Фортепиано: из истории созданияПрезентация ученицы ДМШ им. Д.Д.Шостаковича г.КалининградаКозловой Елизаветы2014 г. презентация

Очень давно, в Древней Греции, ещё во времена Пифагора существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом. Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной.

Слайд 1Фортепиано: из истории создания Презентация ученицы ДМШ им. Д.Д.Шостаковича г.Калининграда Козловой Елизаветы 2014 г.


Слайд 2
Очень давно, в Древней Греции, ещё во

времена Пифагора существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом. Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной. От ящика, сделанного из специального дерева, зависели тембр и громкость звука. Струна плотно прикреплялась к ящику неподвижными подставками, а кроме них была ещё одна – подвижная. Она передвигалась по струне, изменяя высоту звука.

Слайд 3 Шли века, инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным,

а на одной из его сторон разместилась клавиатура, т. е. ряд клавиш (от латинского clavis – ключ). Теперь играющий нажимал на клавиши, а они приводили в движение тангенты – металлические пластинки. Тангенты касались струн и те начинали звучать. Этот инструмент стал называться клавикордом (от латинского clavis и греческого chorde – струна). Его ставили на стол и играли стоя.

Слайд 4


Конечно, никто не считал этот инструмент пределом совершенства. Он возник, как считали ученые, в XII веке, и на протяжении пяти веков мастера разных стран пытались его улучшить. Чтобы звук стал сильнее, решили на каждую клавишу ставить не одну, а несколько струн, увеличили размер ящика.
Клавикорд был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов, поэтому их делали нарядными, красиво изукрашенными перламутром, позолотой, драгоценными породами дерева. В конце XVII века во Франции клавиши (те, что в современных роялях делаются белыми) стали вытачивать из черного дерева, а верхние обкладывали слоновой костью. Это делалось для того, чтобы на темном фоне лучше выделялись изящные белые руки знатных дам-клавикордисток.


Слайд 5 Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур, они

помещались одна над другой в виде лесенки. Каждой клавиатуре соответствовал определённый регистр инструмента. Звук клавикорда был очень нежным и певучим. Исполнитель по своему желанию мог играть громче или тише. Современники писали о клавикорде: «он служит утешением в страданиях и другом, участвующим в веселии».

Слайд 6 Одновременно с клавикордом возник и развивался другой,

похожий на него и в разных странах называвшийся по-разному: клавицимбал, чембало, вирджинал, клавесин. В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины, и это определило характерную форму, которая затем перешла к роялю. Звук на клавесине извлекался не ударом, а щипком: клавиша приводила в движение упругие язычки из птичьих перышек, которые зацепляли струну.

Слайд 7 Звук был сильнее, чем у клавикорда, но не

так выразителен и красив. Исполнитель не мог влиять на его качество, как при игре на клавикорде. Чтобы как-то разнообразить звучание, мастера придумывали различные приспособления: делали инструменты с несколькими клавиатурами, отличавшимися друг от друга степенью громкости звука.
Клавесин был не только домашним инструментом. Он включался в различные ансамбли, даже в оркестр, где на нем исполняли партию сопровождения. Значительной была роль клавесина и как сольного инструмента. Пьесы для него писали многие композиторы XVII-XVIII веков: итальянские, французские, немецкие. В истории музыки их называют клавесинистами.

Слайд 8 Наиболее известны французские клавесинисты –Куперен, Дакен, Рамо. Они

писали танцы для клавесина, такие, как менуэт, гавот, ригодон, создавали музыкальные портреты и картинки: «Цыганка», «Вязальщицы»,«Жнецы», «Бабочки» и даже… «Курица». Эти изящные пьесы, обильно изукрашенные мелизмами (украшениями), были вполне в духе того времени, когда носили пудреные парики, платья со множеством бантиков и кружев.

Слайд 9 Клавирные мастера продолжали поиски. Фортепиано появилось почти одновременно в

3 странах; его изобрели независимо друг от друга клавирные мастера - в Италии Б. Кристофор, во Франции Ж. Мариус, в Германии школьный учитель музыки К. Г. Шрётер . Звук в нем извлекался деревянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче – piano или forte. Отсюда и пошло название инструмента – пианофорте, а позднее – фортепиано. Название это сохранилось до сих пор и является объединяющим для всех струнных клавишных инструментов.

Слайд 10Фортепиано
Фортепиано имело ряд преимуществ по сравнению с клавесином,

из которых самое главное - возможность изменять тембр и силу звука при игре.
У фортепиано есть демпфер (глушитель), который заглушает звук или, наоборот, при отведении демпфера правой педалью- продлевает его звучание.
Таким образом, фортепиано имеет огромный размах силы звука: от нежнейшего пианиссимо до мощного фортиссимо. Именно это дает инструменту поистине безграничные возможности: оно может звучать как флейта, а может как целый оркестр.

Слайд 11 На протяжении ХIХ сложилось два основных вида фортепиано:
горизонтальный – рояль (по

французски «royal»- королевский) с корпусом в виде крыла

Вертикальный- пианино


Слайд 12
Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная

звучность.

На пианино играют там, где можно обойтись меньшей силой звука (в классе или дома), в небольшом помещении


Слайд 13Мастерство пианистов XIX-XX вв. во многом связано с максимальным использованием всех

технических возможностей последних моделей фортепиано, включая искусство педализации; поэтому у каждого пианиста-художника фортепиано звучит индивидуально - у одного с преобладанием "металла", "серебристости", у другого - мягко, глубоко, у третьего - "пышно", красочно и т.д. При игре на фортепиано можно получить богатую звуковую колористическую палитру; несмотря на ударную природу звукообразования фортепиано., у искусного исполнителя оно может превратиться в певучий инструмент, а игра - быть поэтичной, лирической.

Слайд 14Известные пианисты XVIII-XIXвв.
Это два из трех «венских классиков» Шуберт

и Бетховен, немцы Брамс и Шуман, поляк Шопен и француз Шарль Валантен Алькан.
В этот период к пианистам в первую очередь предъявлялось требование уметь импровизировать. Профессия пианиста была тесно связана с композиторством. И даже при исполнении чужих произведений считалась правильной его собственная трактовка, вольная интерпретация. Сегодня такое исполнение посчитали бы безвкусным, неправильным, даже неумелым.



Слайд 15Известные пианисты XX и XXI века
XX век – период

расцвета фортепианного искусства. Этот период необычайно богат исключительно талантливыми, выдающимися пианистами.
В начале века прославились Гофман и Корто, Шнабель и Падеревский. И естественно,C.В. Рахманинов, ознаменовавший новую эпоху не только в фортепианной музыке, но и в мировой культуре в целом.
Вторая половина XX века – это эпоха таких известных пианистов, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн, Вильгельм Кемпфф…

Слайд 16
Список литературы:
1.Газарян.М. В мире музыкальных инструментов.
М., «Просвещение», 1985
2. Зильберквит М.

Мир музыки, М., «Детская литература», 1988
3. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.
М., «Советский композитор», 1986
4.Шорникова М., Музыкальная литература
(Музыка, ее формы и жанры), Ростов на Дону, «Феникс»,2010
4. Интернет. Сайты: https://ru.wikipedia.org/wiki и
http://www.belcanto.ru/fortepiano.html




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика