрешения представителя нанимателя (главы муниципального образования) награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций.
Все административные запреты антикоррупционной направленности имеют абсолютный и общий характер. Они в равной степени распространяются на всех государственных и муниципальных служащих независимо от их служебного положения.
Слайд 29Правоограничения антикоррупционной направленности.
Ограничения - это нормативные предписания, определяющие условия, препятствующие поступлению
гражданина на государственную или муниципальную службу либо продолжению нахождения на государственной или муниципальной службе.
Из числа единых ограничений к числу непосредственно антикоррупционных относится такое ограничение, как наличие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным (муниципальным) служащим, если замещение должности государственной (муниципальной) службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Слайд 30Служебные обязанности государственных и муниципальных служащих как элемент механизма противодействия коррупции
представлять
в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем им праве собственности имущества, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;
соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами;
сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта;
отказаться от исполнения неправомерного поручения.
Слайд 31Введение антикоррупционных стандартов на государственной и муниципальной службе.
Федеральным законом «О противодействии
коррупции» (п, 5 ст.7) в качестве направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции переделено введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.
Запреты, ограничения, обязанности и дозволения, установленные законодательством, определяют сущность и содержание государственной политики в противодействии коррупции на государственной и муниципальной службе. А средством реализации этой политики и основной антикоррупционной составляющей законодательной базы государственной и муниципальной службы должны стать антикоррупционные стандарты для государственных и муниципальных служащих.
Антикоррупционные стандарты на государственной и муниципальной службе должны быть установлены в конкретных нормативных правовых актах.
Слайд 32Исследователи подразделяют законодательно установленные профилактические меры
на четыре группы:
требования к
государственному (муниципальному) служащему
профилактические меры, связанные с активностью общества
институт антикоррупционной экспертизы
парламентский контроль
Слайд 33Механизм увольнения
«в связи с утратой доверия»
непринятие сотрудником мер по
предотвращению и (или) у регулированию конфликта интересов, стороной которого он выступал;
заведомое сокрытие им сведений о доходах и имуществе;
занятие бизнесом;
участие в работе попечительских советов иностранных неправительственных организаций.
Слайд 34Федеральный закон
от 6 декабря 2011 г, № 395-ФЗ
«О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» (далее - Закон № 395-ФЗ)
Предполагается, что введение процедуры ротации, в рамках которой по истечении зафиксированного в контракте периода пребывания в замещаемой должности чиновник в установленном порядке будет переведен на иную равнозначную должность (в том числе в другую местность), будет иметь значительный антикоррупционный эффект.
Слайд 35антикоррупционное образование, т.е. формирование нетерпимости по отношению коррупционному поведению в рамках
обучающих программ, школьного, высшего, послевузовского и дополнительного образования;
антикоррупционная пропаганда, прежде всего через СМИ, в том числе с использованием социальной рекламы;
проведение органами государственной власти и местного самоуправления различных мероприятий (слушаний, совещаний, семинаров, конференций и др.) антикоррупционной направленности;
разработка и принятие индекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих;
развитие институтов общественного контроля за соблюдением законодательного противодействия коррупции.
Формирование
нетерпимого отношения
к проявлениям коррупции.
Слайд 36Антикоррупционная экспертиза: теоретико-методологические и организационно-правовые аспекты
Правовая экспертиза относится к одному из
традиционных видов юридических технологий как комплексу приемов, методов и других правовых инструментов, а также процедур их использования, с помощью которых оптимально используются необходимые ресурсы (финансовые, организационные и т.д.) с целью формирования эффективных юридических решений.