Фронтовые письма как исторический источник( 65-летию Победы посвящается…) презентация

Содержание

Александр Красильников. Треугольное письмо. Открытки прилетают к нам под праздник, Красивые, ложатся на столе. И вдруг письмо – тремя углами ранит – Солдатское, письмо военных лет. Беру его

Слайд 1Фронтовые письма как исторический источник ( 65-летию Победы посвящается…)
Работу выполнила ученица 7А

класса
Тютнева Юлия

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
г. Перми


Слайд 2Александр Красильников. Треугольное письмо.
Открытки прилетают к нам под праздник,
Красивые, ложатся

на столе.
И вдруг письмо – тремя углами ранит –
Солдатское, письмо военных лет.
Беру его за пожелтевший угол
И молча на ладонь свою кладу.
От брата? Нет. От фронтового друга,
С которым знал и радость, и беду.

Слайд 3Объектом исследования являются фронтовые письма пермских солдат и офицеров-участников Великой Отечественной

войны.

Предметом исследования избрана степень полноты, достоверности, а также информационный потенциал фронтовых писем.

Хронологические рамки исследования
охватывают период с 1941 по 1945 гг.


Слайд 4
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать структуру и

состав фронтового письма.
Проанализировать особенности внешней формы этих писем как исторического источника.
Определить информационные возможности фронтовых писем. Выявить специфику отражения фронтовой повседневности на страницах рассматриваемых писем.

Целью исследования является анализ фронтовых писем пермских солдат и офицеров-участников Великой Отечественной войны и определение их ценности как исторического источника.


Слайд 5Источники
I группа: фронтовые письма из сборника

«Письма с фронта»

Составители: Аликина Н.А.,
Воробьёва С.С., Шеншина И.А.
Пермь, Книжное издательство, 1975.


Слайд 6Источники
I группа: фронтовые письма

из семейного архива Тиуновой В.Г.

Шаров Олег Борисович –
участник Великой Отечественной войны,
начальник химической лаборатории стрелкового батальона,
награждён медалью «За оборону Сталинграда»


Слайд 7Источники
II группа:
нормативные акты, определяющие структуру и функции фронтовых почтовых

служб времен Великой Отечественной войны,
документы, отражающие деятельность военной цензуры.


Слайд 8Актуальность
Солдатские письма - это личное, эмоционально насыщенное свидетельство о

войне и ушедшей эпохе, портрет человека в нечеловеческих условиях.
История Великой Отечественной войны глазами ее участников – важный исторический источник. Работу по сбору писем с фронта надо продолжать, потому что уходят из жизни хранители солдатских писем.


Слайд 9Структура работы
Введение.
Глава I. Военная почта во время Великой Отечественной войны. Анализ

внешних характеристик фронтового письма.
Глава II. Анализ содержания фронтовых писем.
§1. Информационные возможности фронтовых писем.
§2. Письма как источник по истории фронтовой повседневности.
Заключение.
Список источников и литературы.
Приложения.

Слайд 10Глава I. Военная почта во время Великой Отечественной войны.

Анализ внешних характеристик фронтового письма.

Почтовая связь была важнейшей формой связи фронта и тыла
Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую Красную Армию доставлялось 70 миллионов писем.
Основная переписка шла между родными на фронте и родными в тылу.


Слайд 12Солдатские треугольники
Они сворачивались определенным образом и не требовали специального конверта для

отправки.
Готовое к отправке письмо-треугольник не заклеивалось, т.к. фронтовик знал, что письмо подвергнется цензуре.


Слайд 13 Письма, вложенные в конверт
тетрадный лист,
лист из нотной тетради,

амбарной книги,
бланка радиограммы
или плана здания,
обрывок плаката,
кусок старой географеской карты,
разрезанный лист чистого белого ватмана.

Слайд 14Фронтовые почтовые открытки
Встречаются иллюстрированные и неиллюстрированные, самодельные открытки, нарисованные от руки

карандашом или акварелью.

В качестве иллюстраций использовались:
изображения реальных фрагментов войны;
советская военная символика;
элементы советской военной идеологии
(например, «образ великих предков»).

Иллюстрации должны были воспитывать у солдат чувства патриотизма и ненависти к врагу.


Слайд 15Письма-карточки
Содержали
информацию
об издательстве,
номер заказа,
год издания,
цену,
название типографии.
На

карточках присутствовала политико-военная символика:
ордена, ленты, вечный огонь.
Типичным был рисунок: изображение бойца с автоматом,
пишущего письмо домой.

Слайд 16Глава II. Анализ содержания фронтовых писем. §1. Информационные возможности

фронтовых писем.

Все письма с фронта проходили через руки военной цензуры.

Главные функции цензуры:
пресечение утечки через переписку информации, составляющей военную тайну (место действия, дислокация частей, их нумерация, фамилии командиров и т.п.);
перлюстрация писем и составление обзоров о морально психологическом состоянии и настроении войск.


Слайд 17Письмо Шарова Олега Борисовича, прошедшее цензуру


Слайд 18Содержательная информация писем
Сведения о боевых действиях, описания впечатлений фронтовика от боевых

операций, оценки военного положения, соотношения сил, оценки боевого духа советских солдат, боевого духа противника и. т. д.

Слайд 19Содержательная информация писем
Описание бедствий войны. Это более эмоциональный фактор для солдат

картины разрушений были часто невыносимы.




Из сборника «Письма с фронта»

Без жертв война не бывает, павшие смертью храбрых умерли по–гвардейски, головой вперед, с призывом брать победу с боя.
Это, Лизоченька, богатыри, гвардейцы, предпочитавшие смерть в бою, чем жизнь в плену…
Автор письма-Королев Георгий Михайлович.



Слайд 20Содержательная информация писем
Описание межличностных отношений на фронте, в которых практически не

встречаются описания негативных межличностных отношений.


Слайд 21Содержательная информация писем
4. Рефлексивное описание личностного мира фронтовика.


Слайд 22Глава II. Анализ содержания фронтовых писем. §2. Письма как источник по

истории фронтовой повседневности.

Слайд 23Описание фронтового досуга


Слайд 24Описание деятельности и занятий фронтовика


Слайд 25Описание предметно-вещного мира фронта


Слайд 26Ценности, которые можно выделить из анализа писем
Общечеловеческая (из суждений авторов

об их отношении к мирной жизни )



Слайд 27Ценности, которые можно выделить из анализа писем
Общения с покинутой семьей,

родителями, друзьями, любимыми.

Слайд 28Ценности, которые можно выделить из анализа писем
К руководящему командиру –

как ценности взаимопомощи, поддержки, взаимопонимания.


Слайд 29Ценности, которые можно выделить из анализа писем
Отношение к противнику, оценка

его сил и к войне как антиценностям.

Из сборника «Письма с фронта»
Мы, лётчики, вспомнили Ленинград и блокаду и теперь даем им понять за страдания Ленинградцев и Беларуссии. Вот ты будешь в Ленинграде и увидишь, что сделали варвары с этим красивым городом.

Дают «драпу» фашисты и смазывают пятки, …а мы их догоняем и ещё больше подмазываем, и скоро будет самая большая берлога в Восточной Пруссии в наших руках.
Автор письма-Иванов Евгений Нилович.



Слайд 30 Заключение.
« Эти письма эпохи войны, Что

хранятся в семейных архивах На бумаге налёт желтизны И протёрты до дыр на изгибах. Эти письма эпохи войны Не обычного требуют чтенья, Тем их краткие строки сильны, Что мы сами их продолжение...»

Фронтовые письма являются важным историческим источником для изучения такого знакового события в истории нашего государства как Великая Отечественная война. Они помогают нам понять людей, которые побывали в том страшном времени, рассмотреть их характеры до и после войны. Рассказывают нам картины сражений словами бойца. Эти письма – ценность, которую нельзя терять.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика