Слайд 1
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
Роль современной начальной школы?
Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.
Слайд 2
УУД - это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность
к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.
Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Слайд 3
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными
целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Слайд 4
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации,
моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Слайд 5
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей
учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.
Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.
Слайд 6
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных
и регулятивных действий.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
Слайд 7Должны знать:
- все буквы алфавита, правильно называть их
- основное отличие звука
от буквы.
Должны уметь:
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить
- различать гласные и согласные звуки и буквы
правильно называть мягкие и твёрдые согласные звуки в
слове
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными
буквами е, ё, и, ю, я
- делить слово на слоги
- выделять в слове ударный слог
- переносить слово по слогам
- правильно списывать слова и предложения
употреблять заглавную букву в начале, точку в конце
предложения
писать с заглавной буквы имена и фамилии, клички
животных
устно составлять текст из 3-5 предложений на определённую
тему.
Слайд 8Ученик научится: различать, сравнивать:
-звуки и буквы;
-ударные и безударные гласные
звуки;
-твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
-звук, слог, слово;
-слово и предложение;
кратко характеризовать:
-звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные
твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
-условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных;
решать учебные и практические задачи:
-выделять предложение и слово из речевого потока;
-проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава
слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
-выделять в словах слоги;
-правильно называть буквы русского алфавита, знать их
последовательность;
-правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
-переносить слова;
-писать прописную букву в начале предложения и в именах
собственных;
-правильно писать словарные слова, определенные программой;
-ставить точку в конце предложения;
-грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно
отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и
орфография совпадают);
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-
30 слов;
-осознавать цели и ситуации устного общения;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Слайд 9
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения,
и
уточнять их значение по тексту или с помощью толкового
словаря;
- использовать алфавит при работе со словарями и
справочниками;
- различать слова, называющие предметы, действия и признаки;
- задавать вопросы к словам;
- выбирать языковые средства в соответствии с целями и
условиями общения для эффективного решения
коммуникативной задачи;
- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться
к координации различных позиций в сотрудничестве;
- соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Слайд 10Инструментарий для оценки новых образовательных результатов
1) Личностные результаты. Проверяем умение объяснять
с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные однозначно поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Задание в общем виде: Дан список поступков, которые нарушают или утверждают какой-то очевидный нравственный принцип. Напротив дан список аргументов, объясняющих, почему эти поступки оцениваются как плохие или хорошие. Поступки, как правило, конкретные, а аргументы формулируют нравственные принципы в общем виде.
2) Регулятивные универсальные учебные действия. Проверяем умение составлять план решения проблемы (задачи).
Задание: Тебе нужно посадить грядку морковки. Определи порядок своих действий. Для этого из приведенного списка выбери только необходимые действия и расставь их по порядку.
Предлагаемые действия: (…)
Слайд 113) Познавательные универсальные учебные действия. Проверяем умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна
для решения учебной задачи.
Задание: Известно, что до глубины менее Х м человек может нырять без специального снаряжения. Нужно ли специальное снаряжение, чтобы достичь наиболее глубокой точки озера Ильмень?
4) Коммуникативные универсальные учебные действия. Проверяем умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргумент.
Задание: Нужно убедить родителей в том, что тебе необходимо … (заверши сам). Родители отказываются выполнить твою просьбу. Найди не менее трёх убедительных аргументов, запиши их.
Дорогие родители!
Мне очень нужно, чтобы _________________
Хочу объяснить, почему мне это необходимо:
1) ___ 2) _______ 3) ___________
Слайд 12 5) Отрывок из сказки А.С.Пушкина:
«Мы объехали весь свет;
За морем житьё
не худо.
В светеж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, нежилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нём дубок единый;
А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами».
Ознакомление: вспомните и напишите (напишите с помощью трёх прилагательных (или словосочетаний), как выглядел остров, когда корабельщики впервые увидели его)
Понимание: постройте прогноз развития (подумайте, как бы могли развиваться события дальше, что ещё могло бы находиться, произойти на острове?)
Применение: сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает (нарисуй, как выглядел остров до и после превращения)
Анализ: раскройте особенности…Выдели две части в отрывке. Объясни своё мнение.
Синтез: изложите в форме… своё мнение (понимание)… Докажи, что в описаниях это один и тот же остров)
Оценка: оцените значимость…для... (почему изменения, которые произошли с островом, корабельщики называют «чудом»?)