Слайд 1
АСТРАХАНЬ 2013
ГБ СКОУ АО «СКОШИ №4 VIIIвида»
Проект по развитию
мелкой моторики
рук
«Чудо на ладошках»
Слайд 2
Авторы проекта:
Иванова Г.Ю. учитель трудового обучения
Мукашева Г.С. учитель начальных классов
Тип проекта:
педагогический,
творческий
Целевая группа: учащиеся
1-4 класса
Масштаб проекта: работа по проекту
предусматривается в начальной школе
и рассчитана на 4 года (с 1 по 4 класс).
Слайд 3
Актуальность проекта.
В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами.
1. Детям с
интеллектуальной недостаточностью присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы.
2. В 1 классе также много детей с общим недоразвитием речи.
Слайд 4Актуальность проекта
Сопоставляя все вышеперечисленное и
результаты диагностики развития детей
мы определились в направлении работы: необходимо особое внимание уделять формированию навыков устной речи через развитие мелкой моторики рук.
Современные научные данный подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движением пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Таким образом, развитие мелкой моторики сыграет огромную роль в развитии речи детей. Для этого необходимо выстроить работу творчески и интересно.
Слайд 5Актуальность проекта
В классе предполагается создать условия для накопления практического опыта, и,
прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Лепка из пластилина, оригами, бисероплетение и другие виды детского творчества не только развивают ребенка творчески и способствуют межличностному общению, но и разрабатывают мелкую моторику рук, что упрощает обучению письму. Это нас и подтолкнуло к идее углубить работу по развитию мелкой моторики, приобщая детей к декоративно-к декоративно-прикладному искусству.
Слайд 6Структура проекта
Цель проекта:
Развитие речи у детей с ОВЗ через укрепление
мелкой моторики пальцев рук посредством приобщения ребенка к декоративно-прикладному искусству и организацию совместного творчества детей.
Задачи:
Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Сочетать практическую деятельность для тренировки пальцев с речью детей.
Сформировать элементарные специфические графические навыки.
Способствовать развитию навыков письма.
Слайд 7Этапы реализации проекта.
Организационный (сентябрь 2013-ноябрь 2013)
Мероприятия
Выбор темы проекта и его разработка.
Изучение
научно- практических и методических источников по заявленной проблеме.
Подбор методического материала по заявленной теме.
Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ и приобщения ребенка к декоративно- прикладному искусству.
Разработка конспектов занятий, бесед, познавательных игр, сценариев
Организация выставочного уголка творческого
проекта «Город Мастеров»
Слайд 8Этапы реализации проекта
Диагностический (сентябрь 2013 -октябрь 2013)
Мероприятия
Выявить уровень развития мелкой моторики
пальцев рук у детей
Отследить уровень развития у детей по конструированию и ручному труду.
Составить характеристику уровня развития детей по аппликации.
Охарактеризовать уровень развития детей по лепке.
Слайд 9Этапы реализации проекта
Практический (декабрь 2013- май 2017)
Мероприятия
Реализация планов работы проекта «Чудо
на ладошках» с детьми 1 класса.
Составление сборника конспектов занятий, бесед, познавательных игр, сценариев, развлечений.
Разработка образцов продуктивной деятельности для работы с детьми.
Организация выставок продуктивной
деятельности детей.
Составление портфолио поделок на
каждого ребенка.
Слайд 10Этапы реализации проекта
Обобщающий (апрель 2014-май 2014)
Мероприятия
Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы
с детьми.
Анализ эффективности работы системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ и приобщения ребенка к декоративно - прикладному искусству.
Разработка методических рекомендаций.
Подготовка презентационного буклета, фотоальбомов, портфолио, отражающих содержание работы с детьми.
Систематизация конспектов занятий продуктивной деятельности по развитию мелкой моторики.
Описание опыта работы «Шкатулка полезных слов» как эффективное средство обогащения словарного запаса.
Разработка и подборка материала для изготовления совместных работ детей.
Слайд 11
Практическая значимость:
Развитие мелкой моторики рук наиболее благоприятно скажется на качестве письма
на уроках.
Возникнет интерес детей к декоративно- прикладному искусству и искусству родного края
Укрепление мелкой моторики будет способствовать развитию речи детей.
Будет разработан информационно- методический материал для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, картотека игр и упражнений).
Совместная творческая деятельность поможет в развитии способностей ребенка, в формировании его ценных жизненных ориентаций.
Слайд 12
В структуре проекта четыре раздела:
Работа с бумагой
Работа с тканью
и нитью
Работа с природным материалом
Работа с разным материалом (кожа, фольга, опилки,
бисер и т.д.).
Слайд 13Планирование разделов по месяцам.
Слайд 14Реализация проекта
на уроках трудового обучения в 1 классе (в рабочую программу
по трудовому обучению включены элементы работы над проектом)
на кружковой работе (кружок «Золушка» рук. Иванова Г.Ю.)
элементы проекта во внеурочной и урочной деятельности.